Ключевые слова: специальные знания, уровни усвоения знаний, образование в сфере физической культуры, культурно-исторические основы, социально-психологические основы, естественные основы.
В общем смысле знания характеризуются как совокупность накопленных в процессе общественно-исторической практики человеческих сведений о природе, обществе, технике и самом человеке.
Знания являются ведущим компонентом содержания образования в физическом воспитании. Без усвоения знаний:
– о закономерностях движений; способах выполнения физических упражнений и тактических действий; принципах судейства; организации и проведения самостоятельных занятий или с группой занимающихся невозможно овладение двигательными действиями, умениями тактического, инструкторско-методического, судейского и самоуправленческого характера;
– о нормах общения в коллективе; о личной и общественной значимости физкультурной деятельности невозможно овладеть опытом регулирования собственного поведения.
|
|
Источником знаний является не только информация преподавателя, но и сама двигательная деятельность занимающихся.
В обучении двигательным действиям на основе полученных знаний обучающийся еще до начала выполнения упражнения формирует в собственном сознании:
– представление о технике упражнения;
– составление мысленного проекта решения соответствующей двигательной задачи;
– определение способов решения данной двигательной задачи;
– предусмотрение возможных изменений в своем физическом совершенствовании.
Образование в сфере физической культуры полноценным будет лишь тогда, когда обучающиеся овладеют системой знаний, которая характеризуется: разнообразием входящего в нее теоретического материала, раскрывающего все виды двигательной деятельности; составом видов знаний (фактов, понятий, терминов).
Структурная организация основ знаний о физкультурно-спортивной деятельности включает в себя знания:
- культурно-исторических основ,
- социально-психологических основ,
- естественных основ.
Культурно-исторические основы включают в себя знания по истории зарождения современных Олимпийских игр; истории олимпийского движения в России и о ее выдающихся спортсменах; характеристике основных направлений физической культуры в современном российском обществе; формам физической культуры, их целям и задачам, месту и значению в культурном образе жизни человека.
Социально-психологические основы включают в себя знания по:
– физической подготовке: обучению движениям и двигательным действиям;
– развитию физических качеств;
|
|
– организации самостоятельных форм занятий физической культурой;
– методике урочных и внеурочных форм занятий.
Естественные основы включают в себя знания об:
– особенностях биологического созревания организма;
– основах биомеханики движений;
– физической и умственной работоспособности, их связи с функциональным состоянием, физическим развитием и физической подготовленностью человека;
– физических упражнениях как способе чередования нагрузки и отдыха, их положительном влиянии на умственную и физическую работоспособность, на особенности развития опорно-двигательного и мышечного аппаратов, на функциональные возможности дыхания, кровообращения и энергообмена;
– двигательном режиме и его влиянии на функциональное состояние и работоспособность, основных формах его организации и планирования.
Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уровня усвоения знаний:
– первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла и фиксации в памяти полученной информации;
– второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях;
– третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и эффективному применению их в новых, незнакомых ситуациях.