Методика преподавания психологии

Тема2.1 Предмет методики преподавания психологии. Проблемы и задачи

«Методика преподавания психологии» как научная дисциплина, разрабатывающая вопросы содержания, организации и методов преподавания психологии, обеспечивающих сенсорно–перцептивное, интеллектуальное, личностное и эстетическое развитие субъекта образования. Общая, теоретические и практические задачи курса — разработка теоретических и методологических его оснований, проблем гуманизации психологического образования, развивающих эффектов познания психики человека. Психология в системе гуманитарного познания. Связь методики преподавания психологии с другими науками психологического цикла.

Тема2.2 Психологическое образование

История преподавания психологии в высшей школе.Основные принципы и тенденции современного психологического образования. Основные концепции и идеи в современном психологическом образовании. Основные концепции учения (обучения) (Я. А. Коменский, И. Гербарт, А. Дистервег, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже, Д. Брунер, Р. Гэгни, И. Лингарт) как основа преподавания и усвоения психологических дисциплин. Идеи А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (А. А. Вербицкий).

Тема2.3 Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании

Основные психологические модели, ориентированные на школьное и вузовское обучение: «свободная модель», «диалогическая модель», «личностная модель», «обогащающая модель», «развивающая модель», «структуризирующая (модульная) модель», «активизирующая модель», «формирующая модель». Развивающее обучение (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Освоение учебных действий по форме и степени обобщенности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). «Опредмечивание» и «распредмечивание» как два аспекта учебной деятельности в процессе изучения психологии.

Понятие технологии. Основные качества технологий и их классификация. Понятие традиционного обучения. Классификационные параметры традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Использование традиционных и инновационных технологий преподавания психологических дисциплин. Инновации в образовании. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения. Интерактивное обучение. Студент (ученик) как субъект познания, субъект жизнедеятельности, субъект культуры. Проблемное обучение как эвристический, исследовательский тип обучения. Программированное обучение (линейное, разветвленное, смешанное) в процессе изучения психологии. Гуманитаризация и технологизация процессов обучения.

Тема2.4 Современные требования к организации учебного процесса

Учебный процесс как система, построенная взаимосвязью обучения и учения, обеспечивающая развитие личности, ее индивидуальности. Превращение процесса усвоения знаний из цели в средство познания мира и человека, развитие личности с учетом ее изменяющихся ценностей, потребностей, намерений, деятельных, индивидуальных возможностей. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина). Двувалентность содержания обучения. Овладение значениями и образование смыслов. Междисциплинарные, межпредметные и внутрипредметные связи. Направленность содержания, методов, приемов, технологий обучения на стимулирование и использование субъектного опыта учащихся. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.

Тема2.5 Эмоциональная регуляция учебной деятельности

Эмоциональная составляющая познавательных процессов. Стимулирующее влияние эмоций в процессе учебной деятельности. Единство аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Содержание учебных предметов (дисциплин) как источник развития эмоций и чувств. Вариантность моделей, методов, способов и технологий обучения — в эмоциональной регуляции учебной деятельности. Композиционное моделирование лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий. Разнообразие форм познавательной деятельности, ориентированной на разные когнитивные стили, репрезентативные системы, способы кодирования информации. Индивидуально–творческие задания как средство эмоциональной регуляции учебной деятельности. Использование технологий вербального и невербального взаимодействия, педагогической оценки как фактор эмоционального развития личности в процессе изучения психологических дисциплин.

Тема2.6 Психология как учебная дисциплина в средней школе

История преподавания психологии в средних учебных заведениях. Особенности обучения психологии в средних учебных заведениях. Типы программ обучения психологии в школе. Обучение психологии младших школьников. Психологическое образование подростков и старших школьников. Формы учебных занятий по психологии в школе. Психология в структуре общеобразовательных программ. Урок психологии в структуре учебных занятий в школе. Типы уроков. Методика подготовки учителя к урокам психологии. Организация учебной деятельности учащихся на уроке психологии. Рефлексивно–деятельностная парадигма преподавания психологии. Внеклассная работа по психологии в школе. Индивидуальная, групповая и массовая форма внеклассной работы по психологии. Особенности психологического образования родителей.

Тема2.7 Методика проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий по психологии

Понятие лекционного занятия. Цели лекции. Формы проведения, виды и функции лекций. Принципы построения и отбора материала для лекционных занятий. Психологические условия эффективности лекции. Своеобразие лекций по основным разделам психологии. Использование художественной литературы, элементов истории психологии и биографии выдающихся психологов при составлении содержания лекционного материала. Методические требования к составлению и проведению лекций по психологии. Методика проведения семинарских занятий по психологии. Практические занятия по психологии. Виды практических занятий. Тренинг в структуре практических занятий. Использование современных компьютерных технологий на практических и лабораторных занятиях. Проведение занятий методом проблемных микрогрупп. Лабораторные занятия в структуре преподавания психологии.

Тема2.8 Организация и управление самостоятельной работой студентов по психологии

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Специфика, организация и управление самостоятельной работой студентов, ее виды и особенности. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии. Содержание и методы активизации самостоятельной работы студентов. Условия, от которых зависит эффективность самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов на лекции. Самостоятельная работа студентов вне аудитории. Организация и руководство учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой студентов. Приемы работы над учебными пособиями, монографиями, периодическими изданиями. Подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям, к зачетам и экзаменам. Формирование способов и умений психологического анализа произведений художественной литературы и фольклора. Дидактический театр как форма организации самостоятельной работы студентов. Формирование умений психологического анализа фактов повседневной жизни. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. Практика студентов по психологии. Дистанционные образовательные технологии. Возможности заочного обучения. История развития заочного обучения. Структура учебной деятельности при заочном обучении.

Тема2.9 Методы проверки знаний при изучении психологии

Организация проверки и оценивания знаний по психологии. Основные функции педагогического контроля. Виды и формы проверки знаний по психологии. Специфика и методы проверки знаний по психологии. Психологические аспекты оценивания: отметка и оценка. Контроль и оценка знаний при изучении психологии. Критерии оценивания. Самооценка и самоконтроль учебно-профессиональной деятельности. Проверочные и творческие письменные работы. Использование педагогического коллажа на занятиях по психологии. Методические требования к реализации проверки знаний, составлению: контроль–тестов, контрольных работ, экзаменационных билетов. Проведение студенческих психологических олимпиад.

Тема2.10 Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии

Сущность интеллекта. Факторы развития интеллекта. Показатели интеллектуальной зрелости. Содержание когнитивного опыта обучающихся: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические и понятийные структуры. Средства, технологии и основные линии развития способов кодирования информации; обогащение когнитивных схем; семантических структур как индивидуальной системы значений и понятийных структур как «обобщающего мышления» (Е. Ю. Артемьева, Дж. Брунер, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, У. Найссер, М. Осорина, В. Ф. Петренко, Ж. Пиаже, Э. Рош, А. Н. Холодная). Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития). Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития). Содержание учебной (научной) информации как источник привлечения и поддержания внимания, развития видов памяти и совершенствования ее процессов. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий.

Тема2.11 Развитие творческого мышления и воображения обучающихся

Мышление и его характеристика: виды, процессы (формирование и усвоение понятий, механизмы формирования понятий, мышление как способ решения задач, стратегии мышления), формы и операции мышления. Воображение и его характеристика: виды, механизмы и функции, индивидуальные особенности. Общая характеристика творческого мышления как построения гипотез, высказывания догадок и предположений, их проверки и пересмотра и обобщения результатов в продуктах (материальных и духовных) деятельности. Развитие творческого мышления в процессе изучения психологии. Применение существующих знаний, образов и воспоминаний для создания нового и изменения имеющихся знаний в новом ключе. Ассоциация как база воображения и креативности. Механизм рекомбинации известных идей через ассоциации. Аналогии, синестезия, метафора. Речь и ее характеристика. Психологическая культура речи преподавателя. Образность речи преподавателя, ее семантическое и интонациональное богатство. Художественная фасилитация в процессе преподавания. Использование соответствующих философских, исторических, литературных текстов, музыкальных произведений, репродукций произведений изобразительного искусства в процессе преподавания психологии. Развитие основных критериев процесса творческого мышления. Литературное и метафорическое творчество как фактор творческого мышления и воображения обучающихся.

Тема2.12 Эмоционально–нравственное развитие обучающихся

Эмоционально-нравственный компонент содержания научной информации. Использование философских, исторических, художественных, документальных текстов с целью интерпретации теоретического материала и в качестве иллюстраций и примеров, а также психологических задач, упражнений. Эмоциональность и экспрессивность речи преподавателя (учителя). Эмпатийный стиль взаимодействия в диадах «преподаватель–студент», «студент–студент». Нравственное развитие студентов в процессе преподавания психологических дисциплин. Нравственные понятия в структуре самосознания личности. Культура как основа нравственности (B. C. Библер). Развитие представлений о нравственном человеке, нравственных качествах личности. Ценностный обмен как механизм развития личности в процессе преподавания психологии. Воспитание Духовности как высшего уровня освоения человеком мира и отношения к природе, обществу, искусству и самому себе.

Тема2.13 Психологическая культура личности как результат психологического образования

Понятие культуры и психологической культуры личности. Воспитание, образование как часть культуры. Понятие инкультурации. Функции психологической культуры. Доконцептуальный и концептуальный уровни психологической культуры. Компоненты психологической культуры личности. Гуманистическая направленность психологической культуры. Становление личности профессионала в образовательном процессе. Понятие общей и профессиональной психологической культуры. Специфика психологической культуры педагога. Методы изучения психологической культуры личности. Понятие субъектности. Обретение субъектности обучающимися в процессе педагогического взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия на занятиях по психологии. Профессионально значимые качества преподавателя психологии. Эмпатия и ее место в структуре профессиональных и личностных качеств преподавателя психологии.

РАЗДЕЛ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: