Семинарские занятия 2 – 3 Вербальные средства речевого поведения

Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать значимость вербальных средств речевого поведения во взаимодействии с другими людьми, во-вторых, научиться анализировать речевое поведение другого человека с позиции вербальных средств.

Задачи занятия: студенты должны

- продемонстрировать умение составить перечень понятий по теме;

- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию по теме и на основе этого дать характеристику информационной и убеждающей речи;

- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;

- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;

- продемонстрировать умения анализировать речевое поведение другого человека с позиции вербальных средств.

Задания и вопросы для обсуждения

1. Дайте характеристику информационной речи.

2. Представьте план информационной речи.

3. Что означает «интересная и ясная речь»?

4. Дайте характеристику убеждающей речи.

5. Обозначьте правила ведения полемики, спора.

6. Какие корректные и некорректные приемы ведения спора Вы знаете?

7. Проанализируйте вербальные средства речевого поведение взрослого человека по предложенным в таблице 2 показателям


Таблица 2

Вербальные средства речевого поведения

Голосовая техника
Интонация Дикция Темп речи Регистр звучания голоса Сила голоса Тембр голоса
Разнообразная, монотонная, подвижная Ясная, нечеткая Быстрый, медленный, умеренный Высокий, низкий, средний Сильный слабый, умерен-ный Благо- звучный, глухой, звонкий
Языковая техника
Грамматическая правильность Точность Уместность Экономичность Оригинальность
Ударения, построение предложений, использование идиом Правильность использования понятий, терминов. Конкретность высказываний Соответствие теме, аудитории, обстановке. Использование сокращений, сленга, слов-паразитов Многословие, обилие вводных предложений, излишних определений, дублирование понятий Отсутствие стереотипов, лозунгов, использование риторических вопросов, иронии, гипербол, метафор

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 2003.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002.

3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.

4. Поль Л.Сопер Основы искусства речи. - М., 1992.

5. Практическая психология. Учебник. /Под ред. Проф. Тутушкиной М.К. СПб, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: