Транспортная задача является одной из важнейших частных задач линейного программирования. Название свое задача получила потому, что впервые была сформулирована и поставлена для решения вопроса о наиболее рациональном планировании перевозок на транспорте. Название это условно, так как с ее помощью можно решать разнообразные задачи из различных отраслей производства и не обязательно связанных с перемещением. Методы решения транспортной задачи широко применяют на автомобильном, железнодорожном и других видах транспорта для планирования перевозок различных грузов. Это объясняется их простотой и экономическим эффектом, который они дают. Планы перевозок, разработанные на основе алгоритма транспортной задачи, как правило, на 12—18% экономичнее планов, составленных без применения математических методов.
В лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности транспортирование составляет значительную часть производственного процесса: трелевка древесины, вывозка на промежуточные и нижние склады, доставка па деревообрабатывающие предприятия, междуцеховые и внутрицеховые перемещения на нижних складах и так далее. Транспортные расходы занимают значительный удельный вес в общей структуре лесозаготовок, вот почему задача оптимального планирования работы транспорта является одной из основных задач, решаемых методами математического программирования.
Классическая транспортная задача линейного программирования — это задача о наиболее экономичном плане перевозок однородных или взаимозаменяемых грузов из пунктов производства в пункты потребления или, что тоже самое, это задача об оптимальном прикреплении потребителей к поставщикам.
Сформулируем транспортную задачу.
В лесозаготовительном объединении имеются А1, А2,......, Аm лесозаготовительных предприятий {ЛЗП), вырабатывающих технологическую щепу в объеме Q1, Q2,.... Qm тысяч кубометров в год. Технологическая щепа должна быть доставлена потребителям (ЦБК) В1, В2, ….., Вn, имеющим соответственно объемы потребления Y1, Y2. … Yn тысяч кубометров в год. Стоимость доставки щепы с каждого ЛЗП каждому потребителю определяется матрицей стоимостей:
(1.1)
Объем выработки щепы всеми ЛЗП равен объему потребления всеми ЦБК:
(1.2)
или
(1.3)
Необходимо определить такое распределение доставки щепы от ЛЗП к потребителям, чтобы общая стоимость транспортных затрат была минимальной:
(1.4)
или
(1.5)
При этом необходимо, чтобы соблюдались условия:
1. Суммарный объем щепы, вывозимой с каждого ЛЗП потребителям, должен равняться его мощности:
(1.6)
или
(1.7)
где i=1,2,……m.
2. Суммарный объем щепы, доставляемой на каждый ЦБК от ЛЗП, должен равняться его потребности:
(1.8)
или
(1.9)
где j=1,2,……n.
3.Объемы доставки щепы не могут быть отрицательными, но могут равняться нулю:
(1.10)
4.Уже известное (1.3)
Математически сформулированная транспортная задача линейного программирования имеет m+n+ 2 уравнений, и m·n+1 неизвестных.
Кратко транспортная задача линейного программирования записывается в следующем виде.
Найти минимум функции
(1.11)
При заданных условиях:
(1.12)
(1.13)
(1.14)
(1.15)
Функция называется целевой функцией или
функционалом. Решение задачи сводится к нахождению всех значений X, при которых целевая функция будет минимальной.