Тема № 4: Система специальных знаний о физкультурно-спортивной деятельности

Ключевые слова: специальные знания, уровни усвоения знаний, образо­вание в сфере физической культуры, культурно-исто­рические основы, социально-психологические основы, естественные основы.

В общем смысле знания характеризуются как сово­купность накопленных в процессе общественно-истори­ческой практики человеческих сведений о природе, об­ществе, технике и самом человеке.

Знания являются ведущим компонентом содержа­ния образования в физическом воспитании. Без усвое­ния знаний:

– о закономерностях движений; способах выполне­ния физических упражнений и тактических действий; принципах судейства; организации и проведения само­стоятельных занятий или с группой занимающихся не­возможно овладение двигательными действиями, уме­ниями тактического, инструкторско-методического, судейского и самоуправленческого характера;

– о нормах общения в коллективе; о личной и обще­ственной значимости физкультурной деятельности не­возможно овладеть опытом регулирования собствен­ного поведения.

Источником знаний является не только информация преподавателя, но и сама двигательная деятельность занимающихся.

В обучении двигательным действиям на основе по­лученных знаний обучающийся еще до начала выпол­нения упражнения формирует в собственном сознании:

– представление о технике упражнения;

– составление мысленного проекта решения соответ­ствующей двигательной задачи;

– определение способов решения данной двигатель­ной задачи;

– предусмотрение возможных изменений в своем физическом совершенствовании.

Образование в сфере физической культуры полноцен­ным будет лишь тогда, когда обучающиеся овладеют си­стемой знаний, которая характеризуется: разнообрази­ем входящего в нее теоретического материала, раскры­вающего все виды двигательной деятельности; составом видов знаний (фактов, понятий, терминов).

Структурная организация основ знаний о физкультурно-спортивной деятельности включает в себя знания:

- культурно-исторических основ,

- социально-психологических основ,

- естественных основ.

Культурно-исторические основы включают в себя знания по истории зарождения современных Олимпийских игр; истории олимпийского движения в России и о ее выдающих­ся спортсменах; характеристике основных направлений фи­зической культуры в современном российском обществе; формам физической культуры, их целям и задачам, месту и значению в культурном образе жизни человека.

Социально-психологические основы включают в себя знания по:

физической подготовке: обучению движениям и двигательным действиям;

развитию физических качеств;

организации самостоятельных форм занятий фи­зической культурой;

методике урочных и внеурочных форм занятий.

Естественные основы включают в себя знания об:

– особенностях биологического созревания организма;

– основах биомеханики движений;

– физической и умственной работоспособности, их связи с функциональным состоянием, физическим раз­витием и физической подготовленностью человека;

– физических упражнениях как способе чередования нагрузки и отдыха, их положительном влиянии на ум­ственную и физическую работоспособность, на особен­ности развития опорно-двигательного и мышечного аппаратов, на функциональные возможности дыхания, кровообращения и энергообмена;

– двигательном режиме и его влиянии на функцио­нальное состояние и работоспособность, основных фор­мах его организации и планирования.

Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уровня усвоения знаний:

– первый уровень усвоения знаний является резуль­татом восприятия, осознания смысла и фиксации в па­мяти полученной информации;

– второй уровень усвоения знаний проявляется в готов­ности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях;

– третий уровень усвоения знаний проявляется в го­товности обучаемого к творческому и эффективному при­менению их в новых, незнакомых ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: