Условие максимизации прибыли монополистом

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесияконкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом,осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно,возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистомпроисходит в соответствии с рыночным спросом.Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия. Рисунок 30. Спрос и предельный доход монополиста Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу большепрежде предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемыйдоход (MR) будет меньше новой цены товара (P2), так как и весьпредыдущий объем предложения придется реализовать по более низкой цене P2..
MR = P2 - (P 1 - P2)*Q1 < P2
Рисунок 31. Кривые спроса и предельного дохода монополиста Условие равновесия:
MR = МС
Оно сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно предлагатьдополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительногодохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки. а). Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизироватьприбыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержкимонополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя. Рисунок 32. Максимизация прибыли монополистом. Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма - монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm. Поскольку в данном случае ATCm < Pm, то прибыль,исчисленная по формуле Pr = (P m - ATC m) * Q m принимает положительные значения. б). В краткосрочном периоде может случиться так, что монополист будетвынужден осуществлять предложение товаров, чтобы минимизировать убытки.Это может произойти в случае, если соотношение между рыночной ценой и издержкамив точке равновесия описывается неравенством: AVCm < Pm < ATCm. Если монополист не будет осуществлять предложение в этихусловиях и прекратит производство, его убытки будут больше на величину (Pm - AVCm) * Qm. Таким образом, фирма - монополистминимизирует убытки, производя в краткосрочном периоде объем Qm. Рисунок 33. Минимизация убытков монополистом 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольнаяполитика государства. В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно. Рисунок 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных производителей Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика, следующие:· Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm > MC. Предельнаяполезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные издержки.Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли,ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm > Qc.· При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm > ATCmin).При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того, чтомонополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономиюиздержек благодаря положительному эффекту масштаба. Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста: · расходы на поддержание монополистических барьеров; · отсутствие угрозы конкуренции. Одним из нежелательных проявлений монополизма является установлениедемпинговых цен [23], котороеиспользуется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов.В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма всесовременные государства проводят антимонопольную политику.Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в СШАи других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательстворазвивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономикина эффективное развитие.Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма вмасштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода крыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этимигигантскими масштабами монополизма.Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:· монополизация рынка явным ооразом;· фиксирование цен;· слияние компаний, в результате которого возможна монополизациярынка;· переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могутдоминировать на рынке;· осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, необусловленной различиями в издержках);· связанные и исключительные контракты.Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в КонституцииРоссийской Федерации 1993 г.В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.Закон запрещает такие действия, как:· принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей припроизводстве и реализации продукции;· изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита нарынке, либо повышения цен;· создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другимхозяйствующим субъектам;· включение в договор дискриминирующих условий, которые ставятконтрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующимисубъектами;· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;· раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимыхтоваров, либо по кругу продавцов или покупателей· другие.Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ(Государственный Антимонопольный Комитет Российской Федерации).В его функции входит:· контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании,реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;· выработка рекомендаций органам власти и управления о проведениимероприятий, способствующих поддержанию конкуренции;· разработка и осуществление мер по демонополизации производства иобращения;· контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могутпривести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов. Доминирующим признается положение фирмы, доля которой на рынкеопределенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ, заисключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря напревышение предельной величины, его положение на рынке не являетсядоминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующегосубъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его нарушения:· принудительное разделение хозяйствующих субъектов;· применение штрафных санкций;· регулирование цен и тарифов естественных монополий[24];· уголовная ответственность (в крайних случаях).Ценовая политика естественных монополий регулируется тарифными комиссиями.Для иллюстрации мотивов определения цен на продукцию естественныхмонополистов рассмотрим рисунок. Рисунок 35. Регулирование цен естественных монополий · R: Установление общественно оптимальной цены: PR=МС. Общественно оптимальная цена вызовет эффективное распределениересурсов, но может привести к возникновению убытков, покрытие которых должновзять на себя государство.· F: Установление цены, обеспечивающей “справедливую”прибыль: цена, установленная из соотношения PF=ATС позволяет монополии покрывать издержки и получать нормальную прибыль.Существуют трудности в реализации антимонопольной политики в целом. Онисвязаны с количественным определением монополии, а также с недостаточнойэффективностью регулирования, высокими затратами на осуществлениерегулирующих воздействий. Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов.Заработная плата Вопросы: 1. Спрос на экономические ресурсы.2. Рынок труда и заработная плата.3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночногохозяйства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: