Немалая часть работы, в частности на руководящих должностях, состоит в представлении докладов или выступлениях перед широким кругом слушателей. Типичными примерами являются представление бюджета или внутрипроизводственного проекта вышестоящему менеджменту, представление новых изделий клиентам, доклады на конференциях, обучение сотрудников и т.д. Искусство представить аудитории трудные или даже спорные ситуации наглядно и убедительно и добиться ее согласия является существенной составляющей успешного менеджмента.
Успех презентаций зависит, с одной стороны, от силы убеждения, умения свободно говорить суверенности в себе докладчика, с другой — от умелого использования окружения и вспомогательных средств (лазерная указка и т.д.). Первые факторы представляют преимущественно естественную одаренность, им можно научиться лишь относительно; последние могут управляться докладчиком. В то время как читатель может оценить лишь документ, слушатель оценивает доклад в сочетании с силой выражения и обаянием докладчика.
|
|
В принципе различают три типа докладов: выученный наизусть, читаемый с рукописи и свободный, К первому стремятся начинающие докладчики, но это чаще всего не получается, так как в случае потери «красной нити» внезапно проявляется истинное «красноречие».
Доклад, читаемый с рукописи, рекомендуется при малом времени подготовки и настоятельно требуется, если фактическими авторами являются сотрудники докладчика (речи политиков и т.п.). Он получается вполне хорошим, если докладчик может воспринимать фразы из рукописи быстро и глазами дольше останавливается на публике, чем на рукописи. Полностью читаемый доклад с редким коротким привлечением особого внимания слушателей ожидает катастрофа. Лучшим решением является свободная речь.