Внешнеторговые перевозки следует классифицировать в зависимости от их периодичности на регулярные и нерегулярные.
Признаки регулярных перевозок. На примере линейного судоходства ниже приведены отличительные особенности регулярной линии:
1) определенный маршрут и направление следования
2) порты захода — 1. базовые (основные), в которые обязательно заходят суда данной линии; 2. факультативные, в которые возможен заход судов; и порты, в которые суда, работающие на данной линии, не заходят никогда (порты, в которые суда заходят в следующих случаях: если в эти порты адресован груз или если в этих портах забукирован груз в соответствии с договором, который принято называть «букинг-нот» (договор резервирования – «букирования"); 3. порты, в которые нет захода – определяется политическими факторами («суда регулярной линии не заходят в порты Израиля», «суда регулярной линии не заходят в порты арабских стран»).
3) график прохождения линии, т. е. времени захода, стояночного времени и отхода судов по каждому порту регулярной линии - Расписание захода и выхода судов из каждого поименованного порта.
4) категории грузов, перевозимых судами линии, включая ограничения по массе отправок и габаритам грузовых мест;
5) тарифы на перевозку грузов между парами портов. Цена перевозки, то есть тариф, заранее опубликована в издаваемых тарифных справочниках. Линейный тариф выше, чем фрахт (чартер – все судно). Тарифные справочники публикуются, как правило, раз в квартал.
6) Тип и название судов.
Линейные перевозки принято называть публичными, потому что все условия функционирования линии опубликованы и любой грузовладелец может заключить договор перевозки на официально объявленных условиях.
На линиях работают объединения судовладельцев, именуемые фрахтовыми конференциями. Самая крупная в мире – FEFC (Far East Freight Conference) – Дальневосточная фрахтовая конференция. Это олигопольный сговор, тип рынка – олигополия. Сговор относительно условий перевозок, распределения прибылей и убытков между участниками и поддержание высоких цен. Участники сговора пытаются всегда нарушить ценовые соглашения.
В линейном судоходстве перевозятся, как правило, генеральные грузы. Документ, подтверждающий наличие такого договора, — коносамент.
.