Дидактический материал для контроля усвоения учебного материала

Задание 1. Укажите верный вариант ответа. Успехи в изучении алалии в работах новейшего времени достигнуты благодаря тому, что исследователи широко опираются на критерии:

1) психолингвистические; 2) клинические; 3) психологические; 4) комплексного подхода; 5)лингвистические.

Задание 2. Отметьте ошибочное утверждение. В понятие алалии входит:

1) утрата, распад речи; 2) отсутствие речи; 3) недоразвитие речи; 4) поражение речевых зон коры головного мозга; 5) поражения во внутриутробном и раннем периоде развития ребенка.

Задание 3. Выберите вариант ответа. Современные исследования показывают, что при алалии имеют место повреждения:

1) локальные изменения коры головного мозга; 2) изменения в височно-теменно-затылочных отделах доминантного полушария; 3) диффузные, билатеральные поражения коры головного мозга; 4) изменения в височно-теменных отделах доминантного полушария; 5) изменения в височно- затылочных отделах доминантного полушария.

Задание 4. Укажите верный ответ. Механизм алалии представляет собой:

1) нарушение фонетико-фонематической стороны речи; 2) нарушение фонетической стороны речи; 3) нарушение лексико-грамматического строя речи; 4)системное недоразвитие речи; 5) нарушение фонематических процессов в речи.

Задание 5. Выберите правильный ответ. Классификация алалии на импрессивные и экспрессивные формы принадлежит:

1) Р.Е. Левиной; 2) М. Зееману; 3) Е.Ф. Соботович; 4) В.К Орфинской; 5) В.А. Ковшикову.

Задание 6. Найдите правильный вариант ответа. Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное:

1) несформированностью языковых операций производства высказывания; 2) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности смысловых операций; 3) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности сенсомоторных операций; 4) несформированностью языковых операций производства высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций; 5) несформированностью языковых операций производства высказывания при отсутствии сохранности смысловых и сенсомоторных операций;.

Задание 7. Найдите неправильный вариант ответа. В речевую симптоматику при моторной алалии входит:

1) несформированность мотивации общения; 2) недоразвитие высших психических функций; 3) фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону речи; 4) нарушение номинативной и предикативной функции речи; 5) несформированность операций отбора языковых средств.

Задание 8. Исключить ошибочный ответ. Обследование ребенка с алалией и дифференциальная диагностика позволяет разграничить:

1) дизартрические нарушения; 2)нарушения слуха; 3)умственную отсталость; 4) временную задержку речевого развития; 5) нарушения фонетической и фонематической стороны речи.

Задание 9. . Выберите ответ. На начальных этапах работы с моторной алалией формируется:

1) моторная организация речи; 2) фонетическая сторона речи; 3) фонематические процессы; 4) мотивационная основа высказывания; 5) грамматическое конструирование речи.

Задание10. . Найдите верный ответ. Основное проявление симптомов сенсорной алалии:

1) ребенок слыщит, но не понимает обращенной речи; 2) ребенок не слыщит, не понимает обращенной речи; 3) ребенок слыщит, понимает обращенную речь; 4) ребенок не слыщит, но понимает обращенную речь.

Задание 11. Из предложенных альтернатив укажите, какие факторы (2) являются характерными симптомами сенсорной алалии:

1) персеверация; 2) интерация; 3) гиперакузия; 4) эхолалия; 5) денервация.

Задание12. Укажите верный ответ. Речь ребенка с сенсорной алалией характеризуется как:

1) повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи; 2) пониженного речевая активность на фоне повышенного внимания к речи; 3) повышенная речевая активность на фоне повышенного внимания к речи; 4) пониженная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи.

Практическая работа по курсу: «Алалия»

1.Определить речевой диагноз:

«Миша П.,

Жалобы: плохо понимает обращенную речь, мало говорит.

Родители здоровы. Беременность не отягощена. На второй день произведено переливание крови в связи с несовместимостью по резус-фактору.

Раннее развитие: держит голову с 4 мес., сидит с 6 мес., пошел к 1,5 годам, первые слова к 2 годам.

При обращении заглядывает в лицо, стремится из ситуации догадаться о чем говорят, спрашивают. Много жестикулирует, обращенную речь почти не понимает. Эхолалическое повторение слов не представляет затруднений. Речевой материал, отработанный на логопедических занятиях, мало используется как средство общения.»

2.Марина П.,

Жалобы: плохо говорит, двигательно беспокойна.

Родители здоровы. Беременность протекала удовлетворительно, но роды семимесячные. Появление слов с 2 лет, словарь набирала медленно, после 3 лет появились фразы.

Осмысление нового материала доступно.Отмечается замедленный темп во всех видах деятельности, затруднено переключение на новый вид деятельности. Импрессивная речь сформирована удовлетворительно. Экспрессивная речь: словарь резко ограничен, структура слов нарушена,много перестановок. Затруднен плавный переход от одной артикуляции к другой, отсюда дополнительные гласные. Фраза простая,двухсловная. Рассказа нет».

3.Определить уровень речевого недоразвития ребенка.

«Оля П.,11 лет.

Занимается с логопедом,активно использует мимику и жестикуляцию, речи избегает. Первые слова появились в пять лет. Сейчас в словаре -20 слов, в основном существительные. Начала повторять искаженно простые слова. Говорит слова в именной форме».

4.Определить уровень речевого недоразвития ребенка.

«Таня К.,8 лет.

Речь с 3 лет, неустойчива, много искажений, «осколков» слов, иногда прибегает к жесту. Появляется фраза.Аграмматизмы: пропуск сказуемых, нарушенный порядок слов в предложении, затруднения в падежных конструкциях, склонениях существительных.»

5.Определить уровень речевого недоразвития ребенка».

«Витя П., 10 лет.

С трудом строит фразу при пересказе. Теряет содержание (путает события и детали). В случаях сложной конструкции фразы допускает аграмматизмы».

6.Определить уровень речевого недоразвития.

«Катя,9 лет.

Девочки шептают. Дядя запрягает лошадя. Лиса дядя поймал. Мама пришла из работы.»

7.Определить уровень речевого недоразвития ребенка».

«Галя,11 лет.

Он всегда заболел,когда надо выступать.Дети пошли в лес за грибами, ягоды собирать. Ссора оставила плохую последовательность».

8.Определить нарушения, возникшие в процессе актуализации слов:

«пар - шшш, коза – мееее,

живот –пупон, свинья – парасюха,

рельсы-полоски, шнурки – веревки, кирпич- кубик».

9.Произвести анализ текста с точки зрения использования языковых средств.

«Шарик.

Масик сай. И сай тук-тук. Сай тук-тук ту-ту-ту. И масик опа- опа. Саик бух. Масик пай, пай, пай.»

Итоговая диагностическая контрольная работа по курсу: «Алалия»

1. Охарактеризуйте недоразвитие речи как отставание не только в формировании отдельных сторон речи, но и всей речевой системы.

2. Объясните термины «алалия», «аграмматизм», «коммуникация», «парафразия», «инфантилизм», «моторная речь», «сенсорная речь», «экспрессивная речь», «импрессивная речь»..

3. Изучив материал лекций и рекомендуемую литера­туру, ответьте на следующие вопросы:

— с какими причинами могут быть связаны у детей от­ставания в формировании словаря и грамматического строя речи;

— какие болезни могут вызвать недоразвитие речи;

— какие ошибки в воспитании ребенка могут привести к недоразвитию речи?

4. Раскройте содержание понятия «первый уровень не­доразвития речи». Приведите примеры, характеризующие первый уровень недоразвития речи.

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику де­тей со вторым уровнем недоразвития речи. Приведите при­меры.

6. Раскройте содержание понятия «третий уровень недо­развития речи». Чем он отличается от предыдущих двух? Приведите примеры.

7. Раскройте содержание понятия «четвертый уровень недо­развития речи». Чем он отличается от предыдущих? Приведите примеры.

7. Раскройте ваше понимание комплексности в работе по преодолению недоразвития речи. Расскажите о взаимо­действии в работе логопеда, воспитателей, родителей.

8. Дайте определение алалии и афазии у детей. Сопо­ставьте эти нарушения (время возникновения, причины, локализация, механизм, основные формы нарушений).

9. Если ребенок «безречевой», какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии? Приведите примеры возможных анамнестических сведений для этих случаев.

10. Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы алалии.

10. Сопоставьте алалию и временную задержку речево­го развития у детей.

11. Расскажите, в каких специальных учреждениях де­ти с алалией и афазией получают медико-педагогическую помощь. В чем эта помощь выражается?

12. Кратко охарактеризуйте, используя материал лек­ций и пособий, основные направления логопедической рабо­ты с детьми, страдающими моторной алалией.

13. То же о детях с сенсорной алалией.

14. Принимая во внимание взаимосвязь речевого и умст­венного развития детей, охарактеризуйте особенности лич­ности ребенка с алалией.

15. Охарактеризуйте динамику речевого развития ребен­ка с алалией.

16. Сопоставьте алалию с другими формами речевых на­рушений. Назовите основные диагностические показатели (признаки).

17. Назовите основные внеречевые и речевые проявле­ния в структуре дефекта при алалии

18. Расскажите, в чем будут заключаться особенности обследования ребенка с алалией

19. Какие можно дать рекомендации родителям по вос­питанию ребенка с алалией и для работы над его речью?.

20. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

21. То же о работе при сенсорной алалии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: