Тема 3.1 Система профориентации и ее основные компоненты
Понятие «профессиональная профориентация». Структура профессиональной ориентации и ее компоненты: профессиональное просвещение, профпропаганда, профессиография, профконсультация, профессиональный отбор, профессиональная пригодность. Аспекты профориентации: экономический, социальный, психологический, медико-физиологический.
История развития профориентации. Донаучный период. Взгляды на выбор профессии в культурах древнейших цивилизаций мира (Китай, Индия, Египет, Греция, Рим). Эпоха феодализма. Первая попытка научного обоснования природы различных способностей и их применения в науке и искусстве в работах Хуана Хуарте. Публикации, посвященные вопросам профориентации в XIX веке. Возникновение психотехники в начале XX века. Ее теоретическое оформление в работах Г. Мюнстерберга, В. Штерна, О. Липмана. Первое профбюро по выбору профессии Ф. Парсона и факторы успешного выбора профессии. Этапы современного развития профориентации. Первый этап (30 - 40 гг. XX в.). Второй этап (40 - 50 гг. XX в.). Третий этап (после 50-х гг.). Исследования советских ученых: И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, В. И. Гальперина, Н. Д. Левитова и белорусских исследователей: С. М. Василейского, А. А. Гайваровского, С. М. Вержбаловича. Современные теоретические разработки профориентационной проблематики в Беларуси в исследованиях: Л. А. Кандыбович, В. М. Казубовского, Ф. И. Иващенко, А. Г. Ростунова.
|
|
Тема 3.2 Методологические основы профессиональной ориентации
Профессиональное самоопределение личности. Соотношение понятий «самоопределение», «профессиональное развитие», «профессиональное самоопределение», «профориентация». Понимание сущности понятия «профессиональное самоопределение» в работах Е. А. Климова, Л. И. Божович, Н. И. Шевандрина, И. С. Кона и др. Этапы профессионального самоопределения учащихся по И. С. Кону, Э. Гинзбергу. Уровни профессиональной идентичности по Э.Эриксону.
Психологические теории профессионального выбора. Проблема выбора личностью профессии в теориях З. Фрейда, А.Адлера, А. Маслоу. Теория «Я-концепции» Д. Сьюпера,Теория «Черт личности» Дж. Голланда. Сценарная теория выбора профессии Э.Берна.
Профессиональный выбор и классификации профессий. Понятие «профессия». Многопризнаковая концепция профессиональной типологии Е.А. Климова. Виды профессий: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ». Классификация профессий «по критерию трудности и вредности» деятельности по А. С. Шафрановой. Трудности выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
|
|
Тема 3.4 Психологическая диагностика в профориентации
Определение психодиагностики. Принципы психодиагностики: принцип объективности, многосторонности, качественного анализа, системного структурно-динамического изучения личности, развития. Особенности психодиагностики подростков и юношей. Учет психологии подростков и юношей в профдиагностике.
Обзор основных тестов профориентации. Тесты, изучающие структуру и направленность личности, тесты познавательных процессов, тесты эмоционально-волевой сферы и психических состояний, тесты, изучающие индивидуально-психологические и типологические особенности личности, используемые в профдиагностике. Компьютерное тестирование, применяемое в профориентации школьников.
Тема 3.5 Организация профессиональной консультации
Понятие психологической консультации. Этапы проведения психологической консультации. Задачи и формы психологической консультации. Правила деятельности психолога–профконсультанта. Свойства и качества личности, необходимые эффективному психологу-консультанту.
Тема 3.6 Учет индивидуально–психологических характеристик учащихся в профконсультировании
Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову. Основные нервные процессы (возбуждение и торможение). Их характеристики (сила, уравновешенность и подвижность). Понятие «темперамент» и его виды. Учет типов темперамента в проф. консультации.
Сигнальные системы и три типа высшей нервной деятельности по И.П. Павлову (художественный, мыслительный, средний). Исследования в области полушарной асимметрии мозга. Функции правого и левого полушарий.
Учет индивидуально-типологических особенностей личности в проф.консультировании. Акцентуации характера (гипертимический дистимический, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивпый, демонстративный, экзальтированный тип).
Определение «способности». Общие и специальные способности. Характеристика специальных способностей, необходимых в ряде профессий.
Тема 3.7 Психологическая программа «Первые шаги школьника к профессии»
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе профессионального самоопределения. Организация и проведение пяти этапов программы «Первые шаги школьника к профессии». Использование функций управления профессиональным самоопределением школьников (обучающей, диагностической, прогностической, рефлексирующей, корректирующей и научно-методической) в процессе поэтапного выполнения программы.
Тема 3.8 Технология определения профессионального плана учащихся
Роль психолога в проведении системы профориентационной работы в школе. Проблема определения профессионального плана учащихся. Этапы определения профессионального плана. Методы изучения профессионального плана. Анализ полученной информации.
Тема 3.9 Профориентационные игры и тренинги
Определение профориентационной игры и тренинга. Цели и задачи профориентационной игры. Типы профориентационных игр. Программы и условия проведения профориентационных игр.