double arrow

Беспортальные сцены не имеют такой большой высоты, как портальные, и полностью охватываются взглядом, но затрудняют невидимую смену декораций.

Игровая и зрительская зоны панорамного и кольцевого типов находятся в одном пространстве. Окружение зрителей действием содержит привлекательное качество для детского театра: обостренное ощущение контакта детей с актерами.

Игровая зона панорамной сцены обычно неподвижна, но ее длина позволяет попеременно размещать декорации.

Кольцевая - сцена бесконечного движения, где заранее подготовленные декорации попадают в поле зрения зрителей путем вращения вокруг рядов кресел или, наоборот, путем поворота платформы с рядами к месту действия, а также могут двигаться обе зоны.

Комбинированные типы сцен могут сочетать зрительскую зону с несколькими игровыми зонами [20].







Рис. 30.

Малый nieamp в Центре искусств для детей и молодежи

в Бирмингеме:

а - план:

1 - глубинная портальная сцена;

2 - панорамная сцена;

3- авансцена (оркестровая яма. сцена театра кукол). 4 - раздвижные занавесы; 5-зал. б - разрез

. 26, 27]



б Ш

На примере Малого театра в Центре искусств для детей и молодежи в Бирмигеме мы можем увидеть решениеуниверсального зала с комбинированным типом сцен, предназначенного не только для драматического театра, но и для спектаклей с марионетками или верховыми куклами, где мы видим следующее сочетание сцен: глубинной портальной, панорамной, авансцены (рис. 30а) [20].


30 Глава 3. Здание.



Зрительный зал детского театра должен быть максимально комфортным для всех зрителей: и для малышей, и для взрослых, обеспечивать им хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене.

Форму и размер его определяют ряд факторов. Так, например, мимику актера считают различимой при удаленности зрителя на 25 м. Этот параметр определяет предельную глубину зала.

Однако для удовлетворения хорошей видимости недостаточно только приближения зрителя к сцене. Не менее важно обеспечить необходимое превышение его зрения над головами впереди сидящих. Но решение этого условия в детском театре достаточно проблематично, так как антропометрические данные у детей в возрасте трех и семи лет очень разные (рис. 31а), а присутствие в зале взрослых еще больше увеличивает разницу ростов. Это может создавать препятствия для видимости и полноценного восприятия сценического действия.

В связи с этим в больших зрительных залах

рекомендуется следующие варианты планировочного решения зрительской зоны:

1. Места для взрослых выделяются в специальные
зоны
(рис. 316).

Такое планировочное решение уместно на театральных представлениях для старших дошкольников, которые уже обладают некоторыми навыками зрительской культуры и не нуждаются в контроле со стороны взрослых.

2. Но в любом случае в большом зрительном зале
предпочтительно ступенчатое расположение рядов,
чтобы впереди сидящий человек не загораживал
сцену.

Кроме того, для маленьких зрителей можно применять либо трансформирующиеся кресла с изменяющейся высотой сиденья, либо стандартные сиденья, высоту которых можно увеличить за счет дополнительной подушки (рис. 31 в).

В то же время перепад рядов не должен быть слишком большим в целях безопасности либо иметь дополнительное ограждение или ремни безопасности.

Для того чтобы внимание маленького зрителя было всецело сосредоточено только на сценическом пространстве и игре артистов, интерьер зрительного зала не следует перенасыщать яркими по цвету и сложными по форме деталями.

Из зрительного зала обязательно должна быть предусмотрена беспрепятственная эвакуация зрителей непосредственно на улицу. Двери должны открываться по ходу эвакуации.

При ступенчатом расположении рядов проходы вдоль зала предпочтительно решать в виде пандусов, полностью исключая устройство ступеней по ходу движения маленьких зрителей и родителей, возможно, с детьми на руках.


Рис. 31.

Регулирование условий беспрепятственной видимости: а - средний рост ребенка в зависимости от возраста; б - изолированное размещение взрослых (возможные зоны); в - использование трансформируемой мебели.

Превышение луча зрения:

Сд-для детей; Ср - расчетное; F - точка наблюдения [20, С. 58, 597



-

Глава 3. Здание. 31


Для самых маленьких зрителей (от 2 до 5 лет), которые смотрят представление без родителей, предусматриваются зрительные залы малой вместимости (до 25 человек), оборудованные только напольными подушками. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, артисты могли непосредственно общаться с каждым малышом и удерживать его внимание достаточно долго, а во-вторых, чтобы дети могли не только сидеть, но и танцевать, и даже участвовать в представлении (рис. 32а).



Можно предусмотреть лет­ний театр под открытым небом с раскрытием сцены в парк или на площадь для проведения массовых праздников на улице. Пейзаж парка -прекрасная декорация для детского концерта (рис. 326, 33).




Рис 32

Музей для детей в г. Норволк,

Коннектикут, США:

а - зал детского театра;

6 - открытая игровая арена:

е- план музея:

1 - вестибюль;

2 - фойе;

3 - сцена:

4-зал детского театра;

5 - амфитеатр;

6 - смотровая башня [2, С. 121-123]


Рис. 33.

Концертный зал парка Ибирапуера

(арх. Оскар Нимейер)


32 Глава 3, Здание


3.3.3. ШКОЛА РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАЦИОННО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Его назначение:

• распределение по аудиториям;

• ожидание и досуг ожидающих взрослых;

• информация, выставки детских работ;

• подвижные игры детей на переменах.

В отличие от детских садов, где дети практически не покидают свою групповую ячейку, в Школе развития дети переходят из одного специализированного помещения в другое по принципу общеобразовательной школы.

Но существенным отличием школы для малы­шей, как уже отмечалось выше, является присутствие в ней взрослых, которые приводят и сопровождают детей до самого окончания занятий. Вообще это гармоничное единство интересов взрослого и ребенка - быть ви­димыми и досягаемыми в пространстве - характерно для первых лет жизни ребенка. Значит, их необходимо рассматривать в тандеме - взрослый-ребенок. Но с увеличением возраста ребенка зависимость между ними постепенно «тает». Степень зависимости или сила притяжения мамы и ребенка задает допустимый радиус «орбиты вращения» мамы вокруг места присутствия ребенка.

Устройство зон ожидания родителей требует особого внимания и творческого подхода со стороны архитекторов, так как не имеет аналогов ни в одном из схожих по функциям типах детских учреждений.


Для того чтобы удобно организовать зону ожидания родителей, нужно рассмотреть несколько вариантов педагогических технологий, используемых в подобных школах.

1. Взрослые присутствуют на занятиях и
участвуют вместе со своим ребенком во всех обучающих
играх. По окончании занятия переходят вместе с ним на
следующее занятие. В этом случае нет необходимости в
устройстве специальных мест ожидания (схема 5а).

2. Взрослые на занятия не допускаются, чтобы, во-первых, предоставить ведущую роль педагогу, а во-вторых, прививать самостоятельность ребенку. В этом варианте можно предоставить возможность родителям наблюдать за процессом занятия, не отвлекая при этом внимания детей, путем устройства, например, оконных проемов между классом и местом ожидания (рис. 42), либо путем устройства светопрозрачных перегородок (рис. 34), либо путем организации антресолей и балконов, например, в танцевальном или физкультурном зале. В этом варианте места ожидания организуются рассредоточено у каждого класса в непосредственной близости от него, чтобы после занятия можно было перевести своего ребенка в другой класс (схема 56).

3. Взрослые передают своего ребенка педагогу, а затем встречают его и переводят на другое занятие, либо дети (5-7 лет) самостоятельно переходят из класса в класс. В этом варианте необходимо предусмотреть для взрослых централизованную зону продолжительного ожидания (до 2 часов).

Но занятия у малышей очень короткие, звонков в такой школе нет, так как у разновозрастных групп занятия заканчиваются в разное время, поэтому ожидающим взрослым необходимо обеспечить визуальную связь с учебными комнатами (схема 5 в, г).





Глава 3. Здание 33


Рис. 34.

Можно предоставить возможность

родителям наблюдать

за процессом занятия, не отвлекая

при этом внимания детей, через

светопрозрачные перегородки.

Школа для малышей, Копенгаген, Дания

[5, С. 291]

Рис. 35.

Пример решения рекреационнрой зоны Детский музей. Напервилл. Иллинойс. США [2, С. 195)


Итак, особенностью решения коммуникационно-рекреационной зоны в школе развития является то, что взрослым, которые приводят малышей на занятия, нужно организовать не только комфортабельное место для ожидания, но и сделать это ожидание приятным и полезным. В этой зоне можно устроить выставку детских работ и информационный стенд (для размещения расписания занятий, домашних заданий, объявлений и т. п.).

Зону для ожидания можно решить как своеобразный мини-клуб для родителей, включающий, например, буфет-бар (можно ограничиться установкой автоматов по продаже горячих и охлажденных напитков и т. п.), мини-библиотеку, зимний сад, каминную, спецпомещение, в котором могли бы работать в определенные часы приглашенные специалисты, такие как стилист, косметолог и др.



Рис. 36.

Пример решения рекреационной зоны Библиотека в Чангчун, Китай [ http://www. sako. co.jp/]


Рис. 37.

Пример организации зоны ожидания родителей на игровой площадке Детский центр, Нью-Йорк, США [5, С. 21]





34 Глава 3. Здание



Еще одной особенностью является то, что дошкольники должны обязательно полноценно отдыхать во время перерывов между занятиями, для этого необходимо предусмотреть место для подвижных и тихих игр.

Для этих целей можно запроектировать игровое оборудование для кратковременной игры-разрядки: стенки для лазания, маты, пандусы-горки и т. п.

Примеры организации игровой зоны

Рис.38.

В этом ручье можно пускать кораблики, не выходя на улицу Игровая зона Музея для детей. Норволк, Коннектикут, США [2, С. 123]


Рис. 40.

Прием выделения игровай площадки из общего рекреационного пространства Детского центра, Лондон, Великобритания 15, С. 220]






Рис. 39.

Пример удачного совмещения функций игрового оборудования

и перегородки, разделяющей учебные помещения (1)

и рекреационную зону (2), в Школе для малышей.

Сан-Франциско, Калифорния, США:

а -план [4, С. 136]:

б - интерьер рекреационной зоны

[5. С. 142]


Рис. 41.

Необычное игровое оборудование

павильона детского Парка Холмов, Хоккайдо, Япония [1, С. 201]


Глава 3. Здание 35

Почти все маленькие дети очень боятся заблудиться, потеряться, поэтому организация коммуникационно-рекреационных пространств должна учитывать эту возрастную особенность: необходимо обеспечить свободную просматриваемость и читаемость пространства, отказаться от сложных, запутанныхобъемно-планировочных решений, вводить цветовые и другие сигнальные обозначения, которые будут служить путеводителем для ориентации малышей в пространстве.



Примеры решения коммуникационно-рекреационного пространства, в котором ребенок всегда сможет сориентироваться


Рис. 42.

Элементарная школа Индиан Трайл,

Сев. Каролина, США

[3, С. 63]

Рис. 43.

Национальная ассоциация дошкольного обучения,

Лондонский региональный центр

[5, С. 46]



Рис. 44.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: