Примечания

«Есть» и «нет» в применении к сексуальным отношениям

1 Первым поводом к написанию этого текста пос­лужило приглашение на конференцию, организован­ную Лакановской школой психоанализа но случаю столетней годовщины со дня рождения Жака Лакана. Конференция состоялась шестого мая 2001 года под председательством Ги ле Гоффе и Жоржа-Анри Меленотта. Темой встречи послужило известное лакановское положение, гласящее, что «сексуальных отношений нет». Своей окончательной редакцией текст во многом
обязан последовавшей за докладом дискуссии, за кото­рую я приношу участникам искреннюю благодарность. Я пользуюсь также случаем поблагодарить Семинар
Institute italiano per 1studi fdosofici di Venezia, на котором я выступил с этим текстом в июне 2001 года.

2 Пассивная потенция, способность принимать, по­лучать, воспринимать форму, играет в аристотелевской теории «потенции» более чем активную роль.

3 Это еще один вопрос, которого я здесь касаться не стану. Скажу лишь, что дело не столько в кровосмеше­нии как запрещенной разновидности отношений, сколь­ко в отношениях как чем-то таком, что возникает у того/той, кто становится «субъектом» и кому уже не грозит поэтому то, что носит характер не отношений с матерью, а полного внутреннего слияния с ней (и/или с «отцом»,

и/или с семьей как единым целым, поскольку она пред­ставляет собой – если это действительно так – не сис­тему отношений между субъектом, а что-то иное). Дело не в том, чтобы выступать за-, или против Эдипа – дело в том, чтобы прочесть Эдипа по-новому.

4 Ги Ле Гоффе подсказал мне, что выражение «сек­суальные отношения» вообще, возможно, является плеоназмом.

5 Энциклопедия философских наук, прибавление к §97.

6 Различание Деррида должно, следовательно, но­сить сексуальный характер. Иными словами, онтологи­ческое различание является сексуальным (и наоборот,
что, разумеется, сказывается на бытии как сущем и как бытийствующем). Бытие, поэтому, обладает полом и/или им наделяет (стоит обратиться хотя бы к тексту
«Geschlecht «в книге Psyche, Paris, Galilee, 1987). Вовле­ченным в процесс наделяющей полом самодеконструк­ции оказывается и «бог» (или богиня?) метафизической онто-тео-логии. Именно это должно послужить отправ­ным пунктом для пересмотра сложнейшей сексуальной и эротической интриги, которую плело христианство на­чиная с Девы Марии и мистического обручения, и кон­чая представлением о греховности плоти.

7 Библейское употребление сделало привычным для нас тот факт, что в семитских языках глагол «познать» использовался для обозначения сексуальных отношений.

8 Страсти души, гл. 137.

9 Здесь следовало, по большому счету, заново, вмес­те с Лаканом и по его следам, проанализировать диалоги
Федр и Пир.

10 Трактат о человеческой природе, книга II, 2-я часть, раздел XI, и книга III, 3-я часть, раздел III.

11 La rose depersonne, Paris, Le Nouveaux Commerce, 1979, p. 153.

12 Эту мысль подсказала мне Шанталь Кляйн, указавна определенное сходство подобной логики пола с той, что находим мы у Николя Абрахама в книге Кора и серд­цевина (L'ecorce et le noyau, Paris, Flamarion, 1966); здесь не место на этом останавливаться подробно: заметим лишь, что в отношении эдипова комплекса они пришли бы к аналогичным выводам, связывая его не столько с запретом на кровосмешение, сколько с самим досту­пом к сексуальности.

13 Genius and Lust, во франц. изд.: Vie et debaucheVoyage dans I'oeuvre de Henry Miller, tr. Daniel Lemoine, Paris, Buchet-Chastel, 1983, p. 73.

14 «Суть» является здесь не именем существитель­ным, а устаревшей формой глагола «быть» в третьем лице множественного числа: «il у a du rapport» = «отно­
шения суть». – Примечание переводчика.

«Есть» в сексуальных отношениях – и потом

1 На этом же семинаре я прочитал статью «Выкри­ки», написанную мною для вышедшего в издательстве Presse Universitaire de France в октябре 2005 года Словаря порнографии. Этот текст можно найти в приложении к настоящей статье.

«Ожог смыслом», или Касание мыслью сексуального

1 Жан-Люк Нанси. Заметки по поводу заметок и воп­росов Валерия Подороги// Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. с.223.

2 Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. С.45

3 Там же, с.ЗЗ.

4 Тексты Джойса для Лакана являются хорошей иллюстрацией того, как означающие, в бесконечном

сочетании друг с другом, остаются свободными от навязываемого самим их соединением смысла. Джойс манипулирует означающими не с целью возможного эффекта означаемого, его письмо не нацелено на об­разование смысла. Письмо Джойса предстает, скорее, как манипуляция буквой, читателю доступно чистое наслаждение языка. Письмо Джойса представляет со­бой искусственный, не поддающийся анализу синтом, в отличие от фрейдовского симптома, высказываю­щего сокрытую истину. Это позволило Лакану ска­зать, что Джойс «наступает сновидению на горло»// Лакан Ж., «Джойс-Симптом», I, лекция, прочитанная шестнадцатого июня 1975 года, в: Джойс с Лаканом, Navarin, Paris, p. 24.,

5 Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва,
1999. с.34.

6 Елена Петровская. Отрывки из беседы с Жан-Люком Нанси.// Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. с.254.

7 Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. С.31.

8 Там же, с. 101.

9 Там же, с. 80.

10 Там же, с. 79.

11 Лакан отмечает: «Несмотря на то, что половой зов вполне может соотноситься с временной модуляцией акта, повторение которого способно повлечь за собой фиксацию тех или иных вокальных элементов, элемента, пусть самого примитивного, для выстраивания языка он ничего дать не в силах» // Лакан Ж. (1960/1961) Эти­ка психоанализа (Семинары. Книга VI3). М.: «Гнозис/Логос», 2007, с. 218.

12 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 270.

13 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 237.

14 Там же, с. 251.

15 Там же, с. 254.

16 Там же, с. 255.

17 Речь идет «о фантазме зависти к пенису у женщины и страхе кастрации у мужчин.

18 Жан-Клод Мильнер. Констатации. СПб, Machina, 2009. с. 86.

19 Лакан Ж. (1964) Четыре основные понятия психо­анализа (Семинары. Книга XI). М.: «Гнозис»/»Логос»,
2004, с. 219.

20 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 127.

21 Там же, с. 21.

22 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 125.

23 Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М.: «Ad Marginen»,1999, с. 293.

24 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное, «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 136.

25 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с.Т39.

2(i Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. с. 227.

27 Та, которая исчезает, например, в стремлении по­казывать все, в порнографии. Здесь, по словам Жижека, и происходит само устранение скрытого пятна, фигуры
кастрации, того изъятого элемента, который и подде­рживает символический порядок.

28 Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. с. 73.

29 Там же, с.255.

30 Там же, с. 247.

31 Там же, с. 233.

32 Более того, глагол «exposer» имеет значение не только «выставлять, показывать», но и имеет значение «рисковать», что отсылает к тонким модальностям ста­новления субъекта.

33 Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. с. 234.

34 Конечно, есть огромный соблазн найти «причи­ны», или, хотя бы обстоятельства такого изобретения Нан­си. Таковыми может предстать омыт пересадки сердца, которое он пережил. Нанси говорит о потоке вопросов
со стороны окружающих, которые на него обрушились, вопросов о том, что испытывает человек, который име­ет в себе орган другого. Самое поразительное, что сам Нанси, по его словам, ничего не ощущал. Это ситуация «когда окружающие смотрят на тебя с повышенным вниманием, разом взволнованные и обеспокоенные этим «чужим сердцем», помещенным в твою грудь, но пора­зительно, ты сам ничего не испытываешь!»// Жан-Люк Нанси. Corpus. Ad Marginem, Москва, 1999. с. 237. Пе­
ресадка сердца... Не оборачивается ли этот своего рода «материальный раскрой тела», пересадкой дискурса, на поверхность тела, дискурса о любви, наслаждении,
встречи с другим... А как иначе, ведь именно этот орган оказывается в плотных тисках речей о любви?!

35 Жан-Люк Нанси. Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 139.

36 Жан-Люк Нанси, Бытие единичное множествен­ное. «И. Логвинов», Минск, 2004, с. 127.

126
СОДЕРЖАНИЕ

Виктор Мазин. Жан-Люк Нанси, Жак Лакан и деконструкция сексуальных отношений.. 5

1.В начале был предел...... 5

Нанси: философия на пределе 8

Мысль на грани прикосновения 13

Формула Лакана и отношения между... 17

Психоанализ: этика патетики 20

Библиография 21

Жан-Люк Нанси

«Есть» и «нет» в применении к сексуальным отношениям......... 23

Жан-Люк Нанси «Есть» в сексуальных отношенияхи потом........... 71

Айтен Юран «Ожог смыслом», или Касание мыслью сексуального...........95

Говорить в отношениях,.......... 98

Мысль как неожиданность события....105

Модальность «транс-»... 114

Примечания............. 121

«Есть» и «нет» в применении

к сексуальным отношениям 121

«Есть» в сексуальных отношенияхи потом 123

«Ожог смыслом», или Касание мыслью сексуального.......124


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: