Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа (рис. 16)
Шли по улице два товарища — Петя и Коля. Остановились они
у витрины книжного магазина. Полюбовались книгами...
***
У школьников начались весенние каникулы. На неделю отложены учебники и тетради...
«Устная связная речь»
10 занятие
Уже давно выпал снег, а морозов все нет. Пруд замерз только у берега. На берегу кричат ребята, бросают камни на лед. Вот из толпы ребятишек вышел Костя Рябчиков и смело...
***
Охотник шел берегом лесной реки. Вдруг он услышал треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи...
***
Наташа Зубкова - отличница. Она старательная и прилежная ученица. Сегодня по математике и за диктант она получила пятерки. Пришла Наташа домой...
***
Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. На улице
деревни появились ребята с лопатами. Они стали копать...
***
Сентябрь — первый осенний месяц. Нахмурилось небо. Повеяло холодом. В небе появились косяки перелетных птиц...
***
Гроза надвигалась. Большая черная туча закрывала небо. Деревья тревожно шевелились...
|
|
***
Пришла весна. Распустились зеленые листья на деревьях. Трава зазеленела. Небо стало синее...
1. Организационный момент
ХОД ЗАНЯТИЯ:
— Сядет тот, кто выделит в двух названных словах одинаковый звук:
ДЫНЯ — МЫЛО [Ы] АРМИЯ — КРОВАТЬ [Р] |
ЛУК — СТОЛ [Л] СТИХИ — ПЕТЬ [Т]
ЗВУК — ДРОВА [В] ГВОЗДИ — ДЕДУШКА [Д^] |
КРАН — МАК [К] ОКНА — ДОМ [О]
2. Запись числа, темы занятия
3. Знакомство с письмом Незнайки
Логопед распечатывает конверт, вытаскивает листок, в котором написано:
«Здравствуйте, дорогие ребят;)!
Я:ш;ио, ч го вы стали первоклассниками.;->т<. здорово -/учиться читать, писать, решать примеры и за, ими. Каждый день /вы узнаете много нового. Поэтому хочу, чтобы вы прочитали /сочинепнып мною рассказ. Пожалуйста, ответьте мне. попра-|вилсялы нам мой расска.;.
АЛШИЛИ> к.'ЧКЛ
...Крылышко подживало.
Всю зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.
ШИШ ЗАНЯТИЕ |
ТЕМА, |
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.
ЦЕЛИ: |
• формировать умение определять и раскрывать
тему текста, собирать материал по теме, точно
употреблять слова в речи, определять последова
тельность частей текста, составлять план рассказа
и использовать составленный план в творческом
пересказе;
• развивать фонематический анализ слов, навыки
самоконтроля, логическое мышление, воображе
ние, фантазию.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверт с письмом Незнайки, запись на доске.
— Ребята, что же делать, ведь мы не можем прочитать на
чало рассказа Незнайки, а нам надо дать ему ответ?
|
|
— Как вы думаете, сможем мы с вами догадаться, какое
начало у этого рассказа?
— Как называется рассказ Незнайки?
— О ком идет речь? (Об Алеше и уточке.)
— Что случилось с уточкой? (У нее было повреждено крыло.)
— А где мог Алеша найти уточку? Как оказался Алеша
•гам, где он нашел птичку?
— Когда нашел уточку Алеша? Почему вы так думаете?
— Запишите название рассказа в тетрадь. (Алеша и уточка.)
4. Составление плана рассказа. Определение последовательности частей рассказа
— Давайте составим план рассказа, а затем по плану рас
скажем историю с начала до конца.
«Устная связная речь»
С
10 занятие
— В какое время года началась история про Алешу и уточ
ку? Составьте об этом несколько предложений. (Учащиеся
составляют предложения. Учитель-логопед редактирует.)
Наступила осень. Стояли теплые деньки. Ярко светило солнышко.
— Предложите первый пункт плана. (Осень.) Запишите
первый пункт плана в тетрадь.
— Зачем Алеша пошел на пруд? Что он хотел там срезать?
Составьте об этом несколько предложений. (Учащиеся со
ставляют предложения. Учитель-логопед редактирует.)
Учитель попросил Алешу сходить на пруд и срезать для урока природоведения камыши. В субботний день мальчик отправился на пруд. Он быстро дошел до него. Увидел заросли камышей и вытащил ножик.
— Предложите второй пункт плана. (Алеша идет на пруд.)
Запишите второй пункт плана в тетрадь.
— Что услышал и увидел Алеша? Составьте об этом не
сколько предложений. (Учащиеся составляют предложения.
Учитель-логопед редактирует.)
Вдруг мальчик услышал громкое кряканье. С кочки на кочку с трудом перебиралась худенькая, маленькая дикая уточка. У нее было перебито крыло.
— Предложите третий пункт плана. (Уточка с перебитым
крылышком.) Запишите третий пункт плана в тетрадь.
— Какое решение принял Алеша? Составьте об этом не
сколько предложений. (Учащиеся составляют предложения.
Учитель-логопед редактирует.)
Алеше стало жалко уточку. Впереди зима, она может погибнуть. Он решил забрать ее домой и вылечить.
— Предложите четвертый пункт плана. (Решение Алеши.)
Запишите четвертый пункт плана в тетрадь.
— Что он сделал дома? Как он ухаживал за птичкой? Со
ставьте об этом несколько предложений. (Учащиеся состав
ляют предложения. Учитель-логопед редактирует.)
Дома Алеша перевязал уточке крылышко и накормил ее. Уточка быстро поправлялась, стала понемногу летать по ком-11ате. Крылышко подживало.
— Предложите пятый пункт плана. (Уточка выздоравли
вает.) Запишите пятый пункт плана в тетрадь.
— Прочитайте в письме конец рассказа Незнайки.
Всю зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.
— Предложите шестой пункт плана. (Алеша выпускает
уточку на волю.) Запишите шестой пункт плана в тетрадь.
Образец плана записи в тетради:
Алеша и уточка План:
1. Осень.
2. Алеша идет на пруд.
3. Уточка с перебитым крылышком.
4. Решение Алеши.
5. Уточка выздоравливает.
6. Алеша выпускает уточку на волю.
5. Физкультминутка
Учащиеся выполняют предложенные по показу учителя-логопеда движения.
ГУСАК-ФИЗКУЛЬТУРНИК Наш гусак встает на зорьке, Он к реке сбегает с горки, Он гусиную зарядку Любит делать по порядку. Для начала — бег на месте, Крылья врозь, а лапы вместе. Упражнения для шеи, Чтоб росла еще длиннее. Тренировка для хвоста, А потом бултых с моста. Он плывет на середину, Чистит лапы, моет спину. Крикнул селезень: «Кряк, кряк!» Физкультурник наш гусак.
«Устная связная речь»
11 занятие
ТЕМА. |
ЦЕЛИ: |
ОБОРУДОВАНИЕ: |
6. Творческий рассказ текста по обозначенному
концу рассказа (с использованием плана текста)
|
|
— Расскажите историю об Алеше и уточке, используя
план.
Рассказывают 2—3 ученика. Логопед учит пользоваться составленным планом текста, редактирует предложения учащихся.
7. Итог занятия
— Расскажите, что произошло в начале нашего занятия.
(Мы получили письмо Незнайки с рассказом. Он просил нас
прочитать его и ответить ему, понравился ли нам его рас
сказ. Но листочек, наверное, попал под дождь. Поэтому на
чало оказалось размыто, прочитать рассказ с начала мы
никак не могли.)
— Что мы решили сделать затем?
— Как вы думаете, удалось ли нам восстановить рассказ
Незнайки? Дайте устно ответ Незнайке.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЙ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
...Кончилась золотая пора. Жаль! Скоро в школу. Дома я буду
вспоминать чудесное лето.
***
...Ребята положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные ушли они домой.
***
...После длительной болезни Нина пришла в школу. Но она не отстала ни по одному предмету.
Хорошо, когда рядом с тобой настоящие друзья!
** *
...Все успокоились. Рыбки спокойно плавали в аквариуме. Кот
Барсик лежал.в кухне под столом.
***
...Весенний разлив затопил подъезд к конюшне. Старый конюх был в тревоге. Чем кормить жеребят? Стога сена были на дальнем лугу.
Но что за чудо? Конюх не поверил своим глазам. По талой воде плыл маленький стожок сена. Вот ткнулись в берег две шлюпки. Это школьники пришли на помощь.
ЗАНЯТИЕ
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.
• формировать умения определять и раскрывать
тему текста, собирать материал по теме, точно
употреблять слова в речи, определять последова
тельность частей текста, составлять план рассказа
и использовать составленный план в творческом
пересказе;
• развивать фонематический анализ слов, умение
анализировать структуру предложения.
предметные картинки: «Ракета», «Арбуз», «Дрова», «Самовар», «Круг», «Морж», «Двор», «Запись» на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
|
|
— Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и определит место звука [Р] в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова) (рис. 18):
РАКЕТА, АРБУЗ, ДРОВА, САМОВАР, КРУГ, МОРЖ, ДВОР.
■Устная связная речь»
11 занятие
2. Запись числа, темы занятия
3. Чтение середины рассказа на доске
По дороге из школы Дима думал о случившемся. Когда пришел домой, он быстро спрятал свой дневник.
— Подумайте, что могло произойти с Димой в школе?
— Подумайте, что могло быть после того, как Дима не по
казал свой дневник родителям?
4. Определение темы текста, последовательности
частей текста. Составление плана рассказа
— Сколько красных строк в этом тексте? (Три.) Значит,
сколько в этом рассказе частей? (Три части.)
— Какая часть рассказа нам дана, известна? (Вторая.) Ка
кие части нам необходимо восстановить, придумать? (Пер
вую и третью части.)
— Предложите название рассказа. Запишите название в
тетрадь.
— Как вы думаете, о чем первая часть рассказа? (О том,
что произошло с Димой в школе.) Что могло произойти в
школе? Расскажите.
Учитель-логопед выслушивает предложения учащихся и редактирует их высказывания.
— Предложите первый пункт плана текста. (В школе. /
Двойка. /Замечание.)
— Запишите первый пункт плана в тетрадь.
— Прочитайте вторую часть рассказа. Предложите второй
пункт плана текста. (Дима спрятал дневник.) Запишите вто
рой пункт плана в тетрадь.
— Расскажите, что могло быть после того, как Дима не по
казал свой дневник родителям.
Учитель-логопед выслушивает предложения учащихся и редактирует их высказывания.
— Предложите третий пункт плана текста. (Мама узнает о
двойке (замечании).) Запишите третий пункт плана в тетрадь.
— Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Дима?
Объясните.
Образец плана записи в тетради:
... (название) План.
1. В школе. /Двойка. / Замечание.
2. Дима спрятал дневник.
3. Мама узнает о двойке/замечании.
5. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь. Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку. Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните.
6. Творческий пересказ по обозначенной середине
рассказа с использованием составленного плана текста
Логопед предлагает учащимся рассказать весь текст по плану.
Рассказывают 2—3 ученика. Логопед учит пользоваться составленным планом текста, редактирует предложения учащихся.
7. Анализ предложения
— Найдите и прочитайте в середине рассказа (на доске)
предложение, в котором три предлога.
По дороге из школы Дима думал о случившемся.
— Сколько слов в предложении? Назовите первое (3, 5, 4,
1,7) слово предложения.
— Назовите первый предлог (ПО), второй предлог (ИЗ),
третий предлог (О).
— Запишите предложение в тетрадь (орфографическая диктов
ка вслух). Обозначьте предлоги. Запишите схему предложения.
8. Итог занятия.
— Расскажите, какое задание вы выполняли в начале на
шего занятия.
— Какое задание вы выполняли последним?
«Устная связная речь»
12 занятие