Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств.
Нравственное развитие дошкольников – процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения.
Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть органичен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.
|
|
Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учит ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Методологическую основу нравственного воспитания составляет учение о морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Нормы морали – предписания, требования общества к поведению людей. Правила поведения детализируют моральные нормы, предназначаются определенной возрастной группе. Нормы и правила морали выступают в роли регуляторов поведения людей, служат критериями оценки поступков и действий с точки зрения таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие.
Механизм нравственного воспитания.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
|
|
У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства продолжают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + +(навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.