ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА)
Значение слова. Однозначные и
Многозначные слова. Типы лексических
значений слов.
Слово представляет собой неразрывное единство двух сторон: внешней
и внутренней. Внешнюю сторону слова составляет комплекс звуков,
оформленных по законам данного языка. Однако не всякий комплекс звуков
является словом, а лишь тот, который в данном языке имеет определенное
значение. Внутреннее содержание слова состоит из лексического и
грамматического значения. Лексическое значение слова формируется в
результате соотнесенности, связи слова с определенным явлением, понятием
объективной действительности. Лексическое значение слово индивидуально:
оно присуще данному слову и этим отграничивает его от других слов.
Грамматическое значение слова – это характеристика его как элемента
определенного грамматического класса, как элемента словопроизводного ряда и как элемента словосочетания или предложения. Грамматическое
значение характеризует целые разряды и классы слов; оно категориально.
Лексическое значение выражается основой слова, грамматическое –различными языковыми средствами (окончаниями, префиксами, суффиксами, чередованием звуков, ударением, предлогами, супплетивными формами).
В русском языке есть немало слов, которые имеют только одно лексическое значение. Такие слова называются однозначными, или
моносемантическими. Большинство же слов в языке имеет два и более
значений, которые появились в процессе длительного исторического развития. Такие слова называются многозначными, или полисемантическими. Полисемия не препятствует ясному и четкому выражению мысли, ибо является языковой категорией. В речи же (в контексте) многозначность снимается путем актуализации только одного из значений слова.
Лексическое значение может быть рассмотрено с разных точек зрения в
зависимости от критериев, положенных в основу характеристики:
1. В зависимости от наличия или отсутствия в значении эмоционально-оценочного компонента выделяют денотативное и коннотативное значение.
Денотативным называется основное, нейтральное значение, которое
непосредственно связано с предметом (весна, шоколад, пейзаж).
Коннотативным называется такое значение, в котором, кроме основного,
предметно-вещественного содержания, отражены дополнительные
эмоционально-оценочные компоненты (толстушка, кляча, благоухание).
2. В зависимости от способа называния предмета выделяются два типа
значений – прямое и переносное. Прямым является основное значение слова,
прямо именующее предмет, действие, свойство (ухаживать, подоконник,
седой). Переносное значение появляется тогда, когда прямое значение
переносится на новый предмет, связанный с первым разного рода
ассоциативным сходством. Перенос названия с одного предмета, действия
на другой на основе сходства их признаков называется метафорой (лента
реки, море выло, резвящиеся облака), а перенос на основе смежности
предметов – метонимией (аудитория слушала, читал Пушкина, съел тарелку).
3. В зависимости от степени семантической мотивированности выделяются
значения немотивированные, или непроизводные, т.е. состоящие только
из корня и флексии (посуда, герб, висеть), и мотивированные, или
производные, когда смысл слова может быть объяснен путем обращения к
форме и/или смыслу другого слова (безрукавка, неосуществленный,
шалунишка).
4. В зависимости от характера лексической сочетаемости выделяются
значения свободные и несвободные. Если сочетаемость слова относительно
широкая и независимая, то его значение называется свободным (нежный,
столовая, арбуз). Лексическая сочетаемость слов с несвободным лексическим значением ограничена не только предметно-логическими отношениями, но и собственно языком. Среди них выделяются слова с фразеологически связанным значением, которое реализуется только в пределах одного из фразеологических сочетаний (перемыть косточки, точить лясы, зарубить на носу), и синтаксически обусловленным значением, которое появляется при выполнении необычной для слова функции в предложении (Эй, медведь, поосторожнее с хрусталем; Ты – настоящая змея).
Задание 1. Определите, какие значения в контексте имеют выделенные слова. При помощи толковых словарей современного русского языка выясните, обладают ли эти слова другими значениями вне данного контекста. Дайте характеристику выделенным словам в соответствии с пп. 1 – 4.
1. На плите лежала открытая потрепанная книга; неизвестным почерком,
тупым карандашом – заметки на поле: «Увы, это верно» и три восклицательных знака со съехавшими набок точками. (Н.) 2. Стояла глухая мокрая осень. Расторгуевская груша облетела, стояла черная, как будто обгорелая, и не мог Бутонов полежать под ней, послушать, не явится ли к нему новое открытие. (Ул.) 3. За две недели я отпустил усы – это изменило мою наружность к худшему: над бескровным ртом топорщилась темно-рыжеватая щетина с непристойной проплешинкой посредине. (Н.) 4. Маша поставила пустую тарелку в раковину и пошла к себе в комнату. (Ул.)
Задание 2. Какие из значений приведенных слов более поздние? Как они развились – путем метафоры или путем метонимии? Какой признак лег в основу более позднего наименования?
Трещотка: 1) игрушка, а также устройство, издающее треск; 2) тот, кто
громко, без умолку говорит.
Кипеть: 1) проявлять что-нибудь с силой, в
сильной степени; 2) бурлить, клокотать, испаряясь от сильного нагрева.
Номер: 1) порядковое число предмета в ряду однородных; 2) отдельное
помещение в гостинице; 3) отдельно исполняемая часть сборного
представления, концерта.
Нос: 1) орган обоняния; 2) передняя часть лодки.
Молния: 1) быстро задергивающаяся застежка; 2) быстрый разряд
скопившегося электричества в воздухе.
Задание 3. Пользуясь словарями, определите, какие из указанных слов имеют немотивированное значение.
Безрукавка, близорукий, блин, взгляд, витязь, вобла, водосточный, вторник, выход, громкоговоритель, грубиян, грусть, мать, переговоры, предзащита, самолет, соколик, стрижка.