double arrow

Особенности договора транспортной экспедиции


Сопутствует перевозке груза, но является самостоятельным видом услуг транспортная экспедиция (ст. 801-806 ГК РФ). При изучении данного договора нужно прежде всего уяснить, что в ГК РФ впервые на уровне закона установлена система правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции и предусматривается принятие специального закона о трансортно-экспедиционной деятельности. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузо-перевозочного процесса. Договор является взаимным, возмездным, либо консенсуальным, либо реальным. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги (основные и дополнительные), связанные с перевозкой груза. Договор заключается в простой письменной форме. Это означает, что договор транспортной экспедиции может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной или иной связи. ГК РФ не содержит подробного регулирования экспедиторских отношений, в частности не определяет обязанности сторон по взаимным расчетам и ответственности клиента. До принятия закона, если соответствующие взаимные обязанности сторон не определены договором, следует руководствоваться общими положениями об обязательствах, а в зависимости от условий заключенного договора – субсидиарно также нормами ГК РФ о договорах поручения, комиссии и агентирования. Нужно добиться ясного представления, в каких случаях какие из упомянутых норм применяются.

В главе 41 ГК РФ впервые на уровне закона установлена система правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции и предусматривается принятие специального закона о транспортно - экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

Впрочем, и до принятия такого закона, помимо ГК РФ, экспедиционная деятельность регулируется иными правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции. Это международные правовые нормы, транспортные уставы и ГК РФы. В частности, ТУЖД РФ 1998 года, КВВТ РФ 2001 года, КТМ РФ 1999 года. В УАТ РСФСР имеется специальный раздел о транспортно - экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст. 124 - 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом.

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

Глава 41 ГК РФ не содержит подробного регулирования экспедиторских отношений. В частности, не определяет обязанности сторон по взаимным расчетам и ответственность клиента. До принятия закона о транспортно-экспедиционной деятельности, если соответствующие взаимные обязанности сторон не определены договором, в этих вопросах следует руководствоваться общими положениями об обязательствах, содержащимися в разделе III ГК РФ, а в зависимости от условий заключенного договора - субсидиарно также нормами ГК РФ о договорах поручения (глава 49), комиссии (глава 51) и агентирования (глава 52).

Несмотря на это, в ст. 801 нет содержавшихся в п. 2 ст. 105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это, как видится, дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл. 49 ГК РФ), комиссии (гл. 51 ГК РФ) и нового договора нашего гражданского права - агентирования (гл. 52 ГК РФ).

К договору транспортной экспедиции применяется общий срок давности в три года (ст. 196 ГК РФ), однако клиент должен учитывать правила ч. 2 ст. 803 ГК РФ и при наличии ответственности перевозчика принимать во внимание установленную для перевозок грузов давность в один год (п. 3 ст. 797), что может позволять экспедитору при позднем заявлении требований к нему и наличии ответственности перевозчика ссылаться на истечение давности.

В статье 801 ГК РФ говорится об основании возникновения экспедиционного обязательства - договоре транспортной экспедиции.

Подоговору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Экспедитором может быть юридическое лицо - предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных нормативными актами.

При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п. 2 ст. 801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором - к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Таким образом, в главе 41 ГК РФ уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п. 1 ст. 105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно - экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Между тем, в сфере регулирования экспедиционной деятельности на настоящий момент все еще наблюдается ряд противоречий. В частности, касается это, прежде всего, несогласованности ГК РФ и типовых экспедиторских правил.


Сейчас читают про: