Афиша»

Под афишей мы понимаем не только список действующих лиц, помещаемых автором в начале пьесы или в театральной программке (что дает возможность познакомиться с персонажами еще до начала пьесы), но саму систему персонажей: их соотношение, степень родства, социальное положение, общее количество, разделение на мужчин и женщин и т.д. В афише автор указывает тех персонажей, которые в достаточной степени индивидуализированы, остальные упоминаются как участвующие в действии (слуги, толпа, солдаты и т.д.). Как правило, во многих пьесах количество персонажей обусловливается тем объемом содержания, которое несет в себе фабула (интрига) и на которой строится сюжет. Мы выбрали из мировой драматургии 64 пьесы 40 авторов – от Эсхила до Мрожека – и проанализировали количество персонажей в этих пьесах. В результате получилось, что в:

· Древней Греции драматурги задействовали в своих пьесах примерно 7 персонажей;

· в Испании и Италии примерно 1116;

· 70% всех пьес мирового репертуара примерно 1619, не считая массовки;

· в пьесах театра парадокса примерно 36 персонажей.

Но самые многочисленные по количеству действующих лиц пьесы принадлежат перу следующих авторов:

· Шекспир – до 30;

· Пушкин «Борис Годунов» – примерно 20, не считая массовки;

· Гоголь «Ревизор» – 25;

· Метерлинк «Синяя птица» – 55 [40].

Наверное, можно задать вопрос: зачем же нам так необходимо считать персонажей? Ответ прост и ясен: любое содержание требует адекватно выраженной формы, а действие, разыгрываемое на театральных подмостках, разыгрывается прежде всего людьми (персонажами). Объем действия в первую очередь вызван и зависит от того или иного количества персонажей, т.к. они (т.е. персонажи) есть прежде всего выразительные средства того замысла, который положен в основу пьесы.

Следующим этапом в анализе афиши является та последовательность, в которой автор расставил своих действующих лиц. Как правило, драматург предлагает нам в начале пьесы список персонажей, в определенной последовательности исходя из следующих соображений:

· по действенной значимости, т.е. вначале герои (протагонисты), далее персонажи «второго план» и в конце слуги и т.д. (незначительные действующие лица);

· по социальной значимости, т.е. первыми персонажи выше всех стоящие на сословной социальной лестнице: король, королева, принц, принцесса, первые сановники, дворяне и т.д.;

· по родственным отношениям – члены одной семьи или люди, состоящие в определенных родственных отношениях (см. «Волки и овцы» А.Н. Островского);

· по смыслу – персонажи, может быть, которые и не соответствуют тому объему действия, но важнее всех по идейно-тематическому замыслу;

· по мере появления персонажей – принцип, когда персонажи расставлены по мере появления их в пьесе;

· по группировкам – например, в «Сирано де Бержераке» противопоставление мужчин и женщин.

Кроме того, в афише указываются признаки, удостоверяющие персонажей: возраст, внешность, характер, особые приметы, привычки, служебное положение, профессиональную принадлежность и т.д. Например:

· Аристарх Владимирыч Вышневскийодряхлевший старик, с признаками подагры («Доходное место» А.Н. Островского).

· Шипучин Андрей Андреевич, председатель правления N-ского Общества взаимного кредита, нестарый человек с моноклем («Юбилей» А.П. Чехова).

· Аполлон Викторович Мурзавецкий, молодой человек 24-х лет, прапорщик в отставке, племянник Мурзавецкой («Волки и овцы» А.Н. Островского).

Рассмотрим коротко еще несколько примеров.

А.П. Чехов «Дядя Ваня». В афише автором заявлено 9 персонажей: 5 мужчин и 4 женщины. Из них 3 – молодые люди; 6 – «в возрасте». Многие из них, скажем так, «обделенные» жизнью, о чем говорят прилагательные: отставной, обедневший, старая вдова, дочь от первого брака. Также мы узнаем, что действие происходит в усадьбе Серебрякова: 3 – хозяева (разной значимости); 2 работника; остальные гости. По социальному положению: 7 – благородного происхождения, но полезных для общества только один (врач), остальные уже свое отслужили. Персонажи расположены по родственному отношению (5 членов одной семьи), затем идут друзья (2) и работники (2).

А.П. Чехов «Три сестры». Действующих лиц – 14: 9 мужчин и 5 женщин. Возраст персонажей не указывается, за исключением няньки, старухи 80 лет, и сторожа («глубокий старик»). У женщин не указывается род занятий, кроме той же Анфисы, – нянька. Мужчины преимущественно военные, но есть несколько гражданских. Их соотношение таково: гражданских – 3 (брат, учитель, сторож), они открывают и замыкают список; 6 военных (все офицеры). Военные расположены по званию, за исключением Тузенбаха, который выше многих по сословию. Сторож и нянька замыкают список, т.к. ниже всех по сословию, возрасту и значимости в действии. Открывают список Андрей (брат сестер) и его невеста (потом жена) Наталья, затем идут сестры. Можно сказать, что действие пьесы еще не началось, а Наталья разбивает семью уже в самой афише. После сестер идет муж одной из них. В этом тоже свой символизм, т.к., в отличие от Натальи, ему не удалось разъединить семью Прозоровых и сделать одну из сестер своей женой (создать свою семью). Самое знаменательное, что членам семьи Прозоровых автор не дает каких-либо характеристик. Сестры названы просто по именам (Ольга, Маша, Ирина), брат – по фамилии, имени, отчеству. Действие же не заключается только лишь в семье Прозоровых, как следовало бы ожидать. Автор указывает: «действие происходит в губернском городе».

В заключение отметим, что не всегда авторы дают афишу в начале пьесы. Островскийв некоторых своих пьесах (например, «Без вины виноватые») пишет перед каждым действие тех персонажей, которые только в нем и участвуют. Так или иначе, афиша или перечень действующих лиц – это акт, решающий многое в том, «как они будут восприняты в ходе интриги, что бы они ни делали или ни говорили; часто это первое слово драматурга»[41].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: