Аналитическая (философия). См. Неопозитивизм

АНАРХИЯ: положение народа без правительства. Платон определял анархию как крайний случай демократии: когда каждый рвется к власти, а правительство в поисках популяр­ности старается угодить каждому, именно тогда возникает анархия, естественно перерастающая в тиранию. Вообще все эти процессы возникают только тогда, когда правитель­ство уже не в состоянии уверенно разрешать политические, экономические и социальные антагонизмы. Анархизм — состояние, в основе которого лежит систематический отказ от всякой установленной власти и исключительный приори­тет индивидуальных ценностей. «Отцом анархизма» счита­ется Прудон, систематически проводивший идею отмены частной собственности и упразднения правительства, одна­ко наиболее радикальные выводы из теории анархизма сде­лали русские — Бакунин и Кропоткин. Их девиз: разруше­ние всего существующего, слепое и не делающее различий, управляемое единственной мыслью разрушить как можно больше и как можно скорее. Анархисты считают себя в ко­нечном счете нигилистами, чья задача — лишь разрушение, а не построение; это просто бунтовщики, неспособные быть истинными революционерами.

АНИМИЗМ: система, в которой каждая вещь считается одушевленной. Человеку свойственно каждому явлению приписывать некоторое намерение. Отсюда — древние по­нятия хороших или плохих духов, судьбы, мана и т.д. Их нужно заклинать или призывать — молитвами, жертвопри­ношениями: ритуалы варьируются в зависимости от общест­ва. Анимизм ведет в конечном счете к колдовству, магии (задача которой — управление этими загадочными силами или их отвод). После процесса персонификации анимизм

через «политеизм» ведет к «фетишизму», а затем к раз­личным религиям. Анимизм отождествляет принцип мысли с принципом органической жизни (психологическая теория Шталя).

АНОРМАЛЬНОЕ: противоположное естественному по­рядку вещей. Понятие анормального — сугубо социальное и психологически четко не определено. Анормальный ин­дивид — это не тот, кто ниже других по

Ххххххххххххххххх

уровню, но тот, кто отличается от других. Более того, это понятие исчезает из современной психологии, исследующей различные формы человеческого духа и разума. С точки зрения психиат­рии, «анормальный» вовсе не значит автоматически патоло­гический, т.е. больной; анормальный — просто особенный, не подпадающий под общее правило. Так, например, в Аф­рике существуют некоторые племена, у представителей которых по шесть пальцев на руках и которые при этом чув­ствуют себя совершенно нормально, хотя и являются «анор­мальными».

АНСЕЛЬМ (Кентерберийский): аббат из Бека (Нормандия, 1078), архиепископ Кентерберийский (1093) (Аоста, 1033 — Кентербери, 1109). Оказал глубокое влияние на философ­скую мысль средневековья. Определял спекулятивную фило­софию как объяснение веры (fides quarens intellectum). В своем знаменитом «Proslogium» проводит мысль о необхо­димости веры для понимания. Но настаивает также на необ­ходимости понимания того, во что мы верим. «Не пропус­тить вперед веру — это оплошность, но не призвать затем разум — небрежность». Ансельм — автор знаменитого дока­зательства существования Бога — так называемого «онтоло­гического доказательства». Оно изложено в «Monologium» и гласит: «У нас есть идея совершенного существа; абсолют­ное совершенство предполагает существование; следова­тельно, совершенное существо существует». Здесь корень его полемики с Росцелином и Гонилоном, образующей один из основных пунктов схоластики. В сущности, в «Proslogi­um» Ансельм выводит понятие существования не из логи­ческой дефиниции идеи, но из наличия в разуме интуиции, изначальной и бесконечной, которая утверждает, что «не-

мыслимо, чтобы Бог не существовал». Мысля в русле реа­лизма, Ансельм развивает платоновскую теорию происхож­дения идей.

АНТИСФЕН: греческий философ (Афины, ок. 435-370 гг. доР.Х.). Ученик Сократа, основатель школы киников и учи­тель Диогена. Связывал счастье с добродетелью, а добро­детель — с полной независимостью от внешнего мира. Сво­бодный человек — тот, кто сумел победить не только свои страхи, но и свои нужды. Пример добродетельного сущест­ва — Геракл.

Ххххххххххххххххххххххххх

АНТИФОН: греческий софист (вторая половина V в. до Р.Х). Преподавал математику и к 430 г. предпринял попытку вы­вода квадратуры круга, вписывая в круг правильные мно­гоугольники и бесконечно удваивая число их сторон. В кос­мологии, или науке о мире, утверждал ценность ощущения и мысли: «Вещи существующие всегда видимы и познаваемы, тогда как те, что не существуют, наоборот, не видимы и не познаваемы». Практиковал искусство интерпретации снов.

АПАТИЧНЫЙ: тип характера, отличающийся отсутст­вием эмоциональности, отсутствием активности и пониженной восприимчивостью, вялой реакцией на про­исходящие события (пример: Луи VI).

АПОДИКТИЧЕСКОЕ: речь идет о высказывании, отли­чающемся необходимостью, так что отрицание его не­возможно. По Канту, суждение является аподиктическим, когда утверждение или отрицание рассматриваются как не­обходимые. Например: «всякая окружность имеет центр». Предикат с необходимостью вытекает из субъекта («Кри­тика чистого разума», I, 1, 1.). По Гуссерлю, речь здесь идет о всякой абсолютно очевидной истине, т.е. о такой, которая не оставляет места для сомнений. Кант противопо­ставляет аподиктические суждения ассерторическим и проблематическим.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ: философ-неопифагореец (Тиан, Каппадокия? — Эфес, 97 г.). Моралист, проповедовавший

изменение нравов. Написал «Жизнь Пифагора» и «Трактат о пророчестве». Его образ украшал многочисленные храмы.

АПОЛЛОНИЙСКИЙ: подобный Аполлону, богу Солнца и Гармонии. Слово изобретено Ницше. В паре с «дионисий-ским» (от Диониса, бога Вина) обозначает два противопо­ложных аспекта человеческого духа: дионисийский человек самозабвенно или яростно забывается в своих импульсах и порывах, аполлонийский же обрамляет их строгой мыслью и определенной формой. Трагический поэт «Эсхил — сын Аполлона, трезвого бога индивидуальности и правильной меры» («Рождение трагедии»).

Ххххххххххххххххххххххххххх

«АПОЛОГИЯ СОКРАТА»: произведение Платона, пред­ставляющее собой воображаемую речь Сократа перед судь­ями, обвинявшими его в совращении юношества и в насаж--дении чужеземных богов.

A PRIORI: доопытное (знание): противопоставляется a poste­riori, т.е. знанию, полученному из опыта. A priori отличается от a posteriori, как рациональное познание от эксперимен­тального.

АРАБСКАЯ (философия). С конца античности вплоть до Воз­рождения, от Августина Блаженного (IV в. после Р.Х.) до Аверроэса (XII в.) и Ибн Хальдуна (XIV-XV вв.) арабская философия неизменно оказывала значительное влияние на западноевропейскую мысль. В ее основе лежит поиск раци­онального синтеза греческой античности (мысль Платона и в особенности Аристотеля) и мусульманской или хрис­тианской религий. Арабская философия, создававшаяся ме­диками, юристами, математиками, эрудитами, вносит зна­чительный вклад в мировую гуманистическую культуру. Ренессанс возник сначала в арабской земле и только после этого в Европе.

АРИСТИПП: греческий философ (Кирена, ок. 430-355 гг. до Р.Х.). Основатель школы киренаиков, где считалось, что ос­нова счастья — удовольствие. Ученик Сократа Аристипп свел доктрину учителя к мысли о необходимости придать

философии практический характер. Из 25 написанных им диалогов ни один не сохранился. См. Гедонизм.

АРИСТОКРАТИЯ (от гр. aristos — лучший), этимологи­чески: «правление лучших», т.е. наиболее просвещен­ных. Первоначально в понятии аристократии не было ни намека на идею прав, данных рождением, и наследственную передачу социальных привилегий. Имея в виду именно этот первоначальный смысл, Платон в диалоге «Государство» определяет аристократию как лучший способ правления. См. Правительство.

АРИСТОТЕЛЬ: греческий философ (Стагир, Македония, 384 — Халкида на Эвбее, 322 гг. до Р.Х.). Сын врача царя Филиппа, в течение 20 лет ученик Платона, основатель школы перипатетиков. Трактаты Аристотеля представля­ют

Ххххххххххххххххххххххх

собой консцекты его лекций, собранные в обширную эн­циклопедию и разбитые на четыре группы: 1) логика («Ор­ганон»), влияние которой было особенно значимо в средние века, где она породила схоластику. Аристотель дал дефини­ции дедукции и индукции, определил понятие, суждение и умозаключение, так что мы и сегодня широко используем эти дефиниции; 2) философия природы («Физика»), разви­вающая виталистическую философию, продолжателями ко-| торой стали Лейбниц, Шеллинг и даже Бергсон; 3) мета­физика, объясняющая источник движения в мире исходя из Бога: «высшего акта». Нерешенным остается вопрос, имманентен ли Бог Аристотеля миру или трансцендентен; 4) практическая мораль («Никомахова этика», «Политика»), где реакционные воззрения античности (необходимость раб­ства, понятие низшей расы) соседствуют с новаторскими и прогрессивными взглядами (влияние на индивида географи­ческой, экономической и социальной среды, идея политики, основанной на опыте). Доктрина Аристотеля, в особенности его логика и теория познания, оказала огромное влияние на всю средневековую философию, для которой она была ора­кулом и вдохновительницей. См. Перипатетик.

АРКЕСИЛАЙ: греческий философ (Питана, Эолида, ок. 241 гг. до Р.Х.), основавший Новую академию. для него — не более чем искусство взвешивания «за» и «про­тив», позволяющее выявить «правдоподобие». Противник догматизма стоиков, утверждавший, в противоположность Зенону, что не существует опознавательного знака для ис­тины и что следует воздерживаться от суждений.

АРНО (Антуан), прозванный Большой Арно: французский философ и теолог (Париж, 1612 — Брюссель, 1694). Глава и защитник янсенистов и яростный противник иезуитов. Вмес­те с Николем — автор знаменитой «Логики Пор-Рояля» (1662). Вел полемику с Мальбрашием по вопросу о благода­ти и узрении Бога. Остается примером рассуждающего фи­лософа, которому лишь немного не хватало философского гения. См. Янсенизм.

АРОН (Раймон): французский философ и социолог (Париж,' 1905-1983). Жил в Германии (с 1930 по 1933 г.), что позво­лило ему написать «Немецкую современную социологию» (1936). «Эссе об исторической теории в современной Гер­мании» (1938) и «Введение в философию

Ххххххххххххххххххххххх

истории» (1938) проливают свет на связь в истории исторического долга и существования. В 1955 г. в «Опиуме интеллектуалов» Арон пытается объяснить, чем привлекателен марксизм, и счита­ет, что во Франции его предсказания не оправдались благо­даря экономической и социальной эволюции страны. Как социолог развертывает сравнительное исследование двух типов правления — советского и западного — в тройном аспекте: экономическом («Восемнадцать уроков об индуст­риальном обществе», 1963), социальном («Классовая борь­ба», 1964) и политическом («Демократия и тоталитаризм», 1965). В «Этапах социологической мысли» определяет со­циологический метод, который развивался от Монтескье до Вебера и этапами развития которого были Маркс и Токвиль. «Мир и война между нациями»(1962), «Мысли о войне», «Клаузенц» (1976) обнаруживают либерального философа, внимательного к международному развитию, и историческо­го мыслителя.

АРХЕТИП: идеальный образец (термин, используемый Пла­тоном). Диалектика к.СКЕЗА: состояние добровольного самоограничения, умерщвления плоти с целью очищения или морального воспитания души. Вообще речь идет о всяком упражне­нии, испытующем терпение и силу воли: «философская, по­литическая аскеза». Аскетизм — моральный метод, суть которого в минимальном потакании животным инстинктам, в управлении своими желаниями и в подавлении ощущений удовольствия и боли. Наиболее утонченная техника здесь — техника йоги, за которую высказывались даже античные философы, например Плотин. Но наиболее близкий нам идеал — идеал святого, например Святого Жерома, ушед­шего жить в пустыню, питавшегося кореньями, доводяще­го радение до собственного истощения и даже пренебрегав­шего мытьем — отсюда выражение: «запах, как у святого».

АССЕРТОРИЧЕСКОЕ: речь идет о суждении, выражаю­щем истину факта. Кант дает в качестве примера выска­зывание: «Человек наделен Разумом». Противопоставляется аподиктическому суждению (суждению, в котором преди­кат с необходимостью вытекает из субъекта: например, «всякая окружность имеет центр»).

АССОЦИАЦИЯ ИДЕЙ: автоматическая связь идей. Раз­личают

Ххххххххххххххххххххх

Раз­личают ассоциацию по смежности (зима вызывает в памяти холод), по сходству (зеленый ковер напоминает прерию), по контрасту (белое-—черное). Теорию ассоциации идей создал Стюарт Милль. Ассоцианизм — теория, которая из наибо­лее часто повторяющихся в опыте ассоциаций выводит фун­даментальные законы духа. Это так называемая эмпиричес­кая теория познания. Бергсон критиковал ассоцианизм за его недостаточное внимание к интуиции человеческого духа, Присутствующей во всех формах творчества (артистической, духовной и т.д.), ведь эти формы — вовсе не простые копии того, что существует в действительности. В психологии ана­лиз ассоциации идей у определенного индивида (в особен­ности тех, что возникают самопроизвольно, во сне) раскрыва­ет определенные бессознательные тенденции, составляющие основу личности и выявляемые психоанализом: индивид обнаруживает здесь преследующие его автоматические вос-

поминания, нарушающие его взаимоотношения с другими людьми и образующие так называемые комплексы.

АТЕИЗМ: доктрина или установка, отрицающая всякое представление о живом Боге, о Боге как личности. В этом смысле деизм, отрицающий всякое представление о Боге, также является атеизмом, как и пантеизм, иденти­фицирующий Бога с природой {Спиноза); это классическое значение слова «атеизм». Сегодня понятие атеизма гораздо шире: оно определяет доктрину или установку, отрицающую существование какого бы то ни было Бога. Это отрицание не всегда осознано и сформулировано; существуют люди, гово­рит Ницше, которые никогда не задумывались о существова­нии или несуществовании Бога, поскольку их первая и един­ственная забота — дела человеческие, положение человека и его предназначение. Фейербах и Маркс — создатели со­временной теории атеизма: всякая вера в Бога — «отчужде­ние», бегство от реальности, от главной проблемы, которая относится не к существованию Бора, но к будущему челове­ка. Под словами: «религия — опиум народа» Маркс имеет в виду, что рабочий, отчужденный в процессе своего труда и живущий без всякой надежды когда-либо достичь лучше­го положения, позволяет себя успокаивать идеей о другом, «лучшем мире», где ему уготовано достойное место, тогда как, по Марксу,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: