Понятие монополий и доминирующего положения на рынке

Конкуренции как виду деятельности, осуществляемому множе­ством субъектов и направленному на приобретение преимуществ в бизнесе, противопоставляется деятельность, осуществляемая од­ним субъектом (либо группой лиц), обладающим всей рыночной властью и потому способным влиять на этот рынок определяющим образом. Такое состояние рынка называют монополией.

Монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на определенный товар осуществляется одним субъектом (группой лиц), товар не может быть заменен в потреблении други­ми товарами и предпосылки для развития конкуренции ограниче­ны либо отсутствуют.

Монополия характеризуется следующими чертами:

1. на рынке представлен один субъект или группа лиц, высту­пающих консолидированно;

2. товар облает уникальными, только ему присущими свой­ствами, в силу чего не является взаимозаменяемым товаром, т. е. не может быть сравним по своему функциональному назначе­нию, применению, качественным и техническим характеристи­кам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производствен­ных целях);

3. контроль за ценообразованием и объемами производства осу­ществляется только монополистом; конкуренты (реальные или по­тенциальные) такой возможностью не обладают;

4. спрос на производимые в условиях монополии товары не яв­ляется эластичным.

Эластичный спрос наблюдается в случае, когда изменение цены на товар вызывает обратное изменение выручки от реализации этого товара: если цена товара увеличивается, то общая выручка уменьшается; и наоборот, если цена уменьшается, то общая вы­ручка повышается.

При неэластичности спроса изменение цены вызывает прямое изменение общей выручки: если цена товара увеличивается, то об­щая выручка также увеличивается. И в этом случае механизмы уста­новления справедливых равновесных цен не работают, поскольку спрос на товар есть, а конкуренции (как естественного ограничи­теля устремления монополиста) нет. Поэтому в этом случае необхо­димо публичным (принудительным, административным) способом обеспечить справедливость цены на товар;

5. полная информация на рынке отсутствует. В этом случае мо­нополист стремится искусственно ограничить доступность и рас­пространимость информации, создавая тем самым дополнитель­ный барьер для развития конкуренции;

6. существуют барьеры для организации бизнеса, преодоление которых невозможно или крайне затруднительно.

Виды монополий на рынке:

Государственная монополия – направленная на обеспечение публично-правовых интересов монополия, созданная в импера­тивном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста) формы контроля и ре­гулирования его деятельности, а также компетенцию контроли­рующего органа.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при ко­тором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсут­ствие конкуренции в силу технологических особенностей произ­водства (в связи с существенным понижением издержек производ­ства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (абз. 2 ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Законодательно деятельность субъектов естественных моно­полий регулируется в следующих сферах:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· железнодорожные перевозки;

· услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

· услуги общедоступной электросвязи и общедоступной по­чтовой связи;

· услуги по передаче электрической энергии;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в элек­троэнергетике;

· услуги по передаче тепловой энергии;

· услуги по использованию инфраструктуры внутренних во­дных путей.

Временные (открытые) монополии – монополии, сложившиеся на товарном рынке в силу временного отсутствия конкуренции и приобретения тем самым хозяйствующими субъектами вре­менных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Появление временных монополий может обуславливаться:

· созданием и выводом на рынок нового товара (работы, услуги);

· неразвитостью определенного рынка товаров (работ, услуг);

· использованием предпринимателем более эффективных форм организации и осуществления предпринимательской дея­тельности;

· экономической концентрацией капиталов у определенного хозяйствующего субъекта (субъектов).

ФЗ «О защите конкуренции», устанавливая правила, определяющие пределы допусти­мого поведения хозяйствующих субъектов, занимающих моно­польное положение на рынке, использует понятие доминирующего положения и устанавливает два критерия, характеризующих по­ложение хозяйствующего субъекта на рынке в качестве доминиру­ющего – субъективный и количественный.

Субъективный критерий предполагает наличие у хозяйству­ющего субъекта возможности оказать воздействие на состояние конкуренции посредством как влияния на условия обращения то­вара, так и на самих конкурентов путем их устранения с рынка или недопущения на рынок.

Количественный критерий дополняет субъективный, опреде­ляя размер доли хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке, при достижении которой презюмируется возможность оказания воздействия на состояние конкуренции.

В п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции», закрепляющем понятие доминирующего по­ложения, используются оба этих критерия.

Доминирующим положением признается положение хозяйству­ющего субъекта или нескольких хозяйствующих субъ­ектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влия­ние на общие условия обращения товара на соответствующем то­варном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот то­варный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяй­ствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает трид­цать пять процентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: