Принципы нравственного воспитания

Принципы воспитания – исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.

Принцип целенаправленности означает, что вся воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены главной цели воспитания детей дошкольного возраста – разностороннему развитию и воспитанию ребенка, формированию творческих начал личности.

Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственность и связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье, обществе; взаимосвязь всех сторон воспитания, индивидуального и коллективного, биологического и социального в развитии детей дошкольного возраста, единство воздействий на чувства, сознание и поведение.

Принцип воспитания в деятельности. Дети развиваются благодаря собственной активности, проявляя ее в разных видах деятельности: познавательно-практической, игровой, художественной, трудовой, учебной, общении. Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятных условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность, в которой наиболее эффективно развивается личность дошкольника.

Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя и других взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверие к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то же время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется: а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувство товарищества, уважения к окружающим, гуманности); б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и общественных интересов), в) в раскрытии индивидуальности ребенка; г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках; д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учетом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его продуктивной деятельности, условиями воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка и применения соответствующих методов и приемов воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: