Примеры решения задач

Задача. Из 20 девушек с заданием справилось 15 девушек, а из 30 юношей с заданием справилось 20 юношей. Можно ли считать, что различие в успешности решения заданий юношами и девушками не достоверно.

Решение. Для решения задачи воспользуемся критерием j* - угловое преобразование Фишера.

Гипотезы:

Н0: Доля лиц, успешно справившихся с заданием в выборке девушек не больше, чем в выборке юношей.

Н1: Доля лиц, успешно справившихся с заданием в выборке девушек больше, чем в выборке юношей.

Эмпирическое значение критерия вычисляется по формуле:

j* = (j1 - j2) ·

где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;

j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;

n1 – количество наблюдений в выборке 1, n1=20;

n2 – количество наблюдений в выборке 2, n2=30.

В качестве эффекта выступает успешность в решении заданий. Для решения задачи с помощью критерия φ*-Фишера показатели успешности необходимо перевести в проценты. В процентах это составит:

(15/20)·100%=75% для девушек;

(20/30)·100%= 66,7% для юношей.

По таблице приложения определить величины φ1 и φ2 – соответствующие процентным долям в каждой группе.

φ1(75%)=2,094

φ2(66,7)=1,911

Эмпирическое значение критерия рассчитывается по формуле:

Критические значения для 5% и 1% уровня значимости имеют фиксированную величину и составляют: φ0,05=1,64; φ0,01=2,28.

Сопоставив значения, мы можем заключить, что рэмп>0,05, следовательно, мы не можем отклонить нулевую гипотезу.

Статистический вывод: так как рэмп>0,05, принимается нулевая гипотеза.

Психологический вывод: различие в успешности решения заданий юношами и девушками не достоверно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: