— Сядет тот, кто подберет слово, которое обозначает гриб
и имеет звук [Р].
(Боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки и т.д.)
2. Сообщение темы занятия
— Отгадайте загадки:
Время года отгадай: Собирают урожай, Разноцветный лес красивый, Мокнут скошенные нивы.
«Устная связная речь»
18 занятие
Тучи по небу гуляют. Птицы к югу улетают, Грибники в леса спешат, Листья желтые летят,
Ежик листья собирает, Свою норку утепляет.
(Осень.) |
Я раскрываю почки, >
В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю,
Движения полна, Зовут меня...(весна).
— Сегодня мы будем говорить об осени и весне, сравнивать
эти времена года.
3. Работа над структурой рассказа
Логопед выставляет знаковую схему (последовательность картинок-символов: солнце, небо с дождевыми тучами, трава на земле, деревья, вешалка для одежды, силуэт животного, птицы, портфель.)
— Посмотрите на знаковую схему, она поможет нам со
ставить последовательный и полный рассказ о каждом
времени года. Сколько картинок в знаковой схеме на дос
ке? (8.)
|
|
— О чем мы будем рассказывать по первой картинке?
(О солнце.)
— О чем мы будем рассказывать по второй картинке?
(О небе.)
— О чем мы будем рассказывать по третьей картинке?
(О земле.)
— О чем мы будем рассказывать по четвертой картинке?
(О деревьях.)
— О чем мы будем рассказывать по пятой картинке?
(Об одежде людей.)
— О ком мы будем рассказывать по шестой картинке?
(О животных.)
— О ком мы будем рассказывать по седьмой картинке?
(О птицах.)
— О чем мы будем рассказывать по восьмой картинке?
(О занятиях детей.)
4. Обобщение примет осени
Логопед включает фрагмент записи фортепианного произведения П.И. Чайковского «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С.Пушкин.)
— О каком времени года мы составим рассказ?
Логопед объясняет лексическое значение слов:
ОЧИ — глаза.
УВЯДАТЬ — вянуть, желтеть, сохнуть, роняя листья, усыхать, умирать; поблекнуть, теряя вид и свежесть.
БАГРЕЦ — багровый, пурпурный, ярко-красный.
СЕНИ — наружная, более холодная часть жилого дома, у входа, прихожая.
— Составьте по первой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо.
— Составьте по второй картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
|
|
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Небо пасмурное, солнце часто закрывают тучи. Идут моросящие дожди. Дует пронизывающий ветер.
«Устная связная речь»
С
18 занятие
— Составьте по третьей картинке знаковой схеме предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Цветы увяли. Трава пожухла.
— Составьте по четвертой картинке знаковой схемы пред
ложение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Листья на деревьях, кустах пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и сосны.
— Составьте по пятой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Взрослые и дети стали одеваться потеплее.
— Составьте по шестой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы, делают запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку, белка и заяц поменяли шубки.
— Составьте по седьмой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Перелетные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей.
— Составьте по восьмой картинке знаковой схемы предло
жение или предложения.
Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.
Начался новый учебный год. Дети собирают в лесу красивые разноцветные листья и составляют осенние букеты.
Коллективное составление рассказа об осени с опорой на графические (знаковые) схемы.
Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.
Самостоятельное устное сочинение об осени. Рассказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на последовательность картинок в знаковых схемах, редактирует высказывания учащихся.