Примеры решения задач

Задача. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли изменение социального интеллекта у студентов четвертого курса вследствие проведения тренинга коммуникативной компетентности? В таблице приведены результаты измерения.

№ п/п Значение социального интеллекта до тренинга Значение социального интеллекта после тренинга Сдвиг
      +2
      +6
      +3
      -3
      +1
       
      +4
      -2
      +3
      +4
      +1
      +5
      -1
       
      +6

Вариант 1. Для решения выбираем критерий знаков.

Гипотезы:

Н0: Тренинг коммуникативной компетентности не повлиял на значение социального интеллекта студентов

Н1: Тренинг коммуникативной компетентности повлиял на значение социального интеллекта студентов

Для каждой пары значений определить направление сдвига d = хпосле - хдо. Значение записать в таблицу.

Подсчитать количество положительных и отрицательных сдвигов. Количество «положительных» сдвигов десять, G+=10; количество «отрицательных» сдвигов три, G-=3.

Меньшее из двух значений считается нетипичным сдвигом (Gнетип.), поэтому Gнетип.=3.

Считать Gэмп= Gнетип=3.

Для принятия решения - выбора гипотезы - необходимо сопоставить Gэмп с Gкр(n), где n – общее количество сдвигов.

Общее количество сдвигов n=13, так как положительных сдвигов десять, отрицательных сдвигов три, нулевые сдвиги не учитываются.

По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов.

Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия G0,05=3, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия G0,01=1.

Результаты вычисления представим наглядно.

Статистический вывод: так как рэмп=0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р=0,05.

Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности повлиял на социальный интеллект студентов (р=0,05).

Вариант 2. Для решения выбираем T-критерий Вилкоксона.

Гипотезы:

Н0: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности не выше, чем до тренинга

Н1: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности выше, чем до тренинга

Для каждой пары значений определить направление и значение сдвига d=xпоследо. Результат вычисления записывается в таблицу.

В соседний столбик записываются абсолютные значения сдвигов, то есть, знак не учитывается.

Полученный ряд ранжируется, при этом нулевой сдвиг не ранжируется.

Ранг числа записывается в следующий столбик

№ п/п Значение социального интеллекта до тренинга Значение социального интеллекта после тренинга Сдвиг, d Абсолютные величины сдвига Ранги абсолютных величин разностей
      +2   4,5
      +6   12,5
      +3    
      -3    
      +1    
          -
      +4   9,5
      -2   4,5
      +3    
      +4   9,5
      +1    
      +5    
      -1    
          -
      +6   12,5
сумма          

Проверим правильность ранжирования.

Сложим все ранги и подсчитаем сумму рангов: 4,5+12,5+7+7+2+9,5+4,5+7+9,5+2+11+2+12,5=91.

Подсчитаем сумму рангов по формуле:

Обе величины совпали, 91=91, следовательно, ранжирование проведено правильно.

Ориентируясь на знак сдвига, подсчитать суммы рангов соответствующие положительному направлению сдвигов T+ = и отрицательному направлению сдвигов T- = .

Где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком;

R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком.

T+ = =4,5+12+7+2+9,5+7+9,5+2+12+4,5=77,5

T- = =7+4,5+2=13,5

Эмпирическое значение критерия (Tэмп) соответствует меньшей из двух ранговых сумм, следовательно Tэмп=13,5.

Общее количество сдвигов n=13, так как десять положительных сдвигов и три отрицательных сдвига.

По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия Т0,05=21, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия Т0,01=12.

Результаты вычисления представим наглядно.

Статистический вывод: так как рэмп<0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р<0,05.

Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности способствовал развитию социального интеллекта студентов (р<0,05).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: