Ключевые слова: потребность в физическом совершенствовании, иерархия потребностей, мотив, формирование мотива, внутренние факторы, внешние факторы, мотивы занятий физической культурой.
Одной из главных задач образования в сфере физической культуры является формирование потребности человека в физическом совершенствовании. Успешность этого процесса определяется наличием свободного времени, материальной базой для занятий физическими упражнениями, социально-экономическими требованиями общества и коллектива, общей культурой, а также специальными знаниями, умениями и навыками человека в области физической культуры и спорта.
Потребность в физическом совершенствовании - это культурная привычка применения в повседневной жизни средств физической культуры: в соответствии с адекватным питанием, сном и другим в различных сочетаниях.
Важнейшим условием, без которого физкультурно-спортивные занятия теряют для человека смысл, является наличие у него жизненно важных целей: быть физически здоровым, хорошо владеть своим телом и др. Их формирование обусловливается многими факторами, в т.ч. воспитанием в семье и школе; средствами литературы, искусства, телевидения, кино, печати, влиянием ближайшего окружения и др.
|
|
Наиболее эффективно формирование потребности в физическом совершенствовании происходит в детском возрасте.
Мотивы школьника в учебной деятельности по физической культуре связаны с образовательными целями.
Мотивом определяют то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается, а целью - то, к чему он стремится.
Мотивы занятий физическими упражнениями условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание человека заниматься физическими упражнениями вообще, без их конкретизации. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все дети отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т.п.
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей человека в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении, в ее социальной значимости.
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение человека, придают его поступкам значимость и направленность.
Потребность - это осознаваемая нужда человека в чем-то, которая возникает как при дефиците чего-то, так и при избытке (например, у человека накапливается много энергии, ему хочется ее разрядить, подвигаться).
|
|
Потребности можно разделить на потребности организма и потребности личности.
В свою очередь, потребности личности делятся на биологические и социальные. Биологические обеспечивают деятельность организма человека, его развитие за счет использования природных ресурсов среды и организма. Социальные делятся на материальные и духовные.
В становлении социально зрелой личности большую роль играют духовные потребности в познании себя, окружающего мира, в эстетических наслаждениях, в творчестве, в общении с другими людьми, в признании своей значимости окружающими.
У каждого человека существует определенная иерархия потребностей: одни из них занимают ведущее место, другие играют менее значимую роль. Часто при появлении потребности сразу же возникает образ (представление) того предмета, объекта, который необходим, чтобы удовлетворить данную потребность (при голоде - пища, при жажде - вода и т.д.).
Мотивы занятий в сфере физической культуры могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае человек удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радости победы). Во втором случае он может стремиться к получению таких результатов, как:
– самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья);
– самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.);
– подготовка себя к труду и службе в армии;
– удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.).
Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-спортивной деятельности: например, в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении, получении новой информации и т.д.
Человек постоянно осуществляет активную деятельность по удовлетворению возникающих, растущих и меняющихся по разным причинам потребностей. Тем самым он обеспечивает себе необходимые и достаточные условия существования, а также комфорт и относительную надежность жизнедеятельности, здоровый образ жизни.