Тема 2.2. Имидж и этикет делового человек – 4 часа

· Имидж и его составляющие

За последние десятилетия в нашу жизнь активно вошло такое понятие, как «имидж». Появилось даже такое научное направление, как имиджелогия. Имиджелогия – наука, изучающая создание образа человека или явления в сознании других людей. Имиджелогия возникла на Западе в 50-ые годы прошлого столетия в связи с развитием рекламных технологий. Позже в 60-ые термин «имидж» перешёл в сферу предпринимательства. Его рассматривали как основное средство «воздействия на потребителя». Термин «имидж» в отечественную научную литературу ввёл О. Феофанов. Он издал в 1974 году книгу «США: реклама и общество», в которой имидж подробно рассматривается как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя.

Анализируя историческое прошлое, можно утверждать, что имидж существовал всегда в человеческой жизни, иногда помогая решать сложные и необычные задачи. Так, историки указывают, что впереди войск Чингисхана всегда распространялся слух о жестокости его армии. Однако, о жестокости избирательной. Утверждали, что воины Чингисхана убивали всех жителей только в том случае, если город не сдавался до применения осадных орудий. Такой имидж помогал Чингисхану завоёвывать города без боя.

Очень часто под имиджем специалиста понимают довольно узкие характеристики внешнего вида, особую атрибутику. Но на самом деле имидж – это не столько образ, сколько мнение, впечатление, возникающее у клиентов-потребителей и возможных партнёров в момент профессиональных контактов и сохраняющееся в течение долгого времени. Положительный имидж способствует продолжению и расширению деловых контактов.

Проблема эффективности создания положительного имиджа специалиста непосредственным образом связана с вопросом превращения возможности развития определённых качеств личности – сознательности, доброжелательности, нравственной зрелости – в реальность.

Имидж (от английского) – сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определённое воздействие на окружающих.

Имидж создаётся в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нём окружающих.

Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако, овладение им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику. От имиджа во многом зависит желание людей сотрудничать с конкретным человеком или фирмой.

Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловую репутацию человека или фирмы.

Главные свойства имиджа:

1. Известность. Имидж не существует только на уровне одного человека, т.е. имидж должен быть известен какой-либо группе людей (партнёров, потребителей, клиентов, и т.п.);

2. Активность. Имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, как отдельных людей, так и целых групп.

3. Динамичность. Имидж не является чем-то однажды заданным, сформированным; он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом себе;

4. Пластичность. Имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;

5. Правдоподобие. Имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигает поставленной цели.

6. Адрессность. Благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать определённые группы партнёров.

Таким образом, имидж – это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих.

Привлекательный имидж делового человека включает, в первую очередь, внешние данные. В это понятие входят: хорошие манеры, мимика, пантомимика, причёска, одежда, аксессуары, культура речи и интерьер офиса.

Во всех странах кодекс хорошо воспитанного человека включает, по крайней мере, четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт. Бизнесмены всего мира практически единодушны относительно трёх наиболее предпочитаемых, позитивных свойств возможного делового партнёра – это компетентность, порядочность и надёжность.

Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях – их предсказуемость, возможность опереться на партнёра, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются фундаментом незаменимого условия успешных, плодотворных деловых отношений – взаимного доверия.

· Этикет делового человека

Деловой этикет это важнейшая сторона моралипрофессионального поведения делового человека, предпринимателя, имеющая большое значение в создании положительного имиджа. Знание делового этикета – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Соблюдение делового этикета, умение культурно себя вести важно не только при работе с представителями иностранных фирм и при выезде для заключения сделок за границу, но и в повседневной деловой жизни.

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо хорошо знать правила делового этикета. Следование этим правилам всегда высоко ценилось. Уже в в 1709 году Пётр Великий издал указ, согласно которому каждый, кто вёл себя «в нарушение этикету», подлежал наказанию.

Таким образом, знание делового этикета, умение культурно вести себя – основа предпринимательского успеха.

Деловой этикет - это результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

Деловой этикет тесно взаимосвязан с речевым этикетом, т.к. культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил речевого этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

Существует шесть основных заповедей делового этикета.

1. Делайте всё вовремя.

Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться и в руководители он не годится.

Данный принцип распространяется также на отчёты и любые другие поручаемые задания. Любая задержка требует каких-то оправданий, и человек уже выглядит не столь обязательным и дисциплинированным, как тот, кто сдаёт всё в срок.

Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют накидывать ещё 25% на тот срок, который, на наш взгляд, требуется для выполнения данной работы, тогда наверняка мы уложимся в отведённое время. Вспомните законы Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают, особенно, когда на носу день сдачи. Так что следует выделять время с запасом на трудности, которые поддаются прогнозированию.

2. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда слышать от сослуживцев, руководителя или подчинённого об их личной жизни.

Надо очень внимательно следить за тем, что говоришь, и чётко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает и к какой конкуренции она может привести.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

Наши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчинённые могут быть не самыми лучшими людьми, могут придираться к нам, но всё равно мы обязаны вести с ними вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Думайте о других, а не только о себе.

Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов и покупателей, оно распространяется и на коллег, начальство и подчинённых.

Следует уважать мнение других, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда необходимо прислушиваться к критике и советам сослуживцев, начальства и подчинённых.

5. Одевайтесь, как положено.

Первое впечатление складывается при первой встрече. Так что надо стараться произвести благоприятное впечатление с первых дней работы. На новом месте работы приглядывайтесь к людям вокруг вас, прислушивайтесь, выбирайте образцы для подражания.

Какой бы пост вы не стали бы занимать в фирме, вам надо «вписаться» в неё. Но одновременно вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. соответствовать деловой ситуации, одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу.

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Деловой человек, желающий сделать успешную карьеру, должен уметь выразить свою мысль, как устно, так и письменно. Следует следить за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов и помнить, что хорошие деловые манеры настолько способствуют карьере, что надо использовать любую возможность научиться им.

· Имидж организации

Имидж – образ организации. Он начинается с названия и способа его написания. Название фирмы, её товарный знак имеют большое значение как часть представительства. При покупке туристского продукта, туристских услуг важную роль играет отношение туриста к фирме, доверие клиента. Неизменность названия – основа известности и популярности. К названию привыкают, фирма начинает вызывать доверие у партнёров по сотрудничеству и клиентов. Это облегает деловые контакты.

На имидж фирмы работают её эмблема, товарный знак, размещённые на стенде.

Создание имиджа организации реализуется по тем же законам, что и создание имиджа человека. Это – интерьер офиса: цвет, мебель и её размещение, освещение, одежда сотрудников, оформление деловых бумаг. Сюда же входит оформление витрин, стендов, входа, внешних окон.

Затем хорошие манеры сотрудников: вежливость, естественность, достоинство, доброжелательность, готовность придти на помощь. И, наконец, компетентность, порядочность, надёжность.

Благотворно влияют на положительный имидж организации проводимые ею социально значимые акции. Большую роль в создании успешного имиджа играет реклама. Следует всегда помнить, что хорошее знание и выполнение норм этикета являются одной из составляющих привлекательного имиджа.

· Одежда делового мужчины и деловой женщины

Внешний облик делового человека значительно влияет на эффективность деловых и дружеских отношений и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы. Считается, что аккуратно, хорошо одетый человек обычно аккуратен, обязателен не только в одежде, но и в делах. Кроме того, это свидетельствует о его уважении к окружающим его людям. Ещё Мигель Сервантес, знаменитый испанский писатель заметил, что «Платье и облачает и разоблачает человека».

Деловым людям России всегда следует помнить, что в большинстве европейских стран и США массивные золотые цепи, перстни, браслеты, бросающиеся в глаза, не приняты в серьёзных бизнес кругах. Подобные украшательства не способствуют созданию надёжной деловой репутации.

Но в некоторых странах (Ближний восток), роскошь не только допускается, но традиционно является свидетельством успешности бизнеса. В этом случае часы и запонки с брильянтами и т п. только приветствуются.

Известно, что каждая профессиональная группа людей в какой-то степени характеризуется определённым и узнаваемым, неписаным кодексом поведения и одежды – журналисты, актёры, студенты, учителя и т.п. Деловые люди имеют также определённый стиль в одежде и манерах.

Общая характеристика стиля делового мужчины: консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.; безупречная аккуратность и опрятность.

В облике делового мужчины недопустимы: короткие носки, оставляющие часть ноги обнажённой при сидении «нога на ногу»; несвежий носовой платок; полуоторванные пуговицы; мятый костюм; несвежая сорочка; криво завязанный галстук; нечищеная обувь; яркие, кричащие цвета деталей одежды; яркие цветовые контрасты в одежде; серьги в ушах.

Основной вид мужской деловой одежды – костюм–тройка. Рекомендуемые цвета для офиса – тёмно-синий, тёмно-серый, серый. Костюм чёрного цвета предназначается для деловых приёмов и траурных церемоний. Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зелёный и т.п. исключены. Они используются для отдыха (клуб, загородная прогулка).

Костюм в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резко контрастной. Можно носить пиджак из одной ткани, а брюки – из другой, если они сочетаются по цвету, по рисунку и по фактуре.

Одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. О партнёре начинают составлять представление заранее, собирая о нём информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи.

В современном деловом мире женщина играет всё более значительную роль. Женская деловая одежда является одним из важнейших аспектов современного делового этикета. На окружающих всегда производят положительное впечатление элегантная одежда, привлекательная причёска, тонкий макияж и оригинальные украшения.

Как показывают многочисленные исследования, женщины в профессиональной деятельности в своей одежде допускают три главные ошибки: определяют выбор одежды, следуя только моде; имеют склонность преувеличивать собственную привлекательность; позволяют своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться.

Основным видом повседневной деловой одежды женщины является костюм, платье-костюм, допускается брючный костюм. Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать чрезмерно ярких оттенков в деловой одежде.

Костюм дополняется обувью. Самая рекомендуемая обувь для деловой женщины классические лодочки.

Макияж не обязателен, но не воспрещается. Причёска допускается по моде, но есть определённые ограничения: соответствовать требованиям гигиены, не мешать в работе её обладательнице, не мешать коллегам, не нарушать общепринятые деловые эстетические требования к причёске.

Маникюр обязателен, но покрытие ногтей лаком – нет. Следует помнить, что руки всегда привлекают внимание при беседе. Неухоженные руки с запущенными ногтями не украшают любую женщину, а тем более деловую женщину.

Что касается духов, то если женщина хочет соответствовать положению авторитетного руководителя, их запах должен быть едва заметным.

Украшения на работе возможны, но здесь главное правило – чем меньше, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть или функционально, или целенаправленно. У деловой женщины обязательно наличие при себе ручки и карандаша. Если женщина, представитель серьёзного бизнеса, пишет на людях огрызками карандаша, дешёвыми ручками, которые быстро теряют приличный вид, то это не просто не способствует её положительному имиджу, а скорее уничтожает его на корню.

· Значение резюме и визитной карточки

В настоящее время при приёме на работу практически все работодатели требуют резюме.

Резюме – это основная информация о профессиональных и личностных качествах человека, которые могут заинтересовать работодателя. Это - документ, содержащий краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств человека, который ищет работу.

Резюме печатается на принтере или пишущей машинке и передаётся работодателю или фирме-посреднику, которая занимается наймом и подбором персонала по заявкам работодателя.

Цель резюме – получить приглашение на собеседование для более подробного знакомства и затем принятия решения о предложении работы.

Не существует определённой стандартной формы резюме, но можно использовать следующую последовательность пунктов:

- Фамилия, имя, отчество. Дата и место рождения. Домашний адрес. Семейное положение.

- Образование (название учебного заведения, время обучения с какого времени по какое время, специальность и квалификация).

- Опыт работы, (начиная с последнего места работы, срок работы, название организации, в качестве кого работали, функции, если есть, то указать рекомендации).

- Факультативное или дополнительное образование (дополнительные курсы, отдельные дисциплины, курсы повышения квалификации, награды, грамоты, степени, звания, участие в конференциях и семинарах и пр.).

- Дополнительные навыки (достижения, навыки и умения, приобретённые в ходе работы, владение иностранными языками, навыки работы на компьютере, наличие водительских прав и др.).

- Основные черты характера, которые вы цените в себе.

- Увлечения;

- Пожелания (о характере ожидаемой работы)

- Для связи: телефон, адрес электронной почты. Последние данные можно помещать в той же графе, где адрес.

- Дата и подпись.

Резюме должно удовлетворять следующим требованиям: краткость, уместность, правдивость, позитивный характер, систематичность, уникальность. Кроме того, хороший стиль изложения, приятное оформление, обязательная грамотность.

В резюме не рекомендуется указывать, какую зарплату вы хотите получать. Цифра, указанная вами, может быть слишком большой или слишком маленькой.

При составлении резюме не следует повторяться и быть многословным. Нанимателей обычно интересует только то, чем вы занимались или занимаетесь.

Ни в коем случае не следует приукрашать свои достижения и писать то, чего на самом деле не было, т. к. обман легко обнаруживается.

Резюме должно характеризовать соискателя, как человека организованного, аккуратного и делового. Текст должен вызывать желание прочтения, никаких опечаток, объём не больше чем полтора печатного листа.

В современной деловой жизни визитная карточка – обязательный атрибут деловых людей и оказаться на переговорах без неё – это удар по деловой репутации. Во многих странах Запада и Востока визитная карточка может служить документом, удостоверяющим личность. В России визитные карточки активно вошли в деловую жизнь в 90-е годы и стали обыденным явлением.

Визитные карточки имеют долгую историю. Утверждают, что уже в древнем Китае были подобные карточки. Но прародительницами современных визитокможно считать карточки, которыми пользовалась французская знать XVII века. Визитные карточки были распространены и в дореволюционной России, как свидетельство нанесения визита. Золотой век визитки в России – 60-ые годы 19 века до начала XX столетия.

Во многих музеях есть отделы визитных карточек, например в Санкт-Петербурге даже есть музей визиток. Этот музей открыт по инициативе Михаила Федосеева, его коллекция визитных карточек насчитывает более 35 тысяч карточек. Половина его коллекции представлена дореволюционными визитными карточками.

В настоящее время визитная карточка, как элемент деловой жизни, обладающий представительской функцией, может ещё использоваться в качестве письменного сообщения, например при сопровождении подарка, цветов и пр.

Визитные карточки, применяемые в деловой практике, бывают следующих видов:

- стандартная визитная карточка сотрудника фирмы;

- представительская карточка сотрудника фирмы;

- семейная визитная карточка;

- прочие визитные карточки.

В современном деловом мире существуют этикетные правила оформления визитных карточек. Текст должен быть предельно простым, не вычурным, легко читаемым, ни золотым, красным или чёрным, без цветного или золотого напыления и прочих украшательств. Чем проще и строже карточка, тем в ней больше достоинства и элегантности.

Бумага карточки должна быть белого или очень светлого цвета, но, ни в коем случае, не чёрного, синего или красного цвета. Качество плотной бумаги, из которой изготовлена карточка, должно быть высоким. Для современной визитной карточки требуется плотная бумага высокого качества, размером 9 на 5 или 8 на 5.

В типовой визитной карточке сотрудника указываются его данные: фамилия, имя, должность, полномочия. Помимо этого, служебный телефон, название фирмы, почтовый адрес, телефон секретариата, телефакс, телекс.

Людям, имеющим контакты с зарубежными партнёрами, необходимо иметь визитные карточки, написанные на разных языках. Однако, одна сторона визитки обязательно должна быть на родном языке.

Визитная карточка в деловой жизни служит не только для передачи информации, но и сама является подтверждением солидности и хорошей репутации фирмы и её сотрудника.

В настоящее время начинают использоваться CD-визитки. Внешне это обычные визитные карточки, но на самом деле просто форма электронного носителя, которая обладает огромными возможностями хранения и представления информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: