Создание общества с ограниченной ответственностью

§ 3.1. Создание путем учреждения

Общество с ограниченной ответственностью может быть создано путем его учреждения или в результате реорганизации юридического лица иной организационно-правовой формы. Следует отметить, что первая редакция Закона об обществах с ограниченной ответственностью, давая определение общества (ст. 2), указывала, что таковым "признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество".

Таким образом, получалось, что, несмотря на возможность создания общества путем преобразования в него организации иной организационно-правовой формы, определение указывало только на возможность создания путем учреждения. В действующей редакции Закона это противоречие устранено и слово "учрежденное" заменено на "созданное".

Учреждение общества с ограниченной ответственностью является основным способом его создания.

Общество может быть учреждено как одним лицом, так и несколькими лицами.

В настоящее время никакого минимального числа учредителей Закон не содержит. Хотя в исторической ретроспективе имеются акты советского законодательства, которые содержали нормы о минимальном числе учредителей. К примеру, п. 2 Положения о торфяных товариществах 1924 г. <1> было предусмотрено, что "торфяные товарищества организуются в составе не менее пяти членов". Пунктом 3 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью 1990 г. устанавливалось, что "общество должно состоять не менее чем из двух участников".

--------------------------------

<1> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, издаваемое Народным Комиссариатом Юстиции. 1924. 7 апреля. N 25. Отдел первый. Ст. 245.

Действующее законодательство содержит максимальный предел учредителей. Поскольку в соответствии со ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью число участников общества не должно быть более 50, соответственно не может быть большим и число учредителей общества.

Следует отметить, что цифра "50" не имеет какого-то жесткого обоснования, это скорее сложившийся на практике предел участников общества с ограниченной ответственностью. Теоретически, учитывая, что никакого личного участия в деятельности общества его участникам принимать не надо, такой предел мог быть как большим, так и меньшим. Однако чисто арифметический подход не исключает и ответ на вопрос: зачем вообще Закон устанавливает максимальный предел участия в обществе? Выше мы уже приводили позицию исследователей, полагающих, что "экономической основой деятельности общества является включение в гражданский оборот капитала небольшой группы лиц " <1>. Подмечено верно, но не более того, ведь это не более чем позиция законодателя. Никаких объективных предпосылок для нее нет. Опять же вспомним, что общество с ограниченной ответственностью "вобрало" в себя много признаков товарищества с переменным составом и капиталом. Как справедливо отмечалось в русской юридической литературе, "необходимым условием успешной деятельности таких товариществ является значительное число лиц, в них участвующих" <2>. Логика неограниченности числа участников вытекала, конечно, из целей таких товариществ - содействия своим членам. Поэтому проводить здесь прямых параллелей нельзя. Однако вот что интересно: в отличие от товариществ в обществах с ограниченной ответственностью правосубъектность реализуется через сформированные органы, а не через действия участников. Таким образом, от них не требуется никакого участия в деятельности общества. В этой связи их положение мало чем отличается от положения акционеров в акционерном обществе. Объяснить ограничение максимального числа членов можно было бы особенностями этой формы, заключающимися в большом числе личных элементов, в стабильности состава. Однако заметим, что многие такие элементы были и у товариществ с переменным составом и капиталом. В общем, каких-то объективных причин ограничивать число участников общества с ограниченной ответственностью мы не усматриваем. Единственный аргумент, который мог бы оправдать такие ограничения, и то не в качестве жесткого общего правила, - это цели и задачи государственного регулирования, а именно такое их проявление, как защита прав инвесторов и пресечение деятельности разного рода финансовых пирамид. Хотя и эти задачи могут быть решены иными способами государственного регулирования, без установления численных ограничений.

--------------------------------

<1> Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Указ. соч. С. 93.

<2> Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой) / Под ред. И.М. Тютрюмова; сост. А.Л. Саатчиан. С. 758.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено как гражданами, так и юридическими лицами. Законодательство практически не выдвигает к учредителям и участникам общества каких-либо специальных требований. Объясняется это во многом тем, как указывалось выше <1>, что общество с ограниченной ответственностью является объединением капиталов, и какие-либо требования в этом случае к учредителям являются излишними. Однако некоторые ограничения и условия участия некоторых лиц в учреждении общества с ограниченной ответственностью закон содержит.

--------------------------------

<1> См. цитировавшуюся выше работу Е.А. Суханова (см.: Суханов Е.А. Проблемы правового положения компаний в новом Гражданском кодексе России (О статье Л. Лехтинен). С. 67 - 68).

Во-первых, законом установлено, что общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88 ГК, ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Соответственно такое лицо не может и учредить общество с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах (соответственно это касается и участия в учреждении обществ).

В-третьих, государственным органам и органам местного самоуправления запрещено выступать участниками (а соответственно и учредителем) общества с ограниченной ответственностью, если иное не установлено законом (ст. 66 ГК, ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) <1>. Таким законом в настоящее время является Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", однако он обходит тему участия государства в обществах с ограниченной ответственностью молчанием, по факту подразумевая, что участвовать в учреждении таких организаций государство точно не может, - закон прямо позволяет создавать с государственным участием только открытые акционерные общества <2>.

--------------------------------

<1> См. по этому вопросу также: Щербакова Н. Учреждение хозяйственных обществ с участием публично-правовых образований // Хозяйство и право. 2002. N 6. С. 91 - 101.

<2> Это не означает, что государство не может оказаться участником общества впоследствии по иным основаниям. Так, это может произойти в силу мероприятий по реорганизации действующих акционерных обществ (равно как и в силу создания ранее таких организаций в процессе приватизации) или в силу наследования выморочного имущества (ст. 1151 ГК).

В-четвертых, законодательство содержит ограничения по участию некоторых видов юридических лиц в обществах с ограниченной ответственностью или устанавливает специальные условия такого участия в виде: а) согласия со стороны определенных лиц и органов; б) соотношения долей между участниками и (или) установления минимально возможной доли участия.

Так, абз. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Соответственно это ограничение распространяется и на кредитные организации, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью. Той же статьей установлено, что решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Статьей 12 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Однако участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается. Соответственно это правило означает, что благотворительная организация может учредить общество с ограниченной ответственностью самостоятельно в качестве одного учредителя, но не вправе быть одним из соучредителей.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ст. 66 ГК) <1>. В настоящее время "иное" установлено Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ. В частности: а) бюджетным научным учреждениям и созданным государственными академиями наук научным учреждениям предоставлено право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям; б) аналогичное право предоставлено высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, и созданным государственными академиями наук высшим учебным заведениям.

--------------------------------

<1> Специальное законодательство здесь иных правил не устанавливает. К примеру, автономное учреждение (ст. 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях") вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

Причем в обоих случаях устанавливаются и специальные условия соучреждения такими лицами обществ с ограниченной ответственностью. Указанные лица вправе привлекать других лиц в качестве учредителей, если доля учреждений в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью составит более чем одну треть.

Кредитному потребительскому кооперативу граждан (ст. 19 Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан") прямо запрещено вносить свое имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц.

Общество становится субъектом права (считается созданным как юридическое лицо) с момента его государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, а также рядом иных федеральных законов, устанавливающих специфику создания отдельного вида организаций (к примеру, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности").

Для учреждения обществ с ограниченной ответственностью законодательство не устанавливает, в отличие от отдельных категорий учредителей - юридических лиц, необходимости получения разрешения/согласия со стороны какого-либо органа или лица. Таким образом, законодатель использует в отношении порядка создания (возникновения) юридического лица в качестве общего правила нормативно-явочный, а не разрешительный порядок.

Хотя имеются в законодательстве применительно к возникновению общества с ограниченной ответственностью элементы разрешительного порядка. В частности, ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции" предусматривает, что только с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется создание коммерческой организации (соответственно и общества с ограниченной ответственностью): 1) если уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом (за исключением денежных средств) другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 млрд. руб., либо суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. руб., либо если организация, акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр; 2) если уставный капитал создаваемого общества оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 этого же Закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Законодательство признает несколько случаев уведомления о создании общества с ограниченной ответственностью. В частности, Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ устанавливается, что бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения, а также высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения должны в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью <1> направить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, уведомление о создании общества. Как видно, законодатель требует направления такого уведомления от самих учреждений, а не от созданного общества, при этом не имеет значения и минимальная доля, которая принадлежит учреждению (не может быть менее одной трети).

--------------------------------

<1> Закон указывает, что речь идет об обществе, деятельность которого заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью предусматривает принятие его учредителем (учредителями в форме собрания, если таковых два и более) решения об учреждении общества. Если число учредителей два и более, то в этом случае закон предусматривает обязательность заключения договора об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

Природа этого договора такая же, как и в случае с договором о создании акционерного общества. Он определяет взаимные права и обязанности учредителей и не является учредительным документом. Согласно действующей редакции Закона единственным учредительным документом общества признается его устав.

Следует отметить, что в первой редакции Закона предусматривалось иное: если учредителем было одно лицо, то учредительным документом признавался устав, а если два и более - устав и учредительный договор. Более того, заключение такого договора предусматривалось и в том случае, если число участников уже учрежденного общества станет два и более. Прежней редакцией Закона об обществах с ограниченной ответственностью содержание учредительного договора регламентировалось детально. Этот документ совмещал в себе положения договора об учреждении общества, устава, а кроме того, он мог иметь и собственное содержание, которое не исчерпывалось положениями указанных документов. К примеру, ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в прежней редакции предусматривала, что учредительным договором могли быть предусмотрены иные способы и порядок предоставления участником общества компенсации досрочного прекращения права пользования имуществом, переданным им в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал. Интересно, что Закон предусматривал возможность противоречия между уставом и учредительным договором, отдавая приоритет в таком случае уставу (п. 5 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в прежней редакции).

Критики подобного положения вещей часто указывали здесь на проблемы инструментального характера. Так, С.А. Макаров отмечал, что наличие двух учредительных документов существенно затрудняло деятельность общества, поскольку требовалось внесение изменений в оба документа, а число голосов, необходимых для принятия соответствующих решений, было разным <1>. Аналогичную позицию высказывал И.Ш. Файзутдинов <2>. По мнению Л.А. Новоселовой, "данная проблема серьезно ограничивала возможность увеличения уставного капитала за счет вкладов нескольких участников" <3>.

--------------------------------

<1> См.: Макаров С.А. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. С. 12 - 13; См. также: Хегер С. Функции договора и устава при создании и деятельности общества с ограниченной ответственностью и подобных форм компаний: Анализ практики трех стран // Закон. 1994. N 5. С. 94 - 96.

<2> См.: Файзутдинов И.Ш. Комментарий Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Вып. 8 / Рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова; Иссл. центр частного права. М.: Статут, 2008. С. 36.

<3> Новоселова Л.А. Новые положения законодательства об ООО: причины изменений и последствия // Хозяйство и право. 2009. N 3 (386). С. 3.

Нельзя не отметить и тех авторов, которые придерживались противоположных позиций. Так, Д. Степанов, анализируя прежнюю версию Закона, отмечал, что точка зрения, в соответствии с которой необходимо отказаться от учредительного договора, "неверна, поскольку не отражает в полной мере природу ООО". По его мнению, законодатель при разработке части первой ГК РФ осознал, быть может, интуитивно, что одним уставом невозможно максимально полно определить структуру ООО и урегулировать взаимоотношения между участниками общества. Его позиция основывается на том, что ООО сочетает в себе свойства как союза лиц, так и союза капиталов, поэтому "в гражданском обороте подобное общество выступает в виде капиталистического предприятия, где очень силен личностный элемент его участников. Между участниками ООО складываются особые доверительные отношения... подобные отношения требуют своей формализации, закрепления, для чего между учредителями (участниками) заключается учредительный договор" <1>.

--------------------------------

<1> Степанов Д. Общества с ограниченной ответственностью: законодательство и практика // Хозяйство и право. 2000. N 12 (287). С. 55, 56.

Интересно, что в рамках обсуждения концепции совершенствования гражданского законодательства этот вопрос подвергся анализу. По мнению разработчиков проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах, "у юридических лиц должен быть только один учредительный документ - устав... Лишь для хозяйственных товариществ может быть сохранен учредительный договор, имеющий силу устава (что в большей мере соответствует особенностям статуса товарищества и его участников)" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.privlaw.ru/vs_info2.html

Требование о достаточности у общества с ограниченной ответственностью только одного учредительного документа - устава - не вызывает сомнений. Причем аргументы технического свойства, которые обычно выдвигались в обоснование такой позиции, не являются на самом деле решающими. Наличие учредительного договора как учредительного документа расходится с природой обществ с ограниченной ответственностью, как хозяйственных обществ, как объединения капиталов. Понятно, что этот аргумент никогда не рассматривался законодателем как существенный. Как показывает проведенное выше рассмотрение истории вопроса, ни законодательство периода Временного правительства о товариществах с переменным составом, ни советское законодательство периода нэпа о товариществах с ограниченной ответственностью, ни советское и российское законодательство новейшего времени (с 1990 г.) об обществах с ограниченной ответственностью и товариществах с ограниченной ответственностью (акционерных обществах закрытого типа) не выдерживало здесь какой-то единой логики. Однако договор как учредительный документ - это все-таки признак товариществ, которые строят свою деятельность на договоре, с достаточно жестким порядком изменения последнего. В действующей же концепции ГК общества с ограниченной ответственностью - это хозяйственные общества, т.е. организации, где личный элемент имеет менее существенное значение, чем в товариществах.

§ 3.2. Создание в результате реорганизации

Помимо учреждения общество с ограниченной ответственностью может быть создано путем реорганизации в него юридического лица иной организационно-правовой формы.

Законодательство признает несколько способов реорганизации: слияние, выделение, разделение, преобразование, присоединение. Учитывая, что действующий правовой порядок <1> не признает в настоящее время так называемой смешанной реорганизации: 1) создание общества с ограниченной ответственностью в результате слияния, выделения и разделения (ст. ст. 52, 54, 55 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) возможно только при проведении реорганизации уже существующих обществ с ограниченной ответственностью <2>; 2) на месте юридических лиц иных организационно-правовых форм общество с ограниченной ответственностью может возникнуть только путем преобразования.

--------------------------------

<1> Это следует из п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

<2> Присоединение в данном случае не рассматривается, поскольку создание юридического лица не является юридическим результатом присоединения.

В соответствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида (полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество) могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида. Это общее правило находит свое выражение и в специальных нормах (ст. 104 ГК, ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах"). В некоторых случаях закон содержит правила об обязательности такого преобразования. В частности, ст. 81 ГК предусмотрена обязательность преобразования или ликвидации полного товарищества в случае, когда в товариществе остается единственный участник.

В общество с ограниченной ответственностью может быть преобразован производственный кооператив (ст. 112 ГК, ст. 26 Федерального закона "О производственных кооперативах").

Такая возможность предусматривается законом и для некоторых форм и видов некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться некоммерческое партнерство, частное учреждение, объединение юридических лиц (союз или ассоциация). Для последней формы предусмотрена обязанность преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (или создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество, или участвовать в таком обществе), если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности (ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Возможность преобразования некоторых видов потребительских кооперативов в общество с ограниченной ответственностью прямо не предусмотрена, хотя и не запрещена (ст. 13 Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах", ст. 12 Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан", ст. 29 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"). Хотя отметим, что общего правила для всех потребительских кооперативов нет - одни законы обходят эту тему молчанием, анализ других, напротив, позволяет сделать вывод о прямом запрете на такую реорганизацию (ст. 122 ЖК).

Для некоторых организаций преобразование в общество с ограниченной ответственностью невозможно или ограничено соблюдением специальных условий или наличием специального закона.

К примеру, в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" преобразование государственного или муниципального учреждения в хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Статьей 18 Федерального закона "Об автономных учреждениях" установлен предельно ограниченный круг возможных случаев реорганизации такого учреждения, и в нем нет возможности преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано в организации иной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о приватизации. А таковое прямо запрещает преобразование таких организаций в формы, иные, нежели открытые акционерные общества (ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Общество с ограниченной ответственностью, созданное путем реорганизации, в любой из названных форм считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, применительно к созданию общества с ограниченной ответственностью в результате реорганизации другого юридического лица закон также использует в качестве общего правила нормативно-явочный порядок.

Однако здесь мы наблюдаем возрастание случаев применения разрешительного порядка. В частности, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции" с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются: 1) слияние любых коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. руб. либо если одна из таких организаций включена в реестр; 2) слияние финансовых организаций, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации); 3) создание коммерческой организации в результате реализации любого способа реорганизации, если создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли) и (или) имущество другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества (за исключением денежных средств) приобретает права, предусмотренные ст. 28 указанного Закона <1>.

--------------------------------

<1> Данное правило изложено в Законе не лучшим образом, поэтому уяснение его содержания весьма сложно. В частности, далее статья содержит такие условия: "...и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество (за исключением денежных средств) которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр". Наличие этих условий вводит в заблуждение, поскольку при реорганизации никаких учредителей нет, соответственно неясно: а) либо предварительное согласие требуется во всех случаях, когда организация получает по передаточному акту и разделительному балансу права и имущество, либо надо, чтобы еще и суммарная стоимость активов "учредителей" (реорганизуемых лиц) или их суммарная выручка составляла установленные законом показатели.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Признает законодательство и случаи, когда о создании общества с ограниченной ответственностью должны быть уведомлены уполномоченные государственные органы. Так, к примеру, в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган должен быть уведомлен о создании: 1) в результате слияния коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает 400 млн. руб., - не позднее чем через 45 дней после даты слияния; 2) в результате слияния финансовых организаций новой финансовой организации, если суммарная стоимость активов по последним балансам финансовых организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через 45 дней после даты слияния.

Первоначально имущество общества формируется в форме уставного капитала его учредителями (при создании в форме учреждения) или реорганизуемым в общество с ограниченной ответственностью юридическим лицом (при создании в результате реорганизации).

Уставный капитал часто ошибочно именуют частью его имущества, "совокупностью объектов гражданских прав, переданных учредителями (участниками) в качестве вкладов" <1>, "определенной денежной суммой, образуемой за счет вкладов учредителей" <2>. Для этого существуют и законодательные основания - ст. 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью прямо указывает, что уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. На самом деле уставный капитал имуществом не является. С гражданско-правовой точки зрения уставный капитал - это один из возможных правовых режимов имущества общества с ограниченной ответственностью. Причем режим этот не в полной мере сложившийся, поскольку зависимость между сформированным уставным капиталом при учреждении общества и самим имуществом общества весьма условна (независимо от того, из какого имущества уставный капитал сформирован) и не сказывается на возможности распоряжения обществом имущества, полученного им от учредителей в оплату уставного капитала. Она проявляется в соотношении размера уставного капитала и стоимости чистых активов общества. Отрицательное отношение последних к уставному капиталу может вести к возникновению обязанности у общества уменьшить уставный капитал, а в некоторых случаях и к его ликвидации (ст. 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

--------------------------------

<1> Сергеева Е.В. Правовое регулирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в условиях рыночной экономики: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

<2> Макаров С.А. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. С. 7.

При учреждении общества его имущество формируют учредители, каждый из которых должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества (или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества и не может превышать один год с момента государственной регистрации общества).

Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В части видов имущества, которое может быть внесено в уставный капитал, закон содержит немного ограничений:

- пункт 19 Положения о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденного Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182, запрещает вносить и принимать жилищные сертификаты в качестве взноса в уставный капитал хозяйственных обществ;

- статья 35 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" устанавливает, что резидент особой экономической зоны - арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

- статья 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные капиталы коммерческих организаций.

Помимо законодательных ограничений ст. 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает, что виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал общества, могут быть установлены уставом общества.

Для обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых в некоторых сферах деятельности, законодательство предъявляет специальные требования к видам имущества, вносимого учредителями. В частности, Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ предусматривает, что бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения, а также высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями. При этом доли других лиц, участвующих вместе с учреждениями в создании общества с ограниченной ответственностью, должны быть оплачены денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть долей указанных лиц может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал.

Для внесения в оплату уставного капитала определенного имущества (прежде всего имущественных прав) закон устанавливает ряд специальных условий. Кроме того, Закон устанавливает, что денежная оценка имущества (по сути, речь идет о любом ином имуществе, кроме денежных средств), вносимого в уставный капитал общества, должна быть утверждена собранием участников единогласно.

По-иному формируется имущество общества с ограниченной ответственностью при его создании в результате реорганизации <1>.

--------------------------------

<1> Закон об обществах с ограниченной ответственностью, как, собственно, и все законодательство о юридических лицах, недостаточно регулирует этот вопрос. Единственным законом, который подробно останавливается на указанных вопросах, является законодательство об акционерных обществах (ст. 15 Федерального закона "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)").

Формирование имущества в этом случае осуществляется за счет имущества реорганизуемого юридического лица. Перечень этого имущества указывается в документах, которые определяют правопреемство при реорганизации: разделительный баланс (при выделении и разделении) и передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании). Законодательство регулирует содержание указанных документов в самом общем виде. Однако имеются подзаконные акты, которые детализируют содержание закона, к примеру Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.В. Габова, П.В. Смирновой, Р.Ю. Сорокина "О некоторых вопросах правового регулирования реорганизации акционерных обществ" включена в информационный банк согласно публикации - "Предпринимательское право", 2007, N 1.

<1> См. также по вопросу о содержании этого документа: Рыбина Н. Передаточный акт и разделительный баланс как документы, оформляющие правопреемство при реорганизации юридических лиц: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2007. N 3 (362). С. 37 - 44; Габов А.В., Смирнова П.В., Сорокин Р.Ю. О некоторых вопросах правового регулирования реорганизации акционерных обществ // Правовое регулирование предпринимательской деятельности в рыночной экономике. М.: Юрист, 2008. С. 232 - 235; Габов А.В., Федорчук Д.В. Реорганизация акционерных обществ // Журнал для акционеров. 2003. N 3, 4, 5.

Данный документ указывает, что передаточный акт или разделительный баланс могут включать следующие приложения: бухгалтерскую отчетность; акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации; первичные учетные документы по материальным ценностям, перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Формирование имущества общества с ограниченной ответственностью при реорганизации отличается от случая учреждения еще и тем, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Соответственно одновременно с имуществом вновь создаваемое общество может сразу наделяться и долгами реорганизованного юридического лица <1>.

--------------------------------

<1> При создании путем учреждения возникновение долгов также возможно, но в большей степени в качестве исключения. К примеру, ст. 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью определяется, что общество может нести ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества. Не исключается и ситуация, когда долговое бремя перейдет к обществу вместе с тем имуществом, которое будет внесено в уставный капитал, собственником которого становится общество.

Еще одним отличием формирования имущества общества при реорганизации от ситуации с учреждением являются сроки. В случае с реорганизацией имущество поступает в общество одномоментно, после государственной регистрации вновь созданного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: