Тема № 5: Система специальных знаний о физкультурно-спортивной деятельности

Ключевые слова: потребность в физическом совершенствовании, иерар­хия потребностей, мотив, формирование мотива, вну­тренние факторы, внешние факторы, мотивы заня­тий физической культурой.

Одной из главных задач образования в сфере фи­зической культуры является формирование потребно­сти человека в физическом совершенствовании. Ус­пешность этого процесса определяется наличием сво­бодного времени, материальной базой для занятий физическими упражнениями, социально-экономиче­скими требованиями общества и коллектива, общей культурой, а также специальными знаниями, умени­ями и навыками человека в области физической куль­туры и спорта.

Потребность в физическом совершенствовании - это культурная привычка применения в повседневной жиз­ни средств физической культуры: в соответствии с адекватным питанием, сном и другим в различных со­четаниях.

Важнейшим условием, без которого физкультурно-спортивные занятия теряют для человека смысл, явля­ется наличие у него жизненно важных целей: быть фи­зически здоровым, хорошо владеть своим телом и др. Их формирование обусловливается многими факторами, в т.ч. воспитанием в семье и школе; средствами литерату­ры, искусства, телевидения, кино, печати, влиянием ближайшего окружения и др.

Наиболее эффективно формирование потребности в физическом совершенствовании происходит в детском возрасте.

Мотивы школьника в учебной деятельности по фи­зической культуре связаны с образовательными це­лями.

Мотивом определяют то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается, а целью - то, к чему он стремится.

Мотивы занятий физическими упражнениями ус­ловно делятся на общие и конкретные. К общим следу­ет отнести желание человека заниматься физическими упражнениями вообще, без их конкретизации. К конк­ретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все дети отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т.п.

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вы­званы удовлетворением потребностей человека в самосо­вершенствовании, самовыражении и самоутверждении, в ее социальной значимости.

Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение человека, придают его поступкам значи­мость и направленность.

Потребность - это осознаваемая нужда человека в чем-то, которая возникает как при дефиците чего-то, так и при избытке (например, у человека накапливается мно­го энергии, ему хочется ее разрядить, подвигаться).

Потребности можно разделить на потребности орга­низма и потребности личности.

В свою очередь, потребности личности делятся на биологические и социальные. Биологические обеспечи­вают деятельность организма человека, его развитие за счет использования природных ресурсов среды и организ­ма. Социальные делятся на материальные и духовные.

В становлении социально зрелой личности большую роль играют духовные потребности в познании себя, ок­ружающего мира, в эстетических наслаждениях, в твор­честве, в общении с другими людьми, в признании своей значимости окружающими.

У каждого человека существует определенная иерар­хия потребностей: одни из них занимают ведущее место, другие играют менее значимую роль. Часто при появле­нии потребности сразу же возникает образ (представле­ние) того предмета, объекта, который необходим, чтобы удовлетворить данную потребность (при голоде - пища, при жажде - вода и т.д.).

Мотивы занятий в сфере физической культуры могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результа­том. В первом случае человек удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радости победы). Во вто­ром случае он может стремиться к получению таких ре­зультатов, как:

– самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепле­ние здоровья);

– самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.);

– подготовка себя к труду и службе в армии;

– удовлетворение духовных потребностей (через обще­ние с товарищами, через чувство принадлежности к кол­лективу и т.д.).

Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-спортивной деятельности: например, в ак­тивном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении, получении новой информации и т.д.

Человек постоянно осуществляет активную деятель­ность по удовлетворению возникающих, растущих и ме­няющихся по разным причинам потребностей. Тем са­мым он обеспечивает себе необходимые и достаточные условия существования, а также комфорт и относитель­ную надежность жизнедеятельности, здоровый образ жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: