Эмоциональный интеллект



Подобные искажения восприятия в сторону враждебности формируются уже к младшим классам. В то время как с боль­шинством детей, особенно с мальчиками, нет сладу в детском саду и первом классе, более агрессивные дети оказываются не в состоянии усвоить минимум самоконтроля и ко второму клас­су. Там, где другие дети уже начали учиться ведению перегово­ров и нахождению компромиссов для разрешения споров, воз­никающих на игровой площадке, хулиганы все больше и боль­ше полагаются на громкие слова и силу. Они «расплачивают­ся» общением: после первых же двух-трех часов контакта с задирой на игровой площадке другие дети заявляют, что он им не нравится.

Но исследования, в ходе которых за детьми наблюдали, на­чиная с дошкольного возраста и кончая примерно девятнадца­тью годами, показывают, что до половины первоклассников, проявляющих разрушительные наклонности, не способных ладить с другими детьми, не слушающихся родителей и оказы­вающих противодействие учителям, становятся правонаруши­телями в тринадцать—девятнадцать лет. Разумеется, не все аг­рессивные дети идут по пути, который в последующей жизни приведет их к насилию преступлениям. Но из всех детей для них вероятность совершения насильственных преступлений максимальна.

В жизни таких детей тенденция к преступным действиям обнаруживается удивительно рано. Когда в одном монреаль­ском детском саду оценивали враждебные действия и наруше­ния порядка детьми, те, что были самыми большими смутья­нами уже в пять лет, имели на своем счету гораздо больше пра­вонарушений спустя всего лишь пять—восемь лет, то есть в ран­нем подростковом возрасте. Им приходилось примерно в три раза чаще, чем другим детям, признаваться, что они зверски избили кого-то, кто ничего им не сделал, что они совершили магазинную кражу, применяли оружие в драке, взломали авто­мобиль или украли из него какие-то детали и напились, — и все это до того, как им исполнилось четырнадцать лет.

Путь к насилию и преступным действиям закладывается у тех агрессивных детей, с которыми бывает трудно справиться в первом и втором классах. Обычно с самых ранних лет обучения



Дэниел Гоулман


в школе плохой контроль за своими побуждениями приводит к тому, что они бывают слабыми учениками — «тупыми» — и в глазах окружающих, и в своих собственных; такое суждение под­тверждается тем, что их переводят в классы индивидуального обучения (и хотя у таких детей может быть повышенный уро­вень «гиперактивности» или трудности с усвоением знаний, та­кими являются отнюдь не все). На детях, которые поступают в школу, уже усвоив дома стиль «использования силы, чтобы до­биться своего», то есть стиль запугивания, ставят крест и учите­ля, которым приходится тратить слишком много времени, что­бы держать детей в надлежащих рамках. Нарушение учебных правил происходит у этих детей естественно, и это означает, что они попусту теряют время, которое в противном случае можно было бы использовать на приобретение знаний; их предопреде­ленная неуспеваемость обычно становится очевидной пример­но к третьему классу. Хотя мальчики, неуклонно движущиеся по пути к правонарушениям, как правило, имеют более низкие зна­чения коэффициента умственного развития, чем их сверстни­ки, решающим фактором оказывается их импульсивность, по­скольку импульсивность десятилетних мальчиков служит втрое более мощным прогнозирующим параметром их последующей преступности, чем их коэффициент умственного развития.

К четвертому или пятому классу эти дети, которых уже счи­тают хулиганами или просто «трудными» подростками, чувству­ют отчужденность со стороны своих сверстников, практически не способны легко заводить друзей и попали в число неуспева­ющих. Не имея близких приятелей и подруг и чувствуя себя одинокими, они начинают испытывать тягу к другим социаль­но отверженным. Между четвертым и девятым классами они присоединяются к наиболее подходящей им группе парий и ведут жизнь в полном пренебрежении к закону: они в пять раз чаще прогуливают занятия, употребляют спиртные напитки и наркотики с кульминацией, приходящейся на время между седьмым и восьмым классами. К середине периода пребыва­ния в школе к ним присоединяются представители еще одного типа «опоздавших на старте», которых привлекает их дух от­крытого неповиновения. Ко второму типу «изгнанников» обыч­но принадлежат подростки, которые остаются дома без всяко-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: