Консульская миссия

Консул - должностное лицо, назначаемое в качестве постоянного представителя в каком-либо городе или округе другого государства для выполнения функций в рамках установленных между двумя странами консульских отношений. Консульские функции определяются Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., рядом других многосторонних соглашений, а также двусторонними консульскими конвенциями и внутригосударственным законодательством. Консул принимает меры к максимально полному осуществлению гражданами его страны всех прав, предоставленных им законодательством принимающей страны, ведет учет граждан своей страны, находящихся в пределах своего консульского округа, оказывает им необходимую юридическую помощь, выдает,.продлевает или вносит изменения в установленные законом документы граждан (паспорта, свидетельства и др.), выдает, погашает и продлевает визы на въезд в свою страну, производит нотариальные действия, а также консульскую легализацию документов, выданных в представляемом им государстве.

Институт консулов зародился в конце XI в. в основном для защиты интересов европейских купцов и странах Востока. По мере развития торговли он получил дальнейшее распространение и к концу XVIII в. приобрел черты, которые сохраняются и поныне.

Установление дипломатических отношений между государствами автоматически подразумевает установление консульских отношений. С другой стороны, разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений.

Общепризнано, что консул не имей г полномочий представительского характера, это качество придается лишь главе дипломатической миссии. Хотя каждое государство само определяет функции, статус и полномочия своего консульского корпуса, консул может выполнять свои обязанности только в тех пределах, который признаны государством пребывания, поэтому полномочия консульств ограничены законодательством двух государств или специально установленным режимом.

Консул является официальным агентом государства на определенной части иностранной территории. В пределах этого округа ему принадлежит власть, которую пославшее его государство сохраняет над своими гражданами, живущими вне его территории. На консула возлагается обязанность помогать им, обеспечивать их защиту и н общем смысле следить за соблюдением договоров о перемещении граждан, торговле, мореплавании и т.д. Каждое государство свободно определяет положение, функции и полномочия своей консульской службы. Но между консулами всех наций сложилась определенная.общая иерархия.

Деятельность консулов контролируется главой дипломатической миссии, которому они подчинены, или дипломатом, которому глава миссии считает необходимым поручить эту задачу.

В последнее время значение консульств возросло. Это вызвало необходимость упрощения и унификации обязанностей консулов и условий, в которых они могут выполнять свою миссию, а также привилегий и иммунитетов, которые должны быть им предоставлены для успешного выполнения их функций.

Правовой базой для консульской деятельности является Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., выработанная Комиссией международного права ООН.

Согласно статье 77, она вступила в силу 19 марта 1967 г. Венская конвенция содержит два протокола для подписания: один - о принудительном урегулировании разногласий; второй -относительно гражданства сотрудников консульских учреждений и членов их семей в стране пребывания.

В конвенции определяется четыре класса консулов: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент.

Генеральное консульство обычно учреждается в наиболее важных центрах.

Для организации консульства требуется разрешение принимающей страны, которая может запросить информацию о месте расположения и статусе поста (т.е. генеральный консул, консул, вице-консул или почетный консул) и об объеме юрисдикции консульства. Также требуется разрешение принимающей страны на любые последующие изменения в этих положениях.

Консульские служащие подразделяются на две категории:

а) карьерные (кадровые) консульские служащие, которые работают полностью на службе у своего правительства и назначаются главой государства и министром иностранных дел;

б) некарьерные официальные служащие, для которых выполнение консульских функций обычно является лишь частью их основного занятия.

Кадровые служащие не могут заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью с целью извлечения личной выгоды на территории принимающего государства и обязательно должны быть гражданами страны, которой они служат. Гражданин принимающей страны назначается только при наличии правительственного разрешения, которое может быть отозвано в любое время. Почетный консульский служащий, напротив, чаще всего является подданным страны, в которой служит.

К консульским наемным служащим относят сотрудников, которые не отвечают за выполнение консульских функций; они наняты для выполнения административной или технической работы.

Консульские агенты и проконсулы назначаются некоторыми государствами, однако общепринятое определение этих терминов отсутствует. Обычно их относят к консульским служащим с ограниченной ответственностью, по рангу находящимся ниже звания вице-консула, но их конкретный статус и функции отличаются в различных странах.

Назначая консула, государство выдает ему специальный документ с указанием его звания и функций, а также определением округа, на который он распространяет свои полномочия. Консул сохраняет звание, данное ему этим документом, в течении всего срока пребывания.

Этот документ, именуемый иногда консульской доверенностью или патентом, посылается через дипломатические каналы правительству принимающей страны, которая, если нет возражений, издает ответный документ, признающий назначение - экзекватуру. Экзекватура может быть взята обратно; конвенции, предусматривающие такой случай, требуют обычно, чтобы отзыв экзекватуры был мотивирован.

Статья 12 (1) Венской конвенции о консульских сношениях гласит: «Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со сторон государства пребывания, называемым экзекватурой, какую бы форму такое разрешение ни имело».

Выдавая консулу экзекватуру, государство пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных местным законодательством и консульской конвенцией, а также право на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами. Актом выдачи экзекватуры в соответствии с местным законодательством государство, принимающее консула, предписывает политическим и административным властям признать консула в его качестве и предоставить ему возможность пользоваться полномочиями, привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ним консульскими конвенциями и обычаями.

Аналогичная процедура применяется и по отношению к служащим консульского персонала. В этом случае достаточно простого своевременного уведомления, сообщающего необходимые сведения, и в случае его принятия формальная выдача экзекватуры не обязательна.

По прибытии на свой пост глава консульства в соответствии с протоколом ставит об этом в известность дуайена консульского корпуса, местные власти и глав других консульств.

Иностранные консулы, допущенные к исполнению своих обязанностей в силу экзекватуры или любой другой процедуры и впервые вступившие в должность, сообщают в письменной форме о своем прибытии и вступлении в должность властям территории, составляющей их консульский округ, а также консульским представителям всех категорий. Они немедленно наносят официальный визит высшим городским административным властям, которые наносят ответный визит. Поскольку быстрота ответного визита повсюду рассматривается как знак уважения, его следует совершить в кратчайший срок, лучше в течение суток. Супруга консула как можно быстрее наносит визит супруге старшего представителя административных властей и женам коллег своего супруга.

Как только глава консульства допущен к выполнению своих функций, принимающее правительство гарантирует все необходимые условия для этого.

В отсутствие главы консульства (по болезни или в случае временной вакансии) замещать его может дипломат или служащий консульства, если нет возражений у принимающей страны. Имя действующего главы консульства должно быть предварительно представлено правительству принимающей страны.

Служащий консульства может быть в любое время и без разъяснений объявлен нежелательной персоной. В таком случае его экзекватура отменяется, он перестает считаться служащим консульства и отзывается.

При разрыве консульских отношений территория и помещения консульства, собственность и архивы должны быть приняты под защиту и охрану принимающим государством. Дела консула вместе с собственностью и архивами могут быть вверены назначающей страной третьей стране, аккредитованной принимающей страной.

Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: