Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать значимость вербальных средств речевого поведения во взаимодействии с другими людьми, во-вторых, научиться анализировать речевое поведение другого человека с позиции вербальных средств.
Задачи занятия: студенты должны
- продемонстрировать умение составить перечень понятий по теме;
- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию по теме и на основе этого дать характеристику информационной и убеждающей речи;
- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;
- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;
- продемонстрировать умения анализировать речевое поведение другого человека с позиции вербальных средств.
Задания и вопросы для обсуждения
1. Дайте характеристику информационной речи.
2. Представьте план информационной речи.
3. Что означает «интересная и ясная речь»?
|
|
4. Дайте характеристику убеждающей речи.
5. Обозначьте правила ведения полемики, спора.
6. Какие корректные и некорректные приемы ведения спора Вы знаете?
7. Проанализируйте вербальные средства речевого поведение взрослого человека по предложенным в таблице 2 показателям
Таблица 2
Вербальные средства речевого поведения
Голосовая техника | |||||
Интонация | Дикция | Темп речи | Регистр звучания голоса | Сила голоса | Тембр голоса |
Разнообразная, монотонная, подвижная | Ясная, нечеткая | Быстрый, медленный, умеренный | Высокий, низкий, средний | Сильный слабый, умерен-ный | Благо- звучный, глухой, звонкий |
Языковая техника | |||||
Грамматическая правильность | Точность | Уместность | Экономичность | Оригинальность | |
Ударения, построение предложений, использование идиом | Правильность использования понятий, терминов. Конкретность высказываний | Соответствие теме, аудитории, обстановке. Использование сокращений, сленга, слов-паразитов | Многословие, обилие вводных предложений, излишних определений, дублирование понятий | Отсутствие стереотипов, лозунгов, использование риторических вопросов, иронии, гипербол, метафор |
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 2003.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002.
3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.
4. Поль Л.Сопер Основы искусства речи. - М., 1992.
5. Практическая психология. Учебник. /Под ред. Проф. Тутушкиной М.К. СПб, 1998.