1. Ответ должен точно соответствовать поставленному вопросу.
2. Изложение материала должно быть последовательно и логично выстроено.
3. Выдвигаемые положения должны быть теоретически обоснованы.
4. Речь должна быть четкой и грамматически правильно выстроенной.
Семинарское занятие 1
Невербальные средства речевого поведения
Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать значимость невербальных средств речевого поведения во взаимодействии с другими людьми, во-вторых, научиться анализировать речевое поведение другого человека с позиции невербальных средств.
Задачи занятия: студенты должны
- продемонстрировать умение составить перечень понятий по теме;
- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию;
- представить материалы по кинетическим и проксематическим средствам речевого поведения;
- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;
- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;
- продемонстрировать умения анализировать речевое поведение другого человека с позиции невербальных средств.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Дайте характеристику голосовому аппарату.
2. Обозначьте роль кинетических средств речевого поведения (мимика, пантомимика) во взаимодействии людей друг с другом.
3. Выделите правила пространственной организации речевого поведения.
4. Определите значение имиджа работника службы сервиса для эффективности взаимодействия с клиентом.
5. Проанализируйте невербальные средства речевого поведение взрослого человека по предложенным в Таблице 1 показателям.
Таблица 1
Невербальные средства речевого поведения
| Кинетические средства речевого поведения | ||||
| Мимика | Пантомимика | |||
| Контакт глаз | Доминирующие физиогномические маски | Жестикуляция | Позы | |
| соблюдается, не соблюдается | улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность | оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная | расслабленные, напряженные, свободные, скованные, естественные | |
| Артистизм | ||||
| Эстетика манер | Внешнее самооформление | |||
| Тональность: приподнятая, обыденная, деловая, интимная, вульгарная | Прическа, макияж, одежда, обувь | |||
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.,2003.
2. Аверченко Л.К. Управление общением: теория и практика для социальных работников. /Учебное пособие. – М., 2001.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002.
4. Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – М., 1992.
5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.






