4.1 Графический способ расчёта
Графический способ расчета сопротивлений пусковых резисторов для двигателей параллельного возбуждения базируется на следующих положениях:
а) механические характеристики при любых значениях сопротивлений резисторов в силовой цепи прямолинейны в пересекаются в одной точке, соответствующей идеальному холостому ходу;
б) при поминальном моменте относительные падения частоты вращения якоря равны относительным сопротивлениям силовой цепи двигателя.
Предположим, требуется рассчитать сопротивление пускового резистора для двигателя, управляемого по схеме рис. 4.1.
Обозначим соответственно контакторам ускорения сопротивления ступеней резистора через r1, r2, r3 и полные сопротивления цепи, включая якорь двигателя, через R1, R2, R3.
Построим вначале естественную характеристику по двум точкам: (М*=1, n= 1) - точка à и (М*=1, Δnн*=rд*).

Рис 4.1
Затем приступаем к построению искусственных характеристик, для которых точка а, соответствующая идеальному холостому ходу, является общей.
Поскольку число ступеней пускового резистора задано, то рассматриваемый случай соответствует первому условию. В зависимости от режима пуска (нормальный или форсированный) следует задаваться или моментами переключений, на 10—20 % большими статического, или максимально допустимыми пиками момента.
Предположим, задан форсированный режим, тогда задаемся пиками момента М.
Далее предположительно задаемся моментами переключения М1 в расчете, что для принятого значения Ма получится требуемое по заданию число ступеней с одинаковыми пиковыми и переключающими моментами. Если при построении это окажется так, то значения переключающих моментов приняты правильно.
В противном случае приходится задаваться другим значением переключающих моментов и так до тех пор, пока не получится, как показано на рис. 4.2.

Рис. 4.2
Проще определять второе значение момента аналитически, как показано ниже, по (4.1), когда число ступеней задано и режим пуска форсированный, и по (4.2), когда число ступеней задано и режим пуска нормальный.
(4.1)
(4.2)
где rд* - внутреннее сопротивление, определяемое по рис. 4.3.
Однако графический способ является весьма ценным, когда нужно выбирать сопротивления ступеней резистора по условиям регулирования частоты вращения двигателя.
По построенным пусковым характеристикам определяем сопротивления ступеней: r1*, r2*, r3* отсчитывая их при номинальном моменте как скольжения между смежными характеристиками.

Рис 4.3
Определив номинальное сопротивление двигателя, можем найти сопротивления ступеней в Омах:
r1=r1*Rн,
r2=r2*Rн, (4,3)
r3=r3*Rн,
Как. отмечалось выше, этот расчет основан на прямолинейности механических характеристик двигателя параллельного возбуждения, что возможно лишь при полной компенсации реакции якоря компенсационной или стабилизирующей обмоткой.