Основные и дополнительные функциональные блоки помещений. Введение

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ЗДАНИЙ

для дошкольников в экспериментальное

проектирование

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Психология восприятия и возрастные особенности дошкольников

Краткие сведения о некоторых структурных подразделениях

Специфика школы развития

Глава 2 СТРУКТУРА ЗДАНИЯ

Основные типологические особенности зданий досугового назначения

Основные и дополнительные функциональные блоки помещений

Глава 3

ЗДАНИЕ

Требования к зданию

Состав и функциональные связи помещений

Характеристика блоков помещений

Входная группа

Детский театр

Школа развития

Дополнительные блоки помещений

Некоторые примеры организации внутреннего пространства

Глава 4

ТЕРРИТОРИЯ

Требования к участку

Примеры благоустройства территории

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Состав и площади помещений

Приложение 2. Примеры студенческих проектов

ЛИТЕРАТУРА


3 4

13 14

17 21

26 26 28 32 43 48

50 56

60 60 62 68



4 Введение. Включение новых типов зданий для дошкольников в экспериментальное проектирование


На рубеже нового столетия, как известно, большое количество дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) - детских яслей, садов и комбинатов - было закрыто, их помещения перепрофилировались для нужд, не связанных с воспитанием детей (больницы, отделения милиции, офисы ит. п.). Здания сохранившихся детских садов, требовавшие капитального ремонта или снятые с баланса, сносились либо просто превращались в развалины. Строительство же новых детских садов до сих пор редкое явление.

Неужели необходимость в ДОУ отпала? Что изменилось в обществе? Где сейчас воспитываются, обучаются и проводят свой досуг нынешние дети-дошкольники, для которых предназначались эти учреждения? Где воспитатели, педагоги и другие специалисты, получившие высшее образование и многие годы проработавшие в этой сфере?

Введение

ВКЛЮЧЕНИЕ

новых типов зданий для дошкольников

в экспериментальное проектирование

В последние годы в обществе созрело понимание того, что необходимо решительно пересмотреть создавшееся положение вещей в дошкольном образовании. Предпринимаются попытки осмыслить то, какие новые структуры, предназначенные для воспитания детей, должны прийти на смену прежним.

Вместе с тем, новое время вызвало к жизни не только новые проблемы, но и большое разнообразие новых возможностей, требующих от архитекторов ответных решений.

В рамках данного пособия мы не будем рассматривать вновь появившиеся виды детских садов, так как в целом их планировочная структура относительно хорошо изучена, достаточно «обкатана» на протяжении почти вековой истории и требует лишь учета еще малоизученных специфических особенностей каждого из них.

Хотелось бы обратить внимание архитекторов на новые виды ДОУ, осуществляющие воспитательную, педагогическую и медико-психологическую поддержку семьям, в которых дети по разным причинам не посещают детский сад. Эти учреждения пока еще не нашли своего нормативного и правового закрепления, но они уже прочно заняли свое место в современной системе дошкольного образования. К такого рода новым ДОУ относятся следующие учреждения: школа развития, центр игровой поддержки ребенка, лекотека, надомные или гувернерские службы.

Школа развития. Это учреждение может называться иначе: центр развития ребенка, центр образования, курсы по подготовке к школе, прогимназия и т. п., но смысл один - это школа для дошкольников.

Школа развития - явление достаточно молодое, поэтому еще не выработано общих требований ни корганизации образовательного процесса, ни к образовательным программам - это экспериментальная площадка для раннего развития и подготовки детей к школе.

Школы развития обычно арендуют помещения в зданиях, не приспособленных для подобных функций: музыкальных школах, дворовых и районных клубах для школьников, жилых квартирах, подвергнутых перепланировке, офисных помещениях и т. п. Но все эти здания и помещения, конечно же, не соответствуют требованиям СанПиН, предъявляемым к детским дошкольным учреждениям, малопригодны они функционально и уж, конечно, не могут порадовать своей архитектурой ни детей, ни их родителей. Зачастую школы развития «внедряются» в уже сложившуюся структуру существующих детских садов, урезая тем самым их жизненное пространство.

Следовательно, существует необходимость в экспериментальных проектных разработках данного типа ДОУ.



Введение. Включение новых типов зданий для дошкольников в экспериментальное проектирование 5


Центр игровой поддержки ребенка. Подобные центры создаются для работы с детьми раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультация, тренинг. Могут работать автономно или входить в состав других дошкольных учреждений. Нуждаются в экспериментальных проектных разработках.

Лекотека (от шведского слова leco - игрушка и греческого theke - хранилище). Лекотеки призваны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до семи лет с ослабленным здоровьем или проблемами в развитии, которые традиционно оказываются за пределами образования. В своей работе используют игро-и арттерапевтические методы для социализации детей и формирования предпосылок учебной деятельности. Лекотеки могут работать автономно или входить в состав других учреждений, оказывающих обучающую, развивающую и медико-психологическую помощь детям. Нуждаются в экспериментальных проектных разработках.

Надомные или гувернерские службы. Главными преимуществами гувернер-ских групп являются малая их наполняемость и предоставление возможности родителям самим выбирать педагога и контролировать его деятельность. Обучение происходит на дому у ребенка, поэтому специальных проектных разработок не требуется. Большего внимания требуют места обучения и найма нянь и гувернеров, которые необходимо предусматривать и включать в состав других учреждений.

Кромедошкольныхучрежденийсприоритетной учебно-развивающей функцией в настоящее время возникла большая потребность в развлекательно-зрелищных и спортивно-оздоровительных центрах, предназначенных для проведения семейного досуга.

Молодые родители часто сетуют на то, что в выходные дни почти некуда сходить с маленькими детьми, чтобы отдохнуть всей семьей. Выбор невелик: цирк, зоопарк, кукольный театр. В последние годы, правда, появились крупные торговые центры, в которых предусмотрены игровые зоны для малышей, семейные кафе, комнаты кратковременного пребывания детей. Но основная цель подобных торговых центров - массовое привлечение потенциальных покупателей, а семейный досуг -это цель только сопутствующая. При отсутствии альтернативы проведения семейного досуга мы невольно воспитываем в детях будущих потребителей, которым почти «с молоком матери» вложено представление о том, что самое прекрасное место, где сбываются мечты, это торговые центры.

Инновационные формы работы с детьми - это ответ на потребности социума, как в обеспечении доступности дошкольного образования, так и в организации досуга для малышей и их родителей. Они нуждаются в глубоком осмыслении со стороны архитекторов и создании проектов новых типов крупных и малых общественных зданий, предназначенных для этой возрастной группы населения.

В данном пособии эти новые типы общественных зданий для дошкольников объединены общим понятием «Досуговый центр для малышей и родителей», так как рассматриваются как многофункциональные комплексы с различным набором досуговых услуг, объединенных каким-то одним приоритетным направлением деятельности, предназначенные для развития, оздоровления и развлечения детей дошкольного возраста, а также для проведения досуга сопровождающих их взрослых.


6 Глава 1. Основные особенности проектирования

Если мы обратимся к традиционной типологии, то не найдем там понятия «Досуговой центр для малышей и родителей». Это экспериментальный проект, не имеющий пока еще аналога-эталона, на который можно было бы опереться студенту-архитектору в процессе проектирования. Поэтому мы будем рассматривать отдельные блоки помещений и искать их аналоги, как в отечественном, так и в зарубежном опыте. Основные же требования к земельному участку, зданию, помещениям, а также расчеты площадей помещений будем брать из существующих нормативных документов для детских дошкольных учреждений, а также для общественных зданий, которые указанны в используемой литературе [25-28].

Кроме знакомства с зарубежными прототипами, необходимо ознакомиться с отечественной спецификой данных учреждений, а также с возрастными особенностями их главных посетителей - детей дошкольного возраста.

Глава 1.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Человек рождается, растет, воспитывается и получает образование в созданном руками архитектора и строителя окружении. Архитектура организует то пространство, где ребенок обитает, но ее присутствие во многом остается неосознаваемым ребенком

- так же, как и воздух, которым мы дышим, поскольку эта категория «больших вещей»
не соприкасается непосредственно с повседневными заботами маленького человека.
Она слишком далеко отстоит от области его жизненного опыта. Маленькие дети не
знают, что такое архитектура, но они чувствуют ее. Поэтому при создании среды
обитания для малышей очень важно вспомнить свое собственное субъективное
мироощущение в детстве. Ведь «все мы родом из детства», и каждый из нас может
быть непревзойденным экспертом в этой области.

У малышей свои приоритеты, своя психология восприятия, свои взаимо­отношения со сверстниками и взрослыми, свои особенности организма, свои реакции на происходящее. Они видят то, чего не видят взрослые, так как взрослые многое уже перестали замечать, для них это стало очевидностью. И наоборот, то, что представляет великую ценность для взрослого, например, поражающие своей оригинальностью объемы и фасады зданий, сложные пространственные внутренние взаимосвязи,

- вряд ли вообще привлечет внимание ребенка и сможет удивить его больше, чем,
например, настоящий живой дождевой червяк, извивающийся в грязной луже перед
входом, или сверкающая сосулька на крыше этого здания. Нет необходимости особыми
архитектурными изысками поражать ребенка. Для него весь мир нов и удивителен.


Глава 1. Основные особенности проектирования 7




Поэтому при проектировании досугового центра для малышей необходимо учитывать психологию восприятия и возрастные особенности дошкольника, такие, например, как:

1. Малыши от года до трех лет еще не могут полностью самостоятельно обслуживать себя. Этот факт требует дополнительных планировочных решений, таких как устройство пандусов для колясок, колясочной, организации специальных зон для раздевания малышей (рис. 1), включения туалетных комнат в блок каждого учебного помещения и т. п. При проектировании многоярусных пространств необходимо учитывать ограниченность физических возможностей, так, например, нужно помнить, как трудно, долго и небезопасно маленькому ребенку самостоятельно подниматься по лестнице. Исходя из этих соображений, в здании все основные помещения для малышей предпочтительно располагать в первом этаже, а при двух-, трехэтажном решении здания необходимо предусматривать подъемники, более пологие лестницы с достаточно высоким ограждением. Кроме того, вдоль эвакуационных лестниц можно рекомендовать устройство специальных пандусов-горок для ускорения процесса эвакуации детей в случае пожара, которые в обычное время могли бы использоваться в качестве игрового оборудования (рис. 2).

2. Первые попытки отделения от матери ребенок предпринимает в возрасте 2-х лет: он то убегает, то возвращается и плачет, не зря этот период психологи называют «автономия с оглядкой». Ребенок проверяет себя и маму: на какое расстояние он может отойти как пространственно, так и психологически. Три года - официальное начало громкого, бурного отделения от родителей. Чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется выпасть из поля зрения взрослых и, соответственно, из-под их контроля [21]. Но почти все маленькие дети очень боятся заблудиться, потеряться, поэтому организация коммуникационно-рекреационных пространств должна учитывать эту возрастную особенность. Кроме того, эти возрастные особенности требуют различных планировочных решений учебных зон для детей разного возраста. Так, например, обоснованное присутствие взрослых на занятиях с детьми до 2 лет влечет за собой неизбежное увеличение площади помещения для занятий, а вблизи с учебными помещениями, а также игровыми площадками для детей старше 3 лет уже требуется устройство комфортабельных зон ожидания для взрослых, а также организация их временного досуга (рис. 3).


8 Глава 1. Основные особенности проектирования



3. Годовалый малыш очень отличается от семилет­него дошкольника не только антропометрическими дан­ными, но и физическими и психическими возможностями. Это требует при проектировании досугового центра выделения помещений, предназначенных для разных возрастных групп, в автономные зоны, оборудованные соответственно росту и возрасту детей. Если же такой возможности нет (например, в небольших клубах), то учебные помещения должны быть универсальными, включающими разновозрастные зоны с разноразмерной мебелью. При проектировании общей игровой зоны в досуговом центре важно, чтобы игровое оборудование было многофункциональным и немного «на вырост», то есть, позволяло бы ребенку одолевать двигательные и развивающие задачи разной степени сложности. Такое оборудование будет привлекать детей разного возраста, каждый найдет себе занятие по силам.

4. Еще одной особенностью является то, что нервная система малышей быстро приходит в состояние утомления, поэтому дошкольники должны часто и полноценно отдыхать во время антрактов втеатре (см стр. 28, «Детский театр») или перерывов между занятиями (см стр. 32, «Школа развития»), для этого необходимо вблизи этих помещений предусматривать места для кратковременных подвижных игр, чтобы дети могли разрядиться. Но при этом надо помнить, что нервная система малышей имеет еще недостаточно развитые тормозящие функции, - дети легко перевозбуждаются. И при оборудовании игровой зоны необходимо учитывать это, включая элементы как активных так и спокойных игр (рис. 4).

5. Кроме того, необходимо учиты­вать непоседливость и повышенную двигательную активность малышей. При проектировании зрительного зала длясамыхмаленькихзрителей(смстр. 28, «Детский театр») можно отказаться от традиционных стационарных рядов кресел, а оборудовать его только напольными подушками для того, чтобы дети могли не только сидеть, но и танцевать и даже участвовать в представлении. При планировке учебных комнат необходимо предусматривать возможность свободного перемещения детей во время занятий и устраивать в классах зоны для активного отдыха. Стоит положить в удобном месте маты или сделать мягкое покрытие, разрешивтам валяться,-итакимобразомудовлетворятся чаяния многих детей, которые насиделись во время занятия.


Глава 1. Основные особенности проектирования 9



6. Благодаря обширности своего жизнен­ного опыта взрослый обладает большим количеством законсервированной в памяти информации, и благодаря этому в ситуации «событийного дефицита» его душа пи­тается этими запасами, как организм - накопленным жиром. Ребенок же, наоборот, подобных запасов имеет мало и нуждается в большом объеме приходящих извне впечатлений. Его познавательный интерес подогревается любыми событиями и объектами, которые хоть чем-то выделяются на общем фоне - новизной или интенсивностью проявления. А обеспечивается это постоянной работой непроиз­вольного внимания, задача ко­торого и состоит в том, чтобы автоматически реагировать на все новое, яркое, громкое, необычное. Непроизвольное внимание нестойко, подвижно, оно постоянно ощупывает пространство окружающего мира, как луч сторожевого прожектора ненадолго задерживаясь на одних объектах и легко переключаясь на другие [21].

Эти особенности обязательно должны учитываться архитекторами при организации благо­устройства территории, при решении фасадов здания и особенно его интерьеров, для того чтобы, искусно управляя вниманием ребенка с помощью выразительных деталей, «программировать»егоповедение, обеспечивая тем самым эффективное протекание функциональных процессов (рис. 5). Но при этом не стоит излишне перенасыщать интерьеры активными по форме и цвету элементами, так как это может привести к разбросу внимания ребенка, его дезориентации в деятельности и, в результате, к перевозбуждению.

7. У ребенка очень подвижная пси­хика: вот только что он самозабвенно играл со сверстниками и тут же вдруг замкнулся, спрятался от всех. Все это необходимо учитывать при проектировании среды обитания для малышей. Необходимы как большие открытые светлые пространства для игр, так и укромные, уединенные местечки, для того чтобы ребенок почувствовал себя в них защищенным и вновь был готов к общению (рис. 6). Открытость и укромность может быть усилена размерами оконных проемов, обеспечивающих визуальную связь с внешней средой (рис. 7).

8. Нас убеждают психологи, что с высоты своего роста взрослым никак нельзя понять детей, ибо они совсем по-иному воспринимают мир. Поэтому, общаясь с малышами, надо изредка «приседать на корточки». Так легче будет понять, что они чувствуют и видят на уровне своих глаз.


10 Глава 1. Основные особенности проектирования



При проектировании фасадов, при решении пространства интерьеров, элементов оборудования и дизайна следует соблюдать масштаб, соответствующий возрасту детей, в окраске учитывать детскую психологию восприятия - любовь к чистым, ярким, радостным, веселым цветам и оттенкам, применять безопасную фактуру. Применение цвета в решении интерьеров должно быть осознанным и направленным на подчеркивание, выявление композиционных особенностей пространства. Так, например, с помощью цвета могут быть более четко выявлены функциональные зоны, показано основное направление движения или подчеркнута композиционная роль отдельных элементов интерьера в пространстве (рис. 5).

9. Маленькие дети «впитывают» все, что их окружает, живое и неживое.

Все, что они испытывают, отражается во всем их существе. Грубое, резкое, неподвижное - все это подавляет способность к воображению, задерживает и нарушает внутреннее развитие ребенка. Чрезмерная сухость форм и пространств оказывает сковывающее, обесцвечивающее воздействие на развитие. И напротив - подвижность формы стимулирует внутреннюю мобильность. Острые столкновения прямоугольных форм, травмоопасные фактуры и формы мощения, противоречивость визуальной информации производят обездвиживающее, деструктивное, отупляющее воздействие на развивающуюся личность [11]. Для малышей нужно проектировать достаточно мягкие и обтекаемые игровые комплексы, несущие в себе достаточный потенциал для того, чтобы пробудить мир их воображения, и в которых можно было бы играть без травм (рис. 10). Необходимо создавать ландшафтные комплексы, в которых заметны переходы между временами года (рис. 8), например, подбирая на участке перед зданием породы деревьев и кустарников, которые покрываются листвой и цветами наотносительнокороткий период, и вечнозеленые. Причудливая игра солнечного света, ветер, шуршащий в листве, дождь, после которого непременно появляются лужи, отражающие небо, - все может становиться источником радости малышей, если архитекторы смогут использовать эти блага в своих проектах (рис. 9).

В любой искусственно создаваемой для детей предметно-пространственной среде мы, взрослые, всегда материализуем свою систему представлений о том, что полезно и хорошо для ребенка. Поэтому особенно важно, чтобы мы осознавали всю ответственность за свою роль в формировании среды обитания, где должно быть уютно всем: и взрослым, и детям.

Осмысленный выбор материалов, масштаба, цвета, верно оформленные места для игр, поэтический диалог стихий и последовательно сменяющих друг друга средовых переживаний - это не только проявление хорошей архитектуры, это еще и животворное, формирующее воздействие на растущего ребенка.



Глава 1. Основные особенности проектирования 11



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: