Анализ количества мест действия дает нам возможность судить о пространственно-смысловых решениях, которые использует автор для выражения своего замысла. Практически во всех анализируемых нами пьесах количество мест действия колеблется от 1 до 5–7 и редко превышает 10. Здесь необходимо отметить роль теории о трех единствах (места, времени и действия) в истории театра, которая во многом и обусловила этот показатель. Тем не менее некоторые драматурги могли совершенно игнорировать это требование, например:
· Шекспир – от 9 до 20;
· Пушкин – примерно 20;
· Ибсен – примерно 22;
· Метерлинк – 16.
Но здесь не стоит ограничиваться всего лишь простым перечислением. Необходимо понять принцип такого пространственного решения и те возможности, которые в нем заложены, даже если все происходит в одном доме. Например, в пьесе «Дядя Ваня» А.П. Чехова действие происходит в усадьбе Серебрякова и распределяется по картинам так:
· 1 действие – сад (место для завтрака (сервированный стол с самоваром) и досуга (рядом качели и лавки));
· 2 действие – столовая (время - ночь);
· 3 действие – гостиная (с тремя дверьми, что позволяет персонажам улизнуть, подслушивать, подглядывать и т.д.; с другой стороны перепутье – дороги направо, налево, посредине);
· 4 действие – комната Ивана Петровича (одновременно спальня, контора) и две двери (в покои и сени).
(Prim.: в доме 26 комнат)