Для решения выбираем критерий Манна-Уитни.
Гипотезы:
Н0: Социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса
Н1: Социальный интеллект студентов четвертого курса выше социального интеллекта студентов первого курса
Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:
где n1 - количество испытуемых в первой выборке;
n2 - количество испытуемых во второй выборке;
Tx – большая из двух ранговых сумм;
nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
По условию задачи, в исследовании приняло участие 10 студентов первого курса (n1=10) и одиннадцать студентов четвертого курса (n2=11).
Для определения Tx переводим индивидуальные значения социального интеллекта в ранговые. Для этого из данных двух выборок составляем единый вариационный ряд, который содержит 21 значение (n1+ n2=10+11=21). Данные этого ряда ранжируем. Правило ранжирования представлено в разделе «измерение в психологии».
Результаты ранжирования представлены в таблице.
|
|
Результаты ранжирования
№ п/п | SQ (социальный интеллект) | ранг |
3,5 | ||
3,5 | ||
7,5 | ||
7,5 | ||
9,5 | ||
9,5 | ||
12,5 | ||
12,5 | ||
12,5 | ||
12,5 | ||
18,5 | ||
18,5 | ||
Сумма рангов |
Проверим правильность ранжирования. В ранжируемом вариационном ряду 21 значение, N=21. Общая сумма рангов равна 231.
По формуле для проверки правильности ранжирования она также равна 231.
= = 231
Суммы рангов, полученные путем сложения и рассчитанные по формуле, совпадают. Следовательно, ранги проставлены правильно.
Ранги записываются в исходной таблице рядом с индивидуальными значениями.
Подсчитывается сумма рангов для каждой группы: T1 и T2.
№ п/п | Студенты 1 курса | Студенты 4 курса | ||
социальный интеллект, SQ | Ранг, R | социальный интеллект, SQ | Ранг, R | |
18,5 | 7,5 | |||
3,5 | 12,5 | |||
7,5 | 9,5 | |||
12,5 | 12,5 | |||
18,5 | ||||
12,5 | 3,5 | |||
9,5 | ||||
Сумма рангов | 94,5 | 136,5 |
Сумма рангов по выборке студентов первого курса Т1=94,5. Сумма рангов по выборке студентов четвертого курса Т2=136,5.
Общая сумма рангов Т1+Т2=94,5+136,5=231 совпадает с расчетной.
Из этих двух сумм определяется большая, ей присваивается обозначение – Тх. Большая сумма рангов у студентов четвертого курса, поэтому Тх=136,5. Так как, nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, nx=11.
|
|
Рассчитаем эмпирическое значение критерия.
По таблице Приложения определим критические значения. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия U0,05=31, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия U0,01= 22.
Результаты исследования представим наглядно.
Статистический вывод: так как, уровень статистической значимости эмпирического значения критерия рэмп>0,05, мы принимаем нулевую гипотезу - Н0.
Психологический вывод: социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта первого курса.