Под внешнеторговыми транспортными операциями следует понимать комплекс экономических и финансовых воздействий, технических и технологических мер и юридических действий, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя.
Транспортные операции во внешнеэкономических связях можно классифицировать следующим образом:
1. Внешнеторговые перевозки (это не юридический термин) бывают: международные и внутренние.
М/н перевозки - перевозки грузов между двумя и более странами, груз следует за границу. М/н перевозка носит юридический характер. Внешнеторговая перевозка указывает на ее характер (экспортная или импортная). Она может совпадать по месту и времени с международной, при этом такая перевозка должна быть оформлена международными транспортными документами. Но международные перевозки не всегда бывают внешнеторговыми. Международными, но не внешнеторговыми считаются перевозки грузов некоммерческого характера, например выставочных и ярмарочных грузов, оборудования для киносъемок, спортивного инвентаря для участия в соревнованиях и пр., а также гуманитарной помощи.
|
|
2. В зависимости от предмета транспортных операций перевозки могут быть грузовыми, пассажирскими, почтовыми или багажными.
3. По видам транспорта. В зависимости от вида транспорта, участвующего в транспортировке, перевозки могут быть железнодорожными, водными (морскими или речными), автомобильными, воздушными, трубопроводными или смешанными, в которых принимают участие два и более видов транспорта.
4. По видам перевозочных документов:
- товаросопроводительные – накладные всех видов транспорта, чартера. Функции: сопровождение груза; накладная является документом, подтверждающим наличие договора перевозки; накладная является распиской перевозчика в получении им груза. С этого момента – период ответственность перевозчика за груз; нельзя передавать другим лицам права на распоряжение грузом по накладной (необоротный). Накладные подтверждают заключение договора перевозки и служат распиской перевозчика в получении груза.
- товарораспорядительные документы – морские и мультимодальные коносаменты. Функции: документ, подтверждающий наличие договора перевозки; служат распиской капитана судна в приеме груза на борт; являются распорядительным документом.
5. По транспортной характеристике товара: сухие (навалочные – уголь, руда; насыпные – зерно, цемент; генеральные – штучные, тарно-штучные, тарно-упаковочные – станки, оборудование автомобили) и наливные (нефть, вино, жиры).
6. От периодичности: регулярные и нерегулярные.
|
|
Нерегулярные морские перевозки (трамповые). Это разовые договорные перевозки, в которых объектом фрахтования служит целое судно. Иногда эти перевозки называют чартерными на основании названия договора. Чартер – договор фрахтования судна. Различают разовые и договорные трамповые перевозки.
Регулярные – определенный маршрут, расписание, заранее объявлены тарифы. Регулярные – определенный маршрут, расписание, заранее объявлены тарифы.
7. Внешнеторговые перевозки подразделяются в зависимости от вида применяемых тарифов. Принципы формирования тарифных и фрахтовых ставок на разных видах транспорта различны. При морских перевозках основной принцип формирования тарифов и фрахтов — скорость движения судна. Поэтому они формируются на основе нормированной ставки тайм-чартерного эквивалента — затрат судовладельца на использование судна в течение одних суток. При железнодорожных перевозках применяются покилометровые тарифы, исчисляемые за тонну или вагонную партию перевозимого груза. При автомобильных перевозках провозные платежи формируются путем умножения ставки за перевозку всего груза в автомобиле за 1 км пути на фактическое расстояние перевозки. При воздушных перевозках применяется зонный принцип формирования тарифов. Для смешанных перевозок устанавливаются сквозные тарифы, базирующиеся на уровне тарифов и фрахтов, действующих на отдельных видах транспорта.
8. Порядок прохождения границы. Внешнеторговые перевозки классифицируются в зависимости от порядка прохождения границы как перегрузочные (если разная ширина желез дороги) и бесперегрузочные.
9. Транспортно-технологические системы. Различают контейнерную, пакетную, паромную, лихтерную, трейлерную, ролкерную, с использованием судов смешанного («река — море») плавания и др.
10. Место завершения перевозки. Внешнеторговые перевозки могут быть классифицированы в зависимости от того, завершаются ли они в соседней стране или нет, на соседские, транзитные, кольцевые.
11. Внешнеторговые перевозки в зависимости от вида сообщений подразделяются на прямые и непрямые. Под прямой понимается перевозка одной партии груза несколькими видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения по одному договору перевозки, по одному перевозочному документу, по одному сквозному тарифу. При соблюдении некоторых дополнительных условий прямые перевозки именуют интермодальными. Все остальные перевозки считаются непрямыми.
12. Существуют перевозки внешнеторговых грузов, осуществляемые на особых условиях. К таким относятся скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, длинномерные, негабаритные и другие грузы.
13. Транспортные операции могут быть классифицированы по составу участников их выполнения.
14. Место исполнения. Транспортные операции могут осуществляться в различных пунктах: на складе производителя товара, у продавца, на таможенном терминале, в пункте отправления, в пути следования груза, в пунктах перевалки груза с одного вида транспорта на другой, на пограничных пунктах, в портах, аэропортах, у покупателя и у фактического получателя товара.
15. Сущ-т специфические виды транспортных операций, такие, как пограничные перевозки, последовательные перевозки несколькими перевозчиками, маятниковые автомобильные и др.
16. От того, используется один или несколько видов транспорта: унимодальный (1 вид транспорта), простая смешанная (несколькими видами транспорта с разными документами и разными перевозчиками), прямая смешанная (мультимодальная, интермодальная – по одному документу разными видами транспорта, оформляется одним оператором).