Часть первая Введение

Основное содержание этой книги на первый взгляд может показаться несколько амбициозным. Здоровье и болезнь, осо­бенно в связи с фундаментальными вопросами природы чело­века, - это, конечно, глубокие и трудные проблемы, о которых за столетия были написаны бесчисленные тома. Тем не менее, в последнее время были сделаны открытия, которые пролили новый свет на связанные с этими проблемами основные при­нципы и методы. Данная книга представляет собой попытку разъяснить относительно простые принципы и методы лече­ния не только профессионалам, но и широкому кругу читате­лей, желающих глубоко познакомиться с гомеопатией.

В книге сделана попытка осуществить следующее:

- описать основные законы лечения, которые действо­
вали всегда и являются действительными для всех времён, но
были открыты, систематизированы и сформулированы лишь в
новейшие времена;

- показать лежащую в их основе и поддающуюся про­
верке связь между духовной эволюцией человечества и состоя­
нием его здоровья, без понимания которой врач не может
осуществить радикальное и стойкое излечение;

- подробнее показать метод, с помощью которого можно
помочь человеку достичь лучшего состояния здоровья и по­
стоянно сохранять его.

До самого последнего времени казалось, что человеческая раса очень мало сделала для того, чтобы эффективно обеспечить хорошее здоровье. Несмотря на современный прогресс в лечении острых заболеваний, почти критические уровни заболеваемости хроническими болезнями вызвали опасения угрозы, нависшей над человеческой расой, потерять своё здоровье навсегда. Как и на протяжении всей истории медицины, современная терапия бес­помощна перед лицом ослабляющих человечество хронических заболеваний, и потому сводится лишь к паллиативному, а не ис­целяющему лечению. Повсеместно возник огромный интерес к лежащим в основе медицинской помощи фундаментальным предрасположенностям, и это произошло, мне кажется, в резуль-



тате того, что люди испытывают сегодня колоссальные страдания, в то время как различные общепринятые методы лечения прино­сят непропорционально слабое облегчение.

В связи с возникновением таких сомнений, снова стали по­пулярны альтернативные методы лечения, и люди в отчаянии пробуют применять их без разбора. Когда человек разочаровыва­ется в ортодоксальных подходах лечения, он, не будучи в состоя­нии точно и надёжно оценить эффективность и безопасность альтернативной медицины, теряется. Таким образом, становится ясным, что доминирующая медицинская система не объяснила управляющие здоровьем и болезнью законы и принципы. Такого объяснения не было дано, потому что, на самом деле, оно не было сформулировано медицинскими работниками даже для самих себя. Если обратиться к истории медицины, то мы обнаружим тома эмпирических данных и экспериментальных результатов, но не найдём никаких общих законов или принципов, которые под­крепляли бы их или вытекали бы из них. Справедливо заключить, что медицина — это единственная отрасль науки, структура кото­рой основана на мнениях и предположениях, а не на законах и принципах. Из-за слабости своей концепции преобладающая медицинская система не может убедить население в своей эф­фективности или добиться удовлетворительных и устойчивых те­рапевтических результатов, особенно перед лицом одного из самых тяжёлых и быстро развивающихся кризисов, с которыми сталкивается медицина сегодня, — это хронические заболевания.

Цель данной книги - попытаться заново сформулировать универсальные принципы здоровья и болезни в виде исчерпы­вающей рациональной системы, которая легко подтверждается клиническими результатами, а также позволяет найти и осуще­ствить радикальное излечение всегда, когда это возможно. Дан­ные принципы должны быть известны каждому практикующему врачу и должны соблюдаться им независимо от типа применяе­мого лечения. Ясное понимание этих простых принципов позво­лит людям судить о лечебном эффекте любого метода лечения, и, тем самым, находить свой путь к лучшему здоровью за счёт выбора системы, которая предлагает самые эффективные возможности.

В ходе изложения читатели, несомненно, натолкнутся на фрагменты идей, которые они встречали в той или иной из предлагавшихся в прошлом систем лечения. Однако такое ис­черпывающее описание управляющих здоровьем и болезнью естественных законов было сформулировано в виде единой ме­тодологии лишь относительно недавно.



Давайте теперь коснёмся главных вех истории медицинской мысли. Задача исчерпывающего описания различных этапов, через которые прошла в своём развитии медицина, выходит за рамки данной книги, но мы можем, по крайней мере, рассмо­треть некоторые хорошо известные общие факты. Можно было ожидать, что по мере развития западного человека от примитив­ного состояния в направлении всё более и более высоких циви­лизаций, эволюция медицины, естественно, будет идти в ногу с этим развитием. Однако факты не подтверждают этого предпо­ложения. Несмотря на большие успехи, которых человечество добилось за многие эпохи западной истории во многих областях, медицина никогда не успевала за общим прогрессом мысли.

Например, когда Греция, обогнав в шестом, пятом и че­твёртом веках до нашей эры все прочие примитивные запад­ные цивилизации, достигла непревзойдённого, возможно даже сегодня, состояния внутренней эволюции, тем не менее, чело­вечество для восстановления своего здоровья вынуждено было продолжать пользоваться самыми примитивными и ненадёж­ными методами. Великие прозрения и рассуждения, которые позволили этим гигантам мысли погружаться в беспрецеден­тные философские и духовные размышления, не помогли им раскрыть тайны, управляющие здоровьем и болезнью.

В христианскую эру, когда происходила широкая и глубо­кая духовная эволюция, медицина снова осталась во мраке. В то время как человечество развивалось дальше, достигая в виза­нтийскую эру и эпоху Возрождения новых высот религиозного и художественного выражения, медицина занималась разработ­кой и применением кровопускания и слабительных средств.

В восемнадцатом и девятнадцатом столетиях научный дух сделал огромные открытия, но этот же дух санкционировал мас­совое применение более чем примитивных методов лечения. Символично, что именно в это время немецкий врач Самуэль Га­неман впервые в истории медицины сформулировал полные за­коны и принципы, управляющие здоровьем и болезнью, и проверил их на реальном клиническом опыте. Однако его никто не слушал. Эти идеи были слишком передовыми для того при­митивного состояния ума, в котором пребывали его коллеги. По-видимому, они не могли совершить скачок, необходимый для понимания идеи, которая на столетия опережала их мышление.

Вместо этого были широко приняты материалистичные концепции, выдвинутые Луи Пастером. Его концепции больше соответствовали потребности в конкретной ньютоновской



концептуализации. Теории Пастера и его исследования при­роды микробов заставили всех поверить, что причина болез­ней объяснена. Однако, достигнув определённого уровня развития, современная наука бактериология пришла к выводу, что для инициирования процесса болезни необходим не только микроб, но и конституциональная восприимчивость. Но сов­ременные врачи, по-видимому, закрыли глаза на этот факт. Они продолжают охотиться за новыми микробами, бакте­риями, вирусами и т.д., а затем разрабатывают мощные лекар­ства, чтобы их убить. Посмотрим на интенсивные усилия недавнего времени, направленные на объяснение «причины» «болезни легионеров»: все работа была сосредоточена на ми­кробной причине, а конституциональная восприимчивость жертв в значительной степени игнорировалась. Ещё один вполне правильный подход, который может дать хорошие ре­зультаты, — это изучение сопротивляемости выживших паци­ентов к предполагаемому вирулентному микроорганизму.

К сожалению, навязчивая решимость ученых-медиков сле­довать ложной идее микробов и конкретных причинных фак­торов болезни, несмотря на всё более разочаровывающие результаты, особенно в случае хронических заболеваний, ведёт к всё более интенсивной разработке токсичных лекарственных средств, которые сами становятся значительной угрозой обще­ственному здоровью.

Сегодня всем мыслящим пациентам очевидно, что этот на­вязчивый поиск конкретной причины болезни вовсе не явля­ется основой современной клинической медицины. Огромное большинство лекарственных средств, назначаемых при таких заболеваниях, как артрит, астма, колит, язва, сердечные забо­левания, эпилепсия, тревожность и депрессия, не рассчитаны на лечебный эффект даже в своей исходной концепции. Они не нацелены на причину, а просто предлагают весьма слабую надежду на временное облегчение, даже если пренебречь опас­ностью побочных действий. Это само по себе есть признак бес­помощности современной медицины, её неспособности эффективно бороться с болезнью.

Итак, мы видим, что ортодоксальная медицина (называе­мая в этой книге «аллопатией» от греческих корней, означаю­щих «иной» и «страдание») построила для себя структуру, которая имеет большие финансы, институциональную инер­цию и политические связи, но в то же время слабые базовые законы и принципы. В целом, медицина оказалась посреди



научного сообщества, переживающего величайший когда-либо виданный в истории технологический прогресс, однако, по иронии судьбы, не имея при этом почти никаких законов или принципов для оправдания своих методов. Любая наука — это система, основанная на законах и принципах, постоянно про­веряемых на экспериментальных данных. Ортодоксальная ме­дицина называет себя «наукой», но заслуживает ли она в действительности этого названия? Где её законы и принципы, являющиеся основанием любой науки?

Рассмотрим вкратце, какой должна быть идеальная тера­певтическая система. Конечно, она должна быть эффектив­ной, но она должна быть эффективной при минимальном, а в идеале - нулевом риске для пациента. Её следует считать эффективной, если она не просто облегчает или снимает сим­птомы, а увеличивает конституциональную силу и самочув­ствие человека, то есть повышает его способность жить самой полной жизнью. Конечно, она не должна быть запредельно дорогой и должна быть легко доступна и понятна всем граж­данам.

Однако важнее всего то, что идеальная терапевтическая си­стема должна давать ясный ответ на следующие вопросы:

Что такое человек в самом точном и полном смысле этого слова?

Что на самом деле значит быть здоровым?

Как точно определить, что такое состояние болезни?

Если эти вопросы не будут поняты до конца, вряд ли какая бы то ни было терапия даст убедительные, надёжные и под­дающиеся проверке результаты или хотя бы распознает реаль­ный прогресс, если таковой случится.

Данная книга разбита на четыре главных раздела. В на­чальных главах первого раздела мы намерены понять три самых главных концепции, которые разработаны наукой гомеопатии, но в равной степени применимы ко всем остальным лечебным дисциплинам: человек, здоровье и болезнь. Затем мы попыта­емся понять законы и принципы их взаимосвязи в здоровье и болезни. Во втором разделе очень подробно изучается точ­ный систематический метод применения этих концепций. В третьем разделе изложены «сущности» основных гомеопатиче­ских лекарственных средств materia medica, а в последнем -приложениях — приведены реальные клинические случаи с подробным анализом для изучения.



Прежде чем идти дальше, следует обсудить ещё один жиз­ненно важный вопрос, который нельзя отделять от других: «Ка­кова цель человеческой жизни?». Нельзя убедительно говорить о здоровье и болезни человека, не зная фундаментальной цели жизни. Итак, к чему мы стремимся в своей жизни? Ответ на такой вопрос будет, естественно, сначала несколько поверхно­стен, например: «Человек хочет денег, власти, славы, земли, секса, отсутствия страдания и освобождения от тревоги и на­пряжения». Если, однако, поразмыслить об этих желаниях до­полнительно, то легко придти к ответу, что через эти желания каждый стремится к внутреннему состоянию, которое является счастьем, - безусловному и постоянному, очень мало завися­щему от внешних условий и сохраняющемуся, несмотря на преходящие изменения, которые калейдоскопически сме­няются в течение жизни и остаются позади.

При дальнейшем размышлении становится ясно, что если человек испытывает ограничение чувства благополучия на фи­зическом, эмоциональном или ментальном уровне бытия, то возможность проявления этого состояния внутреннего счастья блокируется. При серьёзном заболевании сознание мобилизу­ется на борьбу с процессом болезни и её проявлениями и поэ­тому не может помочь человеку вырасти и перейти в состояние подлинного счастья. В этом смысле мы можем видеть, что до­стижение здоровья является важной предпосылкой достиже­ния человеком фундаментальной цели жизни - безусловного счастья, которое может помочь человеку достичь наивысших эволюционных состояний.

Таким образом, человеческий дух тесно связан с физиче­ским организмом в единую общность. Эта концепция является фундаментальным убеждением, которое будет снова и снова выражаться на протяжении данной книги. Несмотря на совре­менные тенденции к противному, эта холистическая точка зре­ния очень ясно понималась на протяжении всей истории, что показывает следующая цитата из очень старинного шумерского текста «Священное писание завета»:

«Чти своё тело, которое является твоим представителем в этом мире. Его великолепие не случайно. Это остов, через кото­рый должны придти твои труды, через который говорит дух и дух внутри духа. Плоть и дух — две фазы твоего воплощения в про­странстве и времени. Кто игнорирует одно из них, распадается вдребезги. Так написано...»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: