Актуарное прогнозирование развития основных факторов пенсионной системы

Рассмотрим основные положения актуарного оценивания развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу (до 2020 г.), которое было произведено исходя из необходимости учета изменений внешних к пенсионной системе факторов (макроэкономических, социально-трудовых и демографических), которые произошли и планируются к реализации Минэкономразвитием РФ на долгосрочную перспективу.

Корректировка основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 г., которая была произведена Минэкономразвитием РФ в связи с переходом с одногодичного цикла бюджетного планирования к трехлетнему (на период 2006—2008 гг.), в частности, уточнила прогнозные показатели ВВП, ФОТ, уровня инфляции, среднемесячной заработной платы, т.е. основных параметров, используемых в бюджетном планировании ПФР. Одновременно с этим были дополнительно скорректированы уточненные данные Всероссийской переписи населения 2002 года.

Исходя из функций актуарного оценивания была поставлена и решена задача определения влияния изменения макроэкономической политики на среднесрочную перспективу на финансовую обеспеченность долгосрочных пенсионных обязательств государства как минимум до 2020 г.

Представленный актуарный прогноз развития пенсионной системы разработан с использованием актуарной модели Пенсионного фонда РФ на основе базы данных системы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Расчеты на период 2008— 2020 гг. осуществляются ПФР на основе анализа тенденций развития экономики страны и изменения демографической ситуации с использованием актуарной демографической и макроэкономической моделей.

Формирование актуарного прогноза осуществлялось на основе следующих сценарных условий:

- нормы налогового и пенсионного законодательства, установленные на 2005 г., остаются неизменными в течение всего прогнозного периода;

- индексация шкалы ЕСН и страховых взносов не произво­дится;

- величина фиксированного платежа принята равной 150 руб. и сохраняется постоянной до конца горизонта прогноза;

- доля расходов на доставку пенсий, содержание органов ПФР (административные расходы) сохраняется на уровне 2005 года;

- норматив оборотных средств (на конец года) сохраняется на уровне 2005 года;

- формирование обязательных налоговых и страховых отчислений в бюджет ПФР предусмотрено с коэффициентом собираемости, - установленным бюджетными проектировками 2005 года;

- мероприятия по погашению задолженности по уплате страховых взносов не учтены;

- инвестирование средств обязательных пенсионных накоплений предусмотрено с номинальной доходностью, равной темпам инфляции;

- выплаты накопительной составляющей трудовой пенсии предусмотрены в расчетах начиная с 2012/13 года, поскольку во внимание принимались средства, уплачиваемые мужчинами с 1953 по 1966 год рождения и женщинами с 1957 по 1966 год рождения на формирование накопительной составляющей в 2002-2004 годах;

- распределение средств между ГУК, управляющими компаниями и НПФ не предусматривалось;

- расходы на финансирование ежемесячных денежных выплат в бюджетных проектировках системы ПФР не учитывались, поскольку подлежат полному возмещению из средств федерального бюджета на каждый текущий период.

В качестве исходных данных для прогнозирования численности и доходов различных групп застрахованных лиц использовался отчет Госкомстата России о возрастно-половом распределении численности постоянного населения в 2002 г. и сведения СПУ о численности застрахованных лиц, за которых уплачивались взносы в ПФР 2000-2002 гг.

Актуарный прогноз расходов пенсионной системы сформирован с учетом статистических данных о численности пенсионеров и возрастно-половом распределении категорий пенсионеров по состоянию на 01.01.2004 г.

Основой для прогноза численности пенсионеров служит прогноз численности постоянного населения страны, рассчитываемый по полу и возрасту, отчетные данные о численности пенсионеров, коэффициенты смертности. Прогнозирование численности пенсионеров осуществлялось исходя из динамики доли пенсионеров данной категории в населении данного возраста. Предполагалось, что возрастно-половая структура новых назначений для каждого вида пенсий остается неизменной на всем интервале про­гнозирования (возраст выхода на пенсию не изменяется) и соответствует структуре 2003 г.

При разработке прогнозов учитывались долгосрочные тенденции изменения основных показателей, оказывающих влияние на финансовое состояние пенсионной системы.

При выполнении прогнозных расчетов в актуарной модели Пенсионного фонда РФ учтены все изменения законодательных и нормативных актов по пенсионному страхованию и обеспечению, а также по налогообложению и бюджетированию по состоянию на 01.03.2005 г., в частности, все изменения и дополнения, внесенные в Главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральные законы "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", "Об установлении размеров базовой части трудовой пенсии и порядке индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 г.".

Прогноз макроэкономических показателей предполагает рост объема номинального ВВП с 19,7 трлн. руб. в 2005 г. до 101,3 млрд. руб. в 2020 г., однако темп роста ВВП в номинальных ценах будет постепенно снижаться. К 2005 г. цепной темп роста номинального ВВП составит 1,18 раза, в 2020 г. - 1,1 раза.

В течение прогнозного периода предусматривается снижение индекса-дефлятора ВВП, наиболее резкое - в 2005- 2010 гг. (с 1.108 до 1,056 раза), и затем плавное на промежутке с 2010 по 2020 г. - с 1,056 до 1,048 раза. Фонд заработной платы в номинальных ценах увеличивается с 5055 млрд. руб. в 2005 г. до 28 354 млрд. руб. в 2020 г., его до­ля в ВВП увеличится с 26% в 2005 г. до 28% к 2020 г.

Номинальная среднемесячная заработная плата увеличится в течение прогнозного периода в 6 раз, с 8,5 тыс. руб. в 2005 г. до 51,6 тыс. руб. к 2020 г.

Индекс потребительских цен (инфляция) в среднем за год, в разах к предыдущему году, будет изменяться следующим образом. С 2005 по 2010 г. он сократится с

1.109 раза до 1,037 раза. Далее ожидается более плавное его снижение, и начиная с 2020 г. среднегодовой темп инфляции будет составлять 1,02 раза (т.е. не выше 2%).

Номинальная среднемесячная заработная плата будет увеличиваться на протяжении всего прогнозного периода, однако темп ее роста будет постепенно замедляться.

Фонд заработной платы в реальных ценах изменится с 5,05 трлн. руб. в 2005 г. до 16,5 трлн. руб. в 2020 г. Таким образом, его реальный рост составит 8,7 раза.

При этом размер среднемесячного заработка в реальных ценных увеличится к 2020 г. до 30,0 тыс. руб. При перспективных расчетах численности экономически активного населения, населения, занятого в экономике, безработных, наемных работников, индивидуальных предпринимателей и адвокатов были сделаны предположения о том, что возрастно-половая структура указанных групп населения остается постоянной на всем интервале прогнозирования и соответствует структуре базового года. Одновременно прогнозируется снижение численности наемных работников. С 2005 по 2020 г. численность наемных работников сократится на 8,48% и составит 45,12 млн. чел.

Согласно прогнозным расчетам, численность пенсионеров, получающих трудовую пенсию, возрастет с 36,21 млн. чел. в 2005 году до 39,53 млн. чел. в 2020 году, т.е. на 3,32 млн. чел., или на 8,4%. На рост численности пенсионеров оказывает влияние ряд факторов:

• увеличение продолжительности жизни (согласно гипотезам, соответствующим среднему варианту прогноза Госкомстата России);

• с 2000 года в пенсионный возраст начали вступать женщины, рожденные в послевоенные годы, когда наблюдался бурный рост рождаемости (начиная с 1945 года и вплоть до 1958-го наблюдался неуклонный рост рождаемости, после 1958 г. и до 1990 г. наблюдалось снижение рождаемости, но ее уровень оставался достаточно высок и составлял около 2 детей на одну женщину), в 2005 г. на трудовую пенсию начнут выходить мужчины, рожденные после войны, что также скажется на увеличении числа новых назначений.

Прогноз доходов пенсионной системы. В прогнозном периоде произойдет постепенное снижение эффективного тарифа в базовой части пенсионной системы с 5,8 до 3,4%, в страховой части пенсионной системы- с 11.5 до 4.6%. В начале прогнозного периода наблюдается увеличение эффективного тарифа в накопительной части пенсионной системы с 1,7% в 2005 до 3% в 2010г., связанное как с увеличением в 2008 г. ставки страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии до 6% для лиц 1967 года рождения и моложе, так и с увеличением численности этой группы застрахованных лиц. В последующие годы из-за отсутствия индексации шкалы регрессии эффективный тариф в накопительной части снизится к 2020 г. до 2,5%.

Суммарный эффективный тариф в 2005 г. составит 19,0%, в 2020 г. - 10,5%. Доходы на финансирование базовой части пенсионной системы прогнозируются в следующих объемах: в 2005 г. — 266,5 млрд. руб., в 2010 г. - 467,5 млрд. руб., в 2020 г. — 875,2 млрд. руб. Доходы на финансирование страховой части пенсионной системы прогнозируются в объеме: в 2005 г. - 534,6 млрд. руб., в 2010 г. - 871,06 млрд. руб., в 2020 г. -1190,22 млрд. руб. Более низкий уровень роста доходов страховой части по сравнению с уровнем роста доходов базовой части пенсионной системы в начале периода прогнозирования обусловлен перераспределением доходов между страховой и накопительной частями пенсионной системы и ростом процента отчисления в накопительную часть для лиц 1967 года рождения и моложе до 2008 г. Столь динамичное снижение уровня доходов страховой части пенсионной системы объясняется отсутствием индексации размера фиксированного платежа, взимаемого с индивидуальных предпринимателей и адвокатов и направляемого на финансирование страховой и накопительной частей пенсионной системы.

Доходы на финансирование накопительной части прогнозируются в следующих объемах (без учета доходов от инвестирования указанных средств): в 2005 г -79,84 млрд. руб., в 2010 г -2£1М9 млрд. руб., в 2020 г. 638,42 млрд. руб. Доля доходов распределительной составляющей пенсионной системы в ВВП в 2005 г. составит 4,12%, а в 2020 г. – 2%.

Доля доходов накопительной составляющей пенсионной системы (без учета инвестиционного дохода) в ВВП в 2005 г. составит 0,4%, в 2020 г. - 0,63%.

Прогноз расходов пенсионной системы. По прогнозным оценкам, при сохранении механизма индексации базовой части трудовой пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение 2005-2020 гг. будет наблюдаться постепенное снижение темпа роста расходов на выплату базовой части трудовой пенсии: в 2005 г. он составит 1,4 раза, в 2010 г. - 1,04 раза, в 2020 г. - 1,02. Следует отметить, что форсированное увеличение базовой части трудовой пенсии приведет к постепенному уменьшению доли страховой части в общем размере трудовой пенсии, а в долгосрочной перспективе и к ее полному исчезновению, что противоречит страховым принципам пенсионной системы.

В течение прогнозного периода наблюдается следующая тенденция изменения расходов на выплату страховой части трудовой пенсии. В 2005 г. темп роста расходов на выплату страховой части трудовой пенсии составит 1,12 раза, к 2010 г. эта величина сократится до 1,10 раза. К 2020 году темп роста расходов на выплату страховой части трудовой пенсии сократится и составит 1,046 раза.

В представленном прогнозе предполагается выплата накопительной составляющей трудовой пенсии начиная с 2012 г. Ввиду того что в прогнозе заложены консервативные предположения о величине реальной доходности от инвестирования средств накопительной составляющей и наряду со снижением темпа роста доходов накопительной части трудовой пенсии, темп роста расходов на выплату накопительной составляющей будет неуклонно уменьшаться и в 2020 г. составит 1,1 против 3 раз в 2013 г.

Из-за снижения эффективного тарифа в распределительную систему в связи с отвлечением средств на формирование накопительной составляющей в течение прогнозного периода происходит уменьшение доли доходов на выплату страховой части трудовой пенсии, что негативно отражается на темпах апрельской индексации размера страховой части пенсии. Однако индексация страховой части трудовой пенсии осуществляется темпами не меньшими, чем рост индекса потребительских цен, в связи с чем размер трудовой пенсии, выплачиваемой из распределительной системы, постоянно увеличивается. К 2010 г. средний размер базовой части трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2005 г. в 1,3 раза, к 2020 г. — в 1,7 раза и составит 1651,7 руб. К 2010 г. средний размер страховой части трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2005 г. в 1,7 раза, к 2020 г. - в 3 раза и составит 4281,4 руб. К 2010 г. соотношение среднего размера трудовой пенсии (без учета накопительной составляющей) с прожиточным минимумом пенсионера составит 121%, однако коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе к этому моменту составит 20,82% (по сравнению с 2005 г. произойдет снижение указанного параметра на 6,4% пунктов). К 2020 г. коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе составит 11, 5%.

Средний размер накопительной части пенсии для численности получающих ее в 2020 году составит 30 руб. В начале прогнозного периода расходы распределительной составляющей составят 5,6% от ВВП. К 2020 г. по причинам, указанным выше, их доля сократится до 3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: