Рынок кредитования

Кредиты в последние несколько лет стали самым быстрорастущим активом российской банковской системы. За период с начала 2004 г. по начало апреля 2011 года номинальный объем кредитов физическим лицам, несмотря на некоторое охлаждение на рынке кредитования в последние 2 года, увеличился в 4,6 раза (с 245 до 1128 млрд. руб.), а их доля в банковских активах - в 2,5 раза (с 4,4 до 10,8%). При этом пул кредитов реальному сектору - увеличился в 1,9 раза, а его доля в активах при этом практически не изменилась, оставшись на уровне 42%.

При этом в первом квартале 2009 г. обозначилось определенное замедление темпов роста потребительского кредитования. За этот период он составил 96 млрд. руб., что на четверть меньше среднеквартального прироста за 2007 г., а доля в активах практически не изменилась (10,8 против 10,6% на начало года).

Данный факт можно объяснить прежде всего проявлением мирового финансового кризиса. При этом нельзя сбрасывать со счетов и сезонный фактор, традиционно в первом квартале наблюдались минимальные за годы в целом объемы кредитов (в январе - марте 2005 г. прирост составил 42 млрд. руб. или 9% годового прироста, в январе - марте 2006 г. - 45 млрд. руб. и 16% соответственно), что обусловлено спадом потребительского спроса в это время года. Тем не менее конкуренция на данном рынке все более ужесточается. Банки вынуждены искать новые формы привлечения заемщиков, в том числе за счет снижения требований к ним.

Все это находит свое отражение в росте объемов и доли просроченной задолженности по кредитам. С начала 2004 г. она увеличилась в 11 раз и к апрелю текущего года достигла 27,3 млрд. руб., а ее доля в общем объеме выданных кредитов за тот же период выросла с 1 до 2,4%.

В отличие от динамики объемов кредитов рост просроченной задолженности по ним в первом квартале нынешнего года не только не замедлился, но даже, напротив, ускорился. В итоге в денежном выражении она увеличилась на 7,6 млрд. руб. (более четверти накопленной просроченной задолженности к 1 апреля 2010 г.), а ее доля в кредитах - на 0,5 процентных пункта. И в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. С одной стороны, упрощая процедуру отбора заемщиков и снижая для них "порог отсечения", банки расширяют их круг за счет вовлечения в кредитование все менее обеспеченных граждан, тем самым увеличивая риски. Появляется практика возвращения к ранее отклоненным кредитным заявкам. С другой стороны, у банкиров фактически нет возможности получения достоверной информации о заемщиках со стороны специализированных организаций, поскольку, несмотря на принятие соответствующего закона, система кредитных бюро носит во многом формальный характер. Ведущие участники рынка (в частности, Сбербанк и банк "Русский Стандарт") предпочитают создавать подконтрольные кредитные бюро и не делиться информацией с конкурентами.

Тем не менее, несмотря на высокий уровень риска, привлекательность например потребительского кредитования не вызывает сомнений. Важным аргументом в пользу развития именно этого вида банковского бизнеса являются процентные ставки, которые, по официальной статистике, публикуемой Банком России, намного (почти вдвое) превышают ставки по кредитам, предоставляемым реальному сектору, даже без учета дополнительных комиссий и сборов. В частности, в середине первого квартала 2010 г. процентная ставка по кредитам населению в рублях, по данным "Бюллетеня банковской статистики", составляла 19,4% годовых, а по кредитам предприятиям - 10,9% годовых. Соответственно разница между ставками по кредитам и депозитам населения в рублях доходила до 11,5 процентных пункта.

Также за время кредитного бума ставки по кредитам населению в отличие от других ключевых ставок не снижались, а даже, напротив, имели тенденцию к росту. Тем не менее в ближайшее время, в условиях ужесточения конкуренции, наметится тенденция к снижению ставок, чему может способствовать и кампания по обузданию инфляции, развернутая российскими властями.

Рост объемов потребительского кредитования, подкрепленный высокими процентными ставками, приводит к заметному усилению его роли в доходах банков. Начиная с 2004 г. в совокупных доходах банков более чем вдвое увеличилась доля процентов, полученных по потребительским кредитам (за вычетом валютной переоценки и восстановленных резервов), и по итогам первого квартала текущего года достигла 41 млрд. руб.

Длинные сроки предоставления кредитов позволяют растягивать во времени поступления по ним (что облегчает банкам управление денежными потоками), а также распределять потери в случае невозвращения кредита в срок (табл. 1).

Таблица 1.

Структура кредитов населению по срокам (%)

  III 2010 IV 2010 I 2011 II 2011 III 2011 IV 2011
До 90 дней 4,6 4,6 4,2 5,1 7,4 9,1
91 - 180 дней 1,9 1,6 1,5 1,2 1,3 1,2
181 - 365 дней 17,0 16,3 14,0 13,1 12,3 10,7
1 - 3 года 24,6 24,5 25,8 26,7 26,8 26,4
Свыше 3 лет 52,0 53,0 54,6 53,9 52,2 52,6
Средний срок 32,6 32,9 33,8 33,6 32,8 32,7

Рынок потребительских кредитов является в высокой степени конкурентным, хотя и на нем есть исторически сформировавшийся доминирующий участник - Сбербанк России, имеющий заметное преимущество во многом благодаря наличию у него разветвленной сети филиалов и отделений. Тем не менее в настоящее время доля рынка, занимаемая Сбербанком, постепенно сокращается. Если до середины 2005 г. она устойчиво превышала 50%, то после этого началось ее стремительное снижение: по нашим оценкам, только за первый квартал текущего года она уменьшилась на 2 процентных пункта: с 45,5 до 43,5%. Одной из причин такого эффекта является структура клиентской базы Сбербанка, который пользуется наибольшей популярностью среди заемщиков среднего и старшего возраста, не входящих в число наиболее экономически активных групп населения.

Анализ группы лидеров рынка кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно - три крупнейших банка "отрываются" от основной части, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.

Бесспорным лидером на рынке, как уже говорилось выше, остается Сбербанк России, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами (хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивается). Двумя его основными частными конкурентами остаются "пионер" данного рынка банк "Русский Стандарт" (9,2% рынка всего и 16,3% без учета Сбербанка) и РОСБАНК (4,6% рынка всего и 8% без учета Сбербанка), резко улучшивший свои позиции после присоединения группы "ОВК". Показав за квартал темпы роста кредитного портфеля чуть выше среднего (17 и 18% соответственно), этим банкам, тем не менее, удалось заметно увеличить свою рыночную долю (на 0,55 и 0,32 процентного пункта соответственно).

Следует отметить, что для "Русского Стандарта" и РОСБАНКа портреты типичного заемщика отличаются, равно как и цели, на которые преимущественно берутся кредиты, и ключевые условия этих кредитов (сроки и суммы).

Их ближайшие (по объемам выданных кредитов) конкуренты (банки УРАЛСИБ, "Хоум Кредит Финанс Банк" (или ХКФ Банк), Райффайзенбанк Австрия, МДМ-Банк и Банк Москвы) свою долю рынка (без учета Сбербанка) сократили. Особенно сильно это коснулось ХКФ Банка, который уменьшил также и абсолютную величину выданных кредитов (почти на 1,3 млрд. руб., или на 6%). Примечательно, что группа лидеров рынка кредитования довольно разнородна. Большинство мест в ней занято лидерами банковского бизнеса в целом (из числа входящих в десятку крупнейших кредитных учреждений России), причем не только преимущественно ориентированными на население и бюджет (Банк Москвы), но и универсальными (РОСБАНК, УРАЛСИБ) и даже традиционно рассматриваемыми в качестве корпоративных (МДМ-Банк). Среди специализирующихся на потребительском кредитовании в число лидеров попали только "Русский Стандарт" и ХКФ Банк. Несмотря на явно выраженную активность банков, контролируемых нерезидентами, в верхушке списка присутствует только Райффайзенбанк, который за квартал практически не увеличил свой кредитный портфель, вследствие чего потерял почти 0,4 процентных пункта доли рынка. Впрочем, после объединения с приобретенным им ИМПЭКСБАНКом объем выданных кредитов превысил 30 млрд. руб., а доля на рынке (без учета Сбербанка) вырасла до 5%, вслед за этим банк вышел на четвертое место в России. Как показывают исследования, лидеры банковского бизнеса в целом весьма интересны более консервативным потребителям, а банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, привлекают более молодых и активных заемщиков.

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: