double arrow

Предисловие

Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е.

Мониторинг в правотворчестве: теория и методология / Ю.Г. Арзамасов, Я.Е. Наконечный. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2009. – 160 с.

Рецензенты:

Комаров Сергей Александрович -доктор юридических наук, профессор, начальник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);

Черногор Николай Николаевич – доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Данная монография является одной из первых в России, в которой рассматривается теория и методология мониторинга нормативных актов. Раскрыто понятие мониторинга нормативных актов, выявлены виды, функции и субъекты мониторинга нормативных актов, определено его место и роль в механизме правового регулирования. Особое внимание уделено методологическим особенностям правового мониторинга, осуществляемого на разных стадиях правотворчества. Отдельная глава пособия посвящена повышению эффективности мониторинга нормативных актов.

Пособие предназначено для научных работников, преподавателей, студентов, обучающихся по специальностям: 030501 «Юриспруденция».

Настоящее пособие рассчитано также на депутатов различных уровней, государственных и муниципальных служащих и всех, кто занимается правотворчеством и правовой аналитикой.

©Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е.

Предисловие

Настоящая работа посвящена не только теории, но и методологии мониторинга в правотворчестве, поскольку для раскрытия сущности данного понятия как в целом, так и его отдельных функций важное значение имеет научно обоснованная и проверенная практикой методология. Нередко перед разработчиками норм права различных государственных и муниципальных органов власти встают следующие вопросы. Действительно ли существует потребность в правовом регулировании? Какие отношения возникнут, изменятся, либо прекратятся в связи с принятием того или иного нормативного документа? Как он будет регулировать общественные отношения? Не вызовет ли его принятие протест в обществе?

Ответить на указанные и иные вопросы без знания теоретических положений и методик проведения мониторинга концепций и проектов нормативных актов не представляется возможным.

Несмотря на то, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провел шесть интересных научно-практических конференций, посвященных мониторингу права, на которых были приняты итоговые документы как теоретического, так и эмпирического значения, итогом мониторинга законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого Советом Федерации являются ежегодные, сложные по структуре, но богатые по содержанию, доклады «О состоянии законодательства в Российской Федерации», теоретическую базу мониторинга права нельзя назвать совершенной. На сегодняшний день защищены только три кандидатских диссертации, посвященные различным проблемам правового мониторинга[1], что позволяет говорить о том, что становление теории мониторинга права находится еще на начальном этапе своего развития.

В этой связи, современным исследователям предстоит еще много работы в этом направлении. В решении данной проблемы особую роль, по нашему мнению, должен играть недавно созданный Центр мониторинга права при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При условии отлаженной его работы, он вполне смог бы осуществлять функции координации данных исследований.

Авторы настоящей работы, не претендуя охватить своим исследованием все проблемы правового мониторинга, рассмотрели большой круг важных теоретических и практических вопросов, связанных с мониторингом в правотворчестве.

В главе 1 исследовано понятие, виды, функции и субъекты мониторинга нормативных актов. Рассмотрено значение требований нормотворческой техники для мониторинга нормативных актов и их проектов.

Глава 2 посвящена методологии мониторинга нормативных актов в процессе правотворчества. В ней рассмотрены принципы и методы, осуществления мониторинга нормативных актов. Определено место и роль правового мониторинга на различных этапах правотворчества.

В главе 3 исследована теоретическая проблема определения места и роли мониторинга нормативных актов в механизме правового регулирования.

Глава 4 имеет сугубо практическую направленность, в ней определены пути повышения эффективности мониторинга нормативных актов.

Конечно, не все грани этой важной и сложной проблемы раскрыты в настоящей монографии, поскольку очевидно эта задача под силу только научному институту, либо центру. Между тем, данная монография является одной из первых, посвященных мониторингу права, она начинает научную дискуссию в этом направлении, которая, думается, будет продолжена как теоретиками права, так и другими специалистами.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам - доктору юридических наук, профессору С.А. Комаров у и доктору юридических наук Н.Н. Черногору за ценные замечания и советы, сделанные при подготовке рукописи настоящей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: