В зависимости от количества выбранных функциональных блоков можно сформировать здание досугового центра разной этажности и разной мощности

Схема 2. ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ досугового центра для малышей и родителей (с приоритетной учебно-развивающей функцией)

Вариант А


Глава 3. Здание 23

На примере варианта А рассмотрим подробнее взаимодействие отдельных функциональных блоков и функционально-планировочные связи отдельных помещений.



ДЕТСКИЙ ТЕАТР 1. Фойе. 2. Зрительный зал (многоцелевой). 3. Подсобные помещения: • кино-свето-звукоаппаратная; • костюмерные (для девочек и мальчиков); • комната исполнителей; • помещение для репетиций; • театральная студия; • склады (для костюмов и декораций).

ШКОЛА РАЗВИТИЯ 1. Помещения для групповых занятий: • для детей от 8 мес. до 3 лет; • для детей от 3 до 5 лет; • для детей от 5 до 7 лет. 2. Кабинеты для частных консультаций. 3. Залы (музыкальный и физкультурный).

КОММУНИКАЦИОННО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС Входная группа 1, Тамбур, колясочная, 2. Вестибюль: • гардероб + зона раздевания; • стойка администратора; • возможна торговая зона; • туалеты (для взрослых и детей). Коммуникации 1, Вертикальные коммуникации (лестница, пандус, подъемник). 2 Горизонтальные коммуникации (коридоры, холлы) Рекреации 1, Зона ожидания родителей, 2. Зона подвижных игр. 4. Выставочная зона.

СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА 1. Зал библиотеки, видеотеки. 2. Видеозал. 3. Хранилище.

СЕМЕЙНОЕ КАФЕ 1. Обеденный зал. 2. Пищеблок: • загрузочная; • помещения для хранения продуктов; • горячий цех; • холодный цех; • моечные; • комната отдыха персонала.

 


24 Глава 3. Здание

Определив состав помещений функциональных блоков здания, необходимо разобраться, как эти блоки связаны между собой и как взаимосвязаны помещения внутри блоков. Для этого необходимо выделить основные зоны и рационально сгруппировать их, исключая при этом протяженные переходы и неудобное соседство.




 


Глава 3. Здание 25


Рис. 23.

Пример объединения детского сада и школы для малышей с соблюдением автономности отдельных блоков. Начальная школа-детский сад, Вадус, Лихтенштейн [5, С. 117]


ШКОЛА РАЗВИТИЯ + ДЕТСКИЙ САД ШКОЛА РАЗВИТИЯ + НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Нельзя не упомянуть о варианте возможной блокировки в одном здании школы развития (ориентированной в основном на предшкольную подготовку) с детским садом или с блоком начальных классов общеобразовательной школы в качестве групп кратковременного пребывания детей для получения базисного компонента со школьным учителем.

К слову сказать, в настоящее время этот вариант осуществления подготовки детей к школе рассматривается Министерством образования и науки РФ как наиболее перспективный и оптимальный.

Это связано, прежде всего, с тем, что данные образовательные учреждения способны обеспечить предшкольную подготовку детей с минимальными затратами, так как в них:

• сконцентрированы специалисты психолого-педагогического и медицинского профиля (с минимальным введением дополнительных штатов);

• уровень подготовленности специалистов в наибольшей степени соответствует требованиям, предъявляемым к обучению детей 5-7 лет, и они нуждаются лишь в курсовой подготовке;

• имеющаяся материально-техническая база требует незначительного пополнения.

В соответствие с требованиями СанПиН образовательное учреждение, осуществляющее предшкольное обучение детей (в условиях детского сада или общеобразовательной школы), должно содержать:

• учебный класс с необходимым набором мебели в соответствии с ростом и возрастом детей;

• игровую комнату с набором мягких модулей, игр и игрушек и физкультурный уголок с мини спорткомплексом и тренажерами;

• комнату отдыха;

• спортивные и игровые площадки на пришкольном участке с ориентировкой на возраст детей от 5 до 7 лет [19].

При введении блока школы развития в структуру детского сада или общеобразовательной школы необходимо обеспечить максимальную автономность этих двух частей.

В первом случае это вызвано строжайшим санэпидемконтролем, требующим изоляции детских коллективов для предупреждения инфекционных заболеваний. Во втором случае -достаточно большим разрывом в физическом и психическом развитии школьников и дошкольников (особенно младших групп).


26 Глава 3. Здание





3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА БЛОКОВ ПОМЕЩЕНИИ 3.3.1. ВХОДНАЯ ГРУППА

ТАМБУР

Тамбур - это проходное пространство между дверями, служащее для защиты от проникания холодного воздуха, дыма и запахов при входе в здание. Он выполняет роль своеобразного буфера.

Вход в здание для дошкольников должен быть: с двойными тамбуром -в IB, Щ климатических подрайонах, II и III климатических районах; с тройным тамбуром -в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах; с одним тамбуром -в ШБ климатическом районе.

Глубина тамбура - не менее 1,6 м.

Перед входом в здание для детей младшего возраста должны быть оборудованы пандусы для колясок и крыльцо с широкой площадкой под навесом для того, чтобы можно было легко достать малыша из коляски, не заслоняя при этом прохода.

КОЛЯСОЧНАЯ

Следует предусмотреть колясочную -специальное помещение для хранения колясок, санок.

Потребность в колясочной возникает при включении в состав школы развития:

• лекотеки,

• центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР),

• а также групп раннего комплексного развития (ГРКР) детей от 8 мес. до 3 лет.


Кроме того, колясочной могут воспользоваться сопровождающие родители, которым не с кем оставить второго, более младшего ребенка.

Отдельный вход в колясочную целесообразно организовать с улицы, рядом с общей входной группой. Предпочтителен сквозной проход через колясочную непосредственно в вестибюль для того, чтобы исключить возврат на улицу. В этом случае колясочная выполняет функцию тамбура.

Для удобства пользования колясочную можно организовать по принципу парковки для машинтак, чтобы можно было легко поставить коляску на «парковочное место», пристегнуть замком к стойке, свободно достать из нее ребенка. Для этого необходимо под колясочную выделить достаточную площадь.

При расчете площади колясочной необходимо учитывать:

• наибольшее одновременное присутствие
детей от 0 до 3 лет (из расчета максимальной
наполняемости группы лекотеки -до 6 чел.,

групп ЦИПР и ГРКР - 7 чел.)

• габариты детской коляски (зимней - 1,1x0,7 м; летней- 1,0x0,45 м),

• а также проходы, достаточные для разворота коляски - не менее 1,1 м).

Общие габариты колясочной с учетом прохода:

• на 10 колясок-3,6x3,6 м;

• на 20 колясок-3,6x6,0 м.

Балконы, лоджии, террасы, наружные лестницы в зданиях, предназначенных для детей дошкольного возраста, должны иметь ограждение высотой не менее 1,5 м (рис. 246).


Глава 3. Здание 27


ВЕСТИБЮЛЬ

Вестибюль, как правило, является главным распределительным помещением, к которому примыкают основные горизонтальные и вертикальные коммуникации.

Вестибюль с гардеробом предусматривается общим для всего здания, новдосуговых центрах большой вместимости лучше проектировать самостоятельные вестибюли для зрелищной части и школы развития из расчета не менее 0,3 м2 на одного посетителя и 0,15 м2-для учебного центра и пунктов обслуживания взрослых посетителей.

Гардеробные проектируются для размещения верхней одежды из расчета площади на одно место: 0,08 м2 - при вешалках консольного типа; 0,1 м2 - при обычных и подвесных вешалках. Гардеробные для малышей могут быть организованы по принципу раздевалки в детском саду либо по традиционному типу гардероба в общественном здании, но в любом случае с оборудованной просторной зоной для раздевания малышей (рис. 25а).

Особое внимание следует уделить вертикаль­ным коммуникациям. Желательно предусмотреть более пологие лестницы, пандусы, использовать оригинальные по дизайну подъемники (рис. 26). Высота ограждения балконов и лестниц должна составлять 1,5 м, высота поручней для детей - 0,5 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м (рис. 256).

В вестибюле желательно предусмотреть стойку дежурного администратора. Возможна организация торговой зоны.

ТУАЛЕТЫ (для детей и взрослых)

На каждом этаже должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Размер кабины для детского унитаза 1,0x0,75 м. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 детей, 1 умывальник на 30 детей. Детские унитазы оборудуют закрывающимися кабинами без запоров.

Туалеты для детей можно сблокировать (за счет общего шлюза или тамбура) с туалетами для взрослых того же пола из расчета 1 унитаз на каждые 75 женщин и 1 унитаз и 2 писсуара на каждые 150 мужчин.

В учебной зоне при каждом помещении, где проходят групповые занятия, желательно предусмотреть туалет с 1 унитазом и 1 умывальником.

Площадь санитарных узлов можно принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.


Рис. 25.

Вестибюль детского саба KIGA, Австрия: а - решение зоны раздевалки [4, С. 274]; б - решение лестницы [5, С. 273]

Рис. 26.

Использование оригинального по дизайну подъемного

оборудования в одном из вариантов решения

интерьера вестибюля многофункционального

здания (арх. мастерская С.П.Проект)

[ http://www. sp-project.ru/ ]


28 Глава 3. Здание


Детский театр предназначен как для выступлений детей, посещающих театральную студию, музыкальные, хореографические и другие занятия школы развития, так и для выступлений приглашенных профессиональных артистов ТЮЗа, кукольного театра, цирка. Детскийтеатр включает всебя: фойе, театрально-концертный зал, блок подсобных помещений и детскую театральную студию. ФОЙЕ Площадь фойе с кулуарами определяется из расчета 0,63 м2 на одного зрителя [9]. Фойе детского театра выполняет не только накопительную функцию, но и является залом для проведения праздников, непродолжительных представлений,конкурсов. Поэтому пространство фойе должно учиты­вать такую многофункциональность, может быть многоуровневым для организации импровизированной театральной или игровой площадки, иметь возможность использования спецэффектов и, возможно, элементов циркового оборудования.

3.3.2. ДЕТСКИЙ ТЕАТР

Рис. 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: