Распространение мировых религий по странам мира

Религия Течение Страны, где данного течения придерживается большинство верующих
Христианство Католицизм Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, юг Германии, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Хорватия, Словения, Литва, Филиппины, страны Латинской Америки
  Протестантизм Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия, Швейцария, север Германии, Эстония, Латвия, США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия
  Православие Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Румыния, Болгария, Югославия, Македония, Греция, Кипр
  Монофизитство Армения, Эфиопия
Ислам Сунниты Арабские страны (кроме Ирака), Турция, Афгани­стан, Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан, Албания, Босния и Герцеговина, страны Восточной Африки
  Шииты Иран, Ирак, Азербайджан
Буддизм Хинаянисты Махаянисты Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Сингапур, Шри-Ланка Бутан, Монголия, Вьетнам, запад Китая, Корея

Самой крупной национальной религией (около 800 млн веру­ющих) является индуизм, но распространен он только в Индии, а также среди выходцев из Индии в других странах мира. Еще одна национальная религия Индии — сикхи — образовалась на северо-западе страны из сочетания взглядов индуизма и ислама. Территориаль­но широко распространен в мире иудаизм, но придерживаются его только евреи, поэтому эта религия малочисленна (около 13 млн веру­ющих). Национальными религиями Китая являются конфуцианст­во и даосизм, но число их приверженцев сравнительно невелико (около 100 млн человек), так как верующие в Китае преследовались на протяжении нескольких десятилетий. Особая ситуация сложи­лась в Японии, где практически все верующие (около 100 млн чело­век) одновременно придерживаются сразу двух религий: националь­ной — синтоизма и мировой — буддизма. Традиционные верования в современном мире максимально распространены в Центральной и Южной Африке, где их придерживается свыше 50% населения.

Но постепенно они уступают место исламу или христианству, кото­рые распространяются благодаря миссионерской деятельности.

Большинство государств современного мира имеют однород­ный конфессиональный состав населения, в том числе и некото­рые многонациональные государства (Иран, Индонезия и др.).

Тем не менее, наличие конфессиональных меньшинств, даже небольших, является фактором, потенциально обостряющим социальную ситуа­цию. В прошлом религиозные противоречия часто принимали харак­тер острых кровопролитных конфликтов, в том числе между пред­ставителями одного этноса (религиозные войны в средневековой Европе и др.). В настоящее время масштабных вооруженных противо­стояний, как правило, удается избежать. Но «тлеющие» конфликты, особенно если они осложнены национальными особенностями, продолжаются десятилетиями (конфликты между католиками и про­тестантами в Северной Ирландии, между мусульманами и индуистами в Кашмире и др.). Современная Россия в условиях религиозного возрождения также переживает обострение межконфессиональ­ных противоречий, для преодоления которых нужна особая поли­тика, в том числе направленная на воспитание молодежи и развитие культуры.

Если внимательно анализировать за длительный период отно­шения людей разных национальностей в России, то видно, что это прежде всего взаимоотношения разных конфессиональных групп, каждая из которых имеет свою нравственно-религиозную идеологию, специфические, объединяющие именно этих людей особенности социальной психологии, а соответственно и поведения. Характерно, что в царской России настороженное отношение было именно к неправо­славным: католикам, протестантам, иудеям, мусульманам, а не к пред­ставителям конкретных национальностей. Принявшие православие, т.е. обязавшиеся выполнять морально-нравственные правила боль­шинства россиян, оказывались в равном положении с русскими. Но раньше люди с легкой душой не могли менять свои нравствен­ные убеждения, вот почему от кровного вероисповедания отказыва­лись в царской России далеко не многие. При этом принявшие право­славие пользовались всеми преимуществами государственной религии в России. Были и иные примеры. Так, хотя до 1905 г. принятие иудаизма в России считалось уголовным преступлением для неевреев, некоторые люди принимали его идеологию (среди них была и дочь великого композитора А.Н. Скрябина — Ариадна).

Нравственно-духовное единство взглядов объединяло людей в конфессиональные организации, помогало, исходя из единых принципиальных базовых позиций, строить жизнь и вести свое дело (про­изводство, бизнес) объединенными силами, средствами доверяющих друг другу людей. На протяжении многовековой истории России главные причины межнациональных конфликтов крылись в полити­ческой, экономической жизни страны, а не в различиях конфессио­нальных, как трактовала их официальная власть. В настоящее время активизировались процессы созревания национального сознания у представителей разных этносов, но при этом растут и национали­стические настроения. Видимые национальные недовольства явля­ются результатом длительных ошибок в социально-экономическом развитии страны. В создании национально-территориальных образо­ваний отсутствовала подлинно научно обоснованная национальная политика. Нет точных сведений о национальном составе россиян, в то время как сохраняется мнение о том, что национальность влияет на карьеру и успехи в общественно-политической деятельности. Вот почему данные о численности русского населения России явно завышены. До 25—30% населения в основных городах скрывают свою истинную национальность и стремятся числиться русскими. В связи с отсутствием достоверных данных о национальном составе россиян нет и точных данных о реальном конфессиональном составе.

Сохраняются различия в нормах социальной жизни и стерео­типах поведения у представителей разных национально-конфессио­нальных групп. Например, максимальный уровень рождаемости у мусульман, гораздо ниже он у представителей православного и иудейского этносов. Стабильность института семьи максимальная у мусульман. Имеют место ощутимые различия в уровне образования и других характеристиках.

Многие публикации свидетельствуют о постепенном росте уровня религиозной активности в мире, в том числе в России. Значи­мость религии в жизни людей, как нам кажется, будет увеличива­ться. Современные отечественные социологи признают, что религия:

а) поддерживает стабильность общества;

б) формирует идеалы людей, стимулирующие социальное развитие;

в) объясняет смысл жизни, дает практические импульсы к действию;

г) облегчает страх смерти;

д) объясняет ситуации, которые могли бы показаться несправедли­выми;

е) помогает людям в решении их жизненных проблем.

В 90-е годы XX в. обострилась проблема сохранения привер­женности населения преимущественно религиозной идеологии тра­диционных для России конфессий. Население России в основном исповедует мировые религии: христианство (в том числе и прежде всего православие), мусульманство, буддизм. В крупнейших городах немало приверженцев иудаизма. Православие исповедуют русские, украинцы, белорусы, армяне, мордва, грузины, чуваши, основная часть осетин, молдаване и др. Католицизм признают большинство поляков, литовцев, часть латышей, белорусов, молдаван. Протестантизм испо­ведуют эстонцы, большинство немцев и латышей, небольшая часть литовцев, поляков, белорусов. Мусульманство — татары, горские народы Северного Кавказа, азербайджанцы, узбеки, казахи, часть осетин, башкиры, киргизы, таджики, туркмены и люди некоторых других национальностей. Буддизм признают буряты, тувинцы, калмы­ки. Иудаизм — евреи и караимы. Некоторые малые народы Сибири и Дальнего Востока придерживаются в основном традиционных верований.

Потенциальный православный контингент в России составляет 86% общей численности населения. Православные люди расселяются во всех частях страны. Численность мусульман в России не менее 12 млн человек, или 8%. В основном они расселяются в республиках Татарстан и Башкортостан (около 7 млн человек), а также на Север­ном Кавказе (4 млн человек, в том числе около 1 млн — чеченцы). Буддистов мало, они расселяются главным образом в республиках Бурятия и Калмыкия. Численность иудейского контингента состав­ляет порядка 200 тыс. человек.

Сейчас в России более стабильно и точно соблюдают каноны православия не более 10—12% потенциального контингента, аналогич­ный показатель у мусульман — 13—15%, у иудеев — 5—8%. До сих пор религиозность в большей мере носит бытовой и внешнеобрядовый характер. Реальный уровень религиозности увеличивается крайне медленно. Важно активизировать борьбу с новоявленными «рели­гиями», сектами, особенно тоталитарными, реально оценивать воз­можные негативные последствия деятельности нетрадиционных для России религий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: