double arrow

Клинико-лабораторные этапы изготовления штамповано-паяных мостовидных протезов

1

1. Актуальность темы.

Замещения дефектов зубных рядов мостовидными протезами является одной из наиболее распространенных и важных проблем ортопедической стоматологии. Одним из методов замещения дефектов зубных рядов является изготовление штамповано-паяных мостовидных протезов. Изложение данного материала обусловлено необходимостью правильного понимания клинических и лабораторных этапов изготовления не только паяных мостовидных протезов, которые можно считать историей ортопедической стоматологи, но и современных технологий изготовления мостовидных протезов.

2. Учебные цели занятия.

- знать показания к изготовлению штамповано-паяных мостовидных зубных протезов;

- знать противопоказания к изготовлению штамповано-паяных мостовидных протезов;

- усвоить лабораторные этапы изготовления штамповано-паяных мостовидных протезов;

- усвоить особенности моделирования промежуточной части мостовидного протеза;

- усвоить технологию пайки.

3. Воспитательная цель:

- Воспитывать у студентов чувство ответственности при оказании стоматологической помощи больным.

Міждисциплінарна інтеграція

Дисциплины Знать Уметь
Нормальная анатомия Строение органов полости рта Графически изобразить анатомическую форму зуба
Гистология Особенности строения тканей полости рта Графически изобразить гистологическое строение зуба

5. Содержание темы:

Клинико-лабораторные этапы изготовления штамповано-паяных мостовидных протезов

Клинический этап:

- обследование больного;

- подготовка полости рта к протезированию;

- составление плана лечения, препарирование опорных зубов;

- снятие рабочего оттиска и оттиска зубов-антагонистов;

- фиксация ЦО.

Лабораторный этап:

- отливка моделей;

- изготовление металлических штампованных коронок.

Клинический этап:

- припасовывание по штампованных коронок;

- cнятие оттиска.

Лабораторный этап:

- отливка моделей;

- моделирование промежуточной части из воска;

- отливка промежуточной части из металла;

- спаивание промежуточной части с коронками;

- обработка.

Клинический этап:

- припасовка каркаса штамповано-паяного мостовидного протеза;

- определение цвета облицовочного материала.

Лабораторный этап:

- моделирование фасеток с воска;

- замена воска на пластмассу;

- обработка, шлифовка, полировка.

Клинический этап:

- примерка;

- фиксация мостовидного штамповано-паяного протеза;

- удаление остатков цемента.

В зуботехнической лаборатории по полученным оттискам отливают гипсовые модели, проводят гипсрвание в оклюдатор (артикулятор) в положении центрального соотношения челюстей при помощи восковых, гипсовых или силиконовых шаблонов.

После загипсовки моделей в оклюдатор проводят моделирование анатомической формы отпрепарированных опорных зубов, изготовления гипсовых и металлических штампов и контрштампов, штампованных полных металлических коронок. На этом заканчивается первый лабораторный этап.

Изготовленные коронки иногда отбеливают (но не полируют), чаще в чёрном внешнем виде (с окалиной) отправляют в клинику, где проводится второй или третий (в зависимости от способа определения центральной окклюзии) клинический этап.

На этом клиническом этапе опорные коронки примеряют, проверяют центральные соотношения челюстей, получают оттиск вместе с коронками для изготовления промежуточной части мостовидного протеза. После получения окклюзионного оттиска снимают все опорные коронки и направляют в зуботехническую лабораторию.

Необходимо подчеркнуть, что в случае получения гипсового оттиска все опорные коронки или часть их может сниматься вместе с оттиском и оставаться в нём, их не нужно вынимать и вместе с тем, что осталось, отправить в лабораторию. После проведения этого клинического этапу зубной техник получает оттиск и пригипсованные коронки.

При склеивании оттиска коронки тщательно размещают в их ложе, следят за тем, чтобы они плотно прилегали не только ко дну, но и в области краёв лунки. Если коронка не будет доведена ко дну лунки, то она будет вне контакта с антагонистами. Особенное внимание необходимо уделять предотвращению поворота зуба вокруг своей оси.

Если коронку трудно ввести в оттиск, то лучше его разъединить и в большую часть вставить коронку, после чего присоединить к нему меньшую, заливают их расплавленным воском. Так же приклеивают коронки до края ячейки сильно разогретым воском с целью предотвращения их смещения после отливки моделей. В середину коронок также необходимо налить воск и вставить по центру небольшие деревянные штифты, чтобы впоследствии коронки можно было легко снять с модели; штифты защищают гипс в таких участках от поломок. Модель отливают, предварительно положив гипсовый отпечаток в воду до насыщения, сопоставляют с моделью антагонирующей челюсти и загипсовуют в оклюдатор, а лучше - в артикулятор.

После фиксации модели в артикуляторе (оклюдаторе) приступают к моделированию промежуточной части мостовидного протеза. В области жевательных зубов, которые незаметны при улыбке, целесообразно отмоделировать литую металлическую конструкцию промежуточной части протеза, в области фронтальных зубов, а иногда и в области премоляров моделируют комбинированную конструкцию, состоящую из металлической основы и пластмассы.

Зубной техник при моделировании промежуточной части должен особое внимание обратить на форму жевательной поверхности. Неправильное моделирование может быть причиной потери опорных зубов или их антагонистов в случае функциональной перегрузки при движении нижней челюсти. Бугорки жевательных зубов должны быть закругленными, не резко выраженными, не создавать блокировочных моментов во время движений нижней челюсти.

Особые требования существуют к конструкции промежуточной части. Большое значение имеет ее форма и отношение к прилегающим тканям протезного ложа слизистой оболочки альвеолярного отростка и воротниковой части.

Во фронтальном и в боковых отделах зубной дуги положения промежуточной части неодинаково. Если во фронтальном отделе она должна касаться слизистой оболочки без давления на нее, для этого модель в этой проекции покрывается изоляционным лаком, то в боковом отделе между промежуточной частью протеза и слизистой оболочкой, покрывающей беззубый альвеолярный отросток, должно оставаться свободное пространство, которое не будет препятствовать прохождению пищевых компонентов (промывное пространство).

При касательной форме отсутствие давления на слизистую оболочку проверяют зондом, проводя острым концом между слизистой оболочкой и промежуточной частью. В боковых отделах зубного ряда создают промывное пространство, примерно 2-3,5 мм (на толщину спички), это особенно касается нижней челюсти. На верхней челюсти промывное пространство делают меньших размеров, учитывая степень обнажения зубов при улыбке. В каждом конкретном случае этот вопрос решается индивидуально (рис. 1.).

Рис. 1. Формы промывной части мостовидного протеза: а - касательная для фронтальной группы зубов, б – промывная часть при высоких клинических коронках; в – промывная часть при низких клинических коронках; г - седловидная металлическая д, е – промывная часть с облицовкой вестибулярной или вестибуло-жевательной поверхности; є- седловидная часть с облицовкой жевательной и боковой поверхностей.

В литейной лаборатории проводят замену воска на металл.

Для получения металлических деталей с помощью литья используют два способа:

1) метод литья из моделирующих восков, который выгорает;

2) метод литья на огнеупорных моделях.

Процесс литья включает ряд последовательных операций:

1) изготовления восковых моделей;

2) установку литнико-образующих штифтов и создание литниковой системы;

3) покрытие моделей огнеупорным слоем;

4) формирование модели огнеупорной массой;

5) выплавления воска;

6) высушивание и спекания модели;

7) плавления сплава;

8) литье сплава;

9) высвобождения деталей от огнеупорной массы и литников.

При литье зубопротезных деталей важна борьба с усадкой металла. Этому подчинены все промежуточные операции уменьшения усадки восковых композиций, создания специальных компенсационных формовочных масс, создания системы и определение характера литников, методов плавки.

Литье может производиться как в специальных литьевых аппаратах, так и в аппаратах, где сочетаются плавка и литье металла.

В зависимости от характера воздействия на металл различают следующие методы литья:

а) литье под давлением;

б) центробежное литье;

в) вакуумное литье.

После окончания процесса литья техник-литейщик высвобождает зуботехнические детали из опоки. При литье деталей из нержавеющей стали приходится порой наблюдать плотное спекание первого огнеупорного слоя с металлом. В таких случаях очистку деталей проводят раствором кислоты или щелочи, ультразвуком в специальной ванне или с помощью пескоструйной аппарата.

Промежуточную часть мостовидного протеза можно спаять с опорными коронками непосредственно на модели или без нее. В первом случае плотно прилегающую промежуточную часть скрепляют с короткими частями липким воском и загипсовывают протез в огнеупорную смесь гипса с пемзой, песком и т.д. так, чтобы жевательные поверхности коронок и литых зубов оставались открытыми. Такой способ использовался раньше при спайке золотых мостовидных протезов.

Если мостовидный протез должен быть спаян без модели, тогда коронки надо легонько подогреть над пламенем горелки, чтобы освободить их от воска, которым они были заполнены ранее. Коронки и модель очищают от остатков воска, поверхности, которые будут спаиваться, должны быть чистыми, без окалины, жирного налета. Коронки и литые зубы снова располагают на модели и скрепляют липким воском. Охладив модель, осторожно снимают мостовидный протез с модели и гипсуют в огнеупорной массе.

Существует относительно новый метод точечной электросварки с помощью специального аппарата. Поверхности стальных и хромокобальтовых протезов должны быть очищены от окалины, их размещают на рабочей модели. К двум участкам подводят электроды и включают ток на очень короткий промежуток времени. На контактных поверхностях проходит точечная сварка, которая позволяет проводить в будущем спаивание деталей без гипсования.

Пайка деталей из стали и золотых сплавов, как отмечалось ранее, проходит по-разному при помощи подобного сплава с более низкой температурой плавления.

Припой должен отвечать следующим требованиям:

1) иметь температуру плавления ниже, чем у основных металлов, на 50-100 ° С и узкий температурный интервал плавления;

2) хорошо флюсовать, т.е. быть жидкотекущим;

3) хорошо диффундировать, проникать в толщу основных металлов;

4) быть устойчивым к воздействию кислот и щелочей;

5) быть подобным к основным металлам по цвету;

6) обладать стойкостью против коррозии в полости рта;

7) по физико-механическим свойствам приближаться к металлам, которые спаивают;

8) не создавать раковин и пузырьков.

Флюсы должны иметь следующие свойства:

1) температуру плавления ниже, чем температура плавления припоя;

2) легко растекаться по металлической поверхности;

3) распадаться и выветриваться при температуре плавления;

4) удалять все окислы (окислители), образующиеся на поверхности металла при пайке;

5) легко удаляться с поверхности по окончании процесса пайки.

После пайки мостовидный протез погружают в воду, отбеливают, промывают в кипящей воде, снимают остатки припоя и начинают шлифовка и полировка.
Вещества, которые служат для растворения окалины, называются отбеливателями. Отбеливатели подбирают с таким расчетом, чтобы они хорошо растворяли окалину и как можно меньше действовали на металл. Нержавеющая сталь при термической обработке покрывается толстым слоем окислительной плёнки, для снятия которой необходимо применить сильные химические средства, содержащие соляную и серную кислоты. Технику рекомендуется пользоваться этими растворами, знать режим отбеливания и соблюдать его.

После отбеливания и обработки мостовидного протеза его шлифуют различными кругами, жёсткими и мягкими щетками. После этого полируют, используя различные пасты в зависимости от материала, из которого изготовлен мостовидный протез. Промежуточную часть мостовидных протезов облицовывают акриловой пластмассой "Синма-М". После замены воска на пластмассу протез опять шлифуют и полируют. После полировки его промывают водой с мылом, затем спиртом и отправляют в клинику для фиксации. На этом заканчивается последний лабораторный этап изготовления паяного мостовидного протеза.

План и организационная структура занятия

№ п\п   Основные этапы занятий их функции и содержание Учебные цели в уровнях усвоения   Методы контроля и обучение   Материалы методического обеспечения: (контроля, наглядности, ТСО, инструкции, оборудование и проч.) Время в мин. Или % от общего времени занятия
           
  Подготовительный этап        
  Организация занятия        
  Постановка учебных целей        
  Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений: 1. Какие есть классификации дефектов зубных рядов? 2. Показания для замещения дефектов зубного ряда мостовидными протезами. 3. Противопоказания для замещения дефектов зубного ряда мостовидными протезами. 4. Лабораторные этапы изготовления мостовидных протезов. 5. Какие особенности моделирования промежуточной части мостовидного протеза? 6. Основные этапы замещения воска на металл в процессе литья. 7. Обработка, шлифовка и полировка мостовидного протеза.       a=2   a=2       1. Индивидуальный устный опрос 2. Решение типичных задач 3. Письменный теоретический опрос   Вопрос Задачи 2 уровня Письменные теоретические задачи   10-20%  
  2. Основной этап        
  Формирование профессиональных навыков: 1. Провести обследование пациента. 2. Определить показания или противопоказания к протезированию мостовидными протезами 3. Знать последовательность лабораторных этапов изготовления штамповано-паяного мостовидного протеза. 4. Знать особенности изготовления опорных коронок. 5. Овладеть методикой пайки. 6. Овладеть основными навыками изготовления штамповано-паяного мостовидного протеза. a=3   Практический тренинг: клинический приём больных Клинический кабинет, стоматологичес-кое оборудование и инструментарий, тематические пациенты 60-90%  
  Заключительный этап        
  1. Контроль и коррекция уровня профессиональных навыков. 2. Подведение итогов занятий (теоретических, практических, организационных). 3. Домашнее задание: учебная литература по теме (основная, дополнительная). a=3 Индивидуальный контроль практических навыков. Решение нетипических ситуационных задач. Контроль заполнения истории болезни. Оборудование Результаты курации больных. Ориентировоч-ная карта самостоятельной работы с литературой  
1

Сейчас читают про: