Понятие, формирование и типы социальных групп

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности.Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

§ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

§ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

§ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

§ возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель,нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную,выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

§ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

§ пространственная близость членов группы;

§ устойчивость и длительность существования:

§ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

§ интенсивность межличностных отношений;

§ развитое чувство принадлежности к группе;

§ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

§ сочетание интересов индивида и общества;

§ общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

§ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: