Задача. Исследование социального интеллекта студентов специальности информатика проводилось по тесту Гилфорда-Салливена. Достоверно ли изменение социального интеллекта у студентов четвертого курса вследствие проведения тренинга коммуникативной компетентности? В таблице приведены результаты измерения.
№ п/п | Значение социального интеллекта до тренинга | Значение социального интеллекта после тренинга | Сдвиг |
+2 | |||
+6 | |||
+3 | |||
-3 | |||
+1 | |||
+4 | |||
-2 | |||
+3 | |||
+4 | |||
+1 | |||
+5 | |||
-1 | |||
+6 |
Вариант 1. Для решения выбираем критерий знаков.
Гипотезы:
Н0: Тренинг коммуникативной компетентности не повлиял на значение социального интеллекта студентов
Н1: Тренинг коммуникативной компетентности повлиял на значение социального интеллекта студентов
Для каждой пары значений определить направление сдвига d = хпосле - хдо. Значение записать в таблицу.
|
|
Подсчитать количество положительных и отрицательных сдвигов. Количество «положительных» сдвигов десять, G+=10; количество «отрицательных» сдвигов три, G-=3.
Меньшее из двух значений считается нетипичным сдвигом (Gнетип.), поэтому Gнетип.=3.
Считать Gэмп= Gнетип=3.
Для принятия решения - выбора гипотезы - необходимо сопоставить Gэмп с Gкр(n), где n – общее количество сдвигов.
Общее количество сдвигов n=13, так как положительных сдвигов десять, отрицательных сдвигов три, нулевые сдвиги не учитываются.
По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов.
Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия G0,05=3, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия G0,01=1.
Результаты вычисления представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп=0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р=0,05.
Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности повлиял на социальный интеллект студентов (р=0,05).
Вариант 2. Для решения выбираем T-критерий Вилкоксона.
Гипотезы:
Н0: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности не выше, чем до тренинга
Н1: Показатель социального интеллекта после тренинга коммуникативной компетентности выше, чем до тренинга
Для каждой пары значений определить направление и значение сдвига d=xпосле-хдо. Результат вычисления записывается в таблицу.
В соседний столбик записываются абсолютные значения сдвигов, то есть, знак не учитывается.
|
|
Полученный ряд ранжируется, при этом нулевой сдвиг не ранжируется.
Ранг числа записывается в следующий столбик
№ п/п | Значение социального интеллекта до тренинга | Значение социального интеллекта после тренинга | Сдвиг, d | Абсолютные величины сдвига | Ранги абсолютных величин разностей |
+2 | 4,5 | ||||
+6 | 12,5 | ||||
+3 | |||||
-3 | |||||
+1 | |||||
- | |||||
+4 | 9,5 | ||||
-2 | 4,5 | ||||
+3 | |||||
+4 | 9,5 | ||||
+1 | |||||
+5 | |||||
-1 | |||||
- | |||||
+6 | 12,5 | ||||
сумма |
Проверим правильность ранжирования.
Сложим все ранги и подсчитаем сумму рангов: 4,5+12,5+7+7+2+9,5+4,5+7+9,5+2+11+2+12,5=91.
Подсчитаем сумму рангов по формуле:
Обе величины совпали, 91=91, следовательно, ранжирование проведено правильно.
Ориентируясь на знак сдвига, подсчитать суммы рангов соответствующие положительному направлению сдвигов T+ = и отрицательному направлению сдвигов T- = .
Где R+ – ранговые значения сдвигов с положительным знаком;
R- – ранговые значения сдвигов с отрицательным знаком.
T+ = =4,5+12+7+2+9,5+7+9,5+2+12+4,5=77,5
T- = =7+4,5+2=13,5
Эмпирическое значение критерия (Tэмп) соответствует меньшей из двух ранговых сумм, следовательно Tэмп=13,5.
Общее количество сдвигов n=13, так как десять положительных сдвигов и три отрицательных сдвига.
По таблице определяем критические значения критерия при данном количестве сдвигов. Для уровня статистической значимости р=0,05 критическое значение критерия Т0,05=21, для уровня статистической значимости р=0,01 критическое значение критерия Т0,01=12.
Результаты вычисления представим наглядно.
Статистический вывод: так как рэмп<0,05, нулевая гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза на уровне статистической значимости р<0,05.
Психологический вывод: тренинг коммуникативной компетентности способствовал развитию социального интеллекта студентов (р<0,05).