double arrow

Методы нравственного воспитания детей.

3

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей не может осуществляться, как подчеркивал А.С.Макаренко, каким-либо "уединенным" методом, оно требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

- методы формирования навыков и привычек поведения;

- методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок;

- методы коррекции поведения.

I. Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта груп­па методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения. Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, береж­но относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практи­ческую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях). Метод приучения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значении и активном влиянии на лич­ность ребенка. Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения организованного педагогом (например, младшие дети наблю­дают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод аффективен в воспитании навыков куль­турного поведения у детей. Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (напри­мер, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выби­рать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительнос­ти. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его вос­питания.




ІІ. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстра­ций, диафильмов; метод убеждения. Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом вос­питатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состоя­ния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.



ІІІ. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы - вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нрав­ственной воспитанности ребенка. Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поруче­ние ответственного дела, поход в кино, парк и др. Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:

1. Поощрять нужно своевременно и умело.

2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.



5. Поощрения нужно сочетать с требовательностью.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии учёта возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, при такой организации педагоги­ческого процесса, когда все дети заняты содержательной нравствен­но направленной деятельностью. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки. Наказание может осуществляться в сле­дующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников. Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Нака­зание должно быть справедливым, за аморальный поступок.

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.




3




Сейчас читают про: