Известно, что каждый год в Российской федерации на производстве от несчастных случаев погибает порядка 8 000 человек и около 400 000 человек получают травмы. По МПС ежегодно около 3 000 человек получают травмы, порядка 300 человек становятся инвалидами и 300 человек погибает. До 300 000 рабочих дней составляют потери из-за нетрудоспособности.
Уменьшение травматизма является наиболее важной и сложной задачей охраны труда. Для решения этой задачи необходимо четко представлять состояние производственного травматизма по каждому хозяйству, знать основные причины несчастных случаев, обстоятельства им сопутствующие, факторы, влияющие на вероятность происшествия и т.д.
Все это вызывает необходимость проводить глубокий и всесторонний анализ причин и обстоятельств, которые могут приводить к несчастным случаям. На основе этого разрабатываются конкретные мероприятия по снижению травматизма с учетом специфики каждого хозяйства.
Существуют различные методы изучения и анализа травматизма, с которыми можно будет познакомиться в следующем разделе данных методических указаний. В настоящей работе Вы будете использовать статистический метод, который позволит Вам получить наиболее полную картину состояния производственного травматизма в том или ином хозяйстве.
|
|
В процессе работы Вам необходимо будет исследовать существующую базу данных, включающую в себя записи по всем реальным несчастным случаям, имевшим место на Октябрьской железной дороге, начиная с 1994 года. Запись по каждому несчастному случаю содержит следующие данные (поля):
фамилия пострадавшего;
наименование предприятия, в котором произошел несчастный случай, и хозяйство, к которому оно относится;
дата происшествия и день недели;
время происшествия и время, прошедшее от начала смены;
пол и возраст пострадавшего;
его профессия и стаж работы;
вид происшествия;
обьект, причинивший травму;
основная причина несчастного случая;
состояние пострадавшего в момент несчастного случая (отсутствие или наличие алкогольного опьянения);
кто виновен в нарушении правил охраны труда;
медицинский диагноз;
продолжительность нетрудоспособности из-за полученной травмы;
окончательный исход несчастного случая (смертельный или нет);
сумма выплат по листку нетрудоспособности и суммарный ущерб;
район и место происшествия;
выполняемый производственный процесс и обслуживаемое оборудование;
метеорологические условия на месте происшествия (при работе на открытом воздухе) и санитарно-гигиенические условия труда;
режим работы пострадавшего;
|
|
соответствие выполняемой работы заданию и профессии;
описание обстоятельств несчастного случая, а также некоторые другие данные (всего учтено более 40 факторов).
Очевидно, что изучение степени влияния на травматизм всех этих факторов, да еще при различных их сочетаниях, — это задача, которую невозможно решить в рамках одного занятия. Поэтому в компьютерной учебной программе мы ограничимся учетом только основных факторов, причем статистическая обработка, т.е. группирование несчастных случаев по тому или иному признаку и соответсвующие вычисления будут выполняться компьютерной программой. Однако, для активизации процесса обучения анализ информации, поиск наиболее существенных позиций по каждому фактору, и, конечно, разработка мероприятий будут осуществляться обучающимся.
Не следует забывать, что за сухими цифрами статистичеких данных скрываются реальные трагедии людей. Кроме того, изучив статистические данные, Вы, наверное, убедитесь, что травматизм в значительной мере определяется опытом работы пострадавшего. Очевидно, что не меньшее значение имеет и опыт непосредственного руководителя. Причем, это тот случай, когда учиться на собственных ошибках непростительно, так как ценой этих ошибок может быть жизнь людей. Попадая после окончания ВУЗа на производство, практически каждый выпускник сразу становится руководителем того или иного уровня, но соответствующий опыт, в том числе и печальный, он приобретает спустя определенное время. Но ведь совершенно необязательно быть очевидцем (или даже виновником) несчастного случая, для того чтобы не повторить самому или не дать повторить другим ошибки, которая привела к трагедии. В процессе работы у Вас есть возможность познакомиться с обстоятельствами всех несчастных случаев, произошедших на обьектах определенного хозяйства на примере Октябрьской железной дороги. Не теряйте этой возможности. Есть надежда, что при определенных обстоятельствах Вы вспомните, что такая ситуация когда-то уже была, и это поможет Вам принять верное решение.
Данная компьютерная учебная программа (КУП) по своему назначению является обучающей. Причем, работать с КУП могут даже лица, не имеющие большого опыта работы с компьютером. Диалог с компьютером организован наиболее простым для обучающегося способом: все действия осуществляются путем выбора обучающимся соответствующей команды из числа предложенных на экране монитора с помощью мыши. Необходимость в использовании клавиатуры практически отсутствует.