Решение

Для решения выбираем критерий Манна-Уитни.

Гипотезы:

Н0: Социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта студентов первого курса

Н1: Социальный интеллект студентов четвертого курса выше социального интеллекта студентов первого курса

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

где n1 - количество испытуемых в первой выборке;

n2 - количество испытуемых во второй выборке;

Tx – большая из двух ранговых сумм;

nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

По условию задачи, в исследовании приняло участие 10 студентов первого курса (n1=10) и одиннадцать студентов четвертого курса (n2=11).

Для определения Tx переводим индивидуальные значения социального интеллекта в ранговые. Для этого из данных двух выборок составляем единый вариационный ряд, который содержит 21 значение (n1+ n2=10+11=21). Данные этого ряда ранжируем. Правило ранжирования представлено в разделе «измерение в психологии».

Результаты ранжирования представлены в таблице.

Результаты ранжирования

№ п/п SQ (социальный интеллект) ранг
     
     
    3,5
    3,5
     
     
    7,5
    7,5
    9,5
    9,5
    12,5
    12,5
    12,5
    12,5
     
     
     
    18,5
    18,5
     
     
Сумма рангов    

Проверим правильность ранжирования. В ранжируемом вариационном ряду 21 значение, N=21. Общая сумма рангов равна 231.

По формуле для проверки правильности ранжирования она также равна 231.

= = 231

Суммы рангов, полученные путем сложения и рассчитанные по формуле, совпадают. Следовательно, ранги проставлены правильно.

Ранги записываются в исходной таблице рядом с индивидуальными значениями.

Подсчитывается сумма рангов для каждой группы: T1 и T2.

№ п/п Студенты 1 курса Студенты 4 курса
социальный интеллект, SQ Ранг, R социальный интеллект, SQ Ранг, R
    18,5   7,5
         
    3,5   12,5
    7,5   9,5
         
    12,5   12,5
        18,5
         
    12,5   3,5
        9,5
         
Сумма рангов   94,5   136,5

Сумма рангов по выборке студентов первого курса Т1=94,5. Сумма рангов по выборке студентов четвертого курса Т2=136,5.

Общая сумма рангов Т12=94,5+136,5=231 совпадает с расчетной.

Из этих двух сумм определяется большая, ей присваивается обозначение – Тх. Большая сумма рангов у студентов четвертого курса, поэтому Тх=136,5. Так как, nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, nx=11.

Рассчитаем эмпирическое значение критерия.

По таблице Приложения определим критические значения. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия U0,05=31, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия U0,01= 22.

Результаты исследования представим наглядно.

Статистический вывод: так как, уровень статистической значимости эмпирического значения критерия рэмп>0,05, мы принимаем нулевую гипотезу - Н0.

Психологический вывод: социальный интеллект студентов четвертого курса не выше социального интеллекта первого курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: