Теория игр и поведение олигополиста
Картель и его устойчивость
5. Олигополистическая конкуренция
6. Монопольная власть и экономическая реформа в России
Понятие и основные черты олигополии
Олигополией называется рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Последнее не столь важно, ибо главное содержание олигополии заключается именно в небольшом количестве производителей.
Отсюда вытекают принципиальные отличия олигополии от других известных рыночных структур: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции. Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях. Этого нет при совершенной конкуренции, когда фирма просто приспосабливает свой выпуск к рыночной цене, остающейся неизменной вне зависимости от выпуска фирмы. В условиях монополии подобная проблема не возникает вообще, поскольку конкурентов здесь нет по определению. В случае монополистической конкуренции конкуренты имеются, но их настолько много, что решение одной фирмы (например, снижение цены) слабо затрагивает интересы остальных, так как сбыт каждой из них снижается незначительно.
|
|
Фундаментальной характеристикой олигополии является, таким образом, осознание фирмами своей взаимозависимости. Во всех остальных случаях фирмы ориентируются в своих действиях на рыночный спрос, являющийся своеобразным экраном действий всех конкурентов (когда они есть) и потребителей. При олигополии, напротив, каждая фирма в состоянии идентифицировать своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений.
Подобно монополиям, олигополисты функционируют на разных уровнях. Так, на рынке мобильной телефонной связи в нашей стране доминируют три компании, «Аэрофлот» и «Трансаэро» являются олигополистами на некоторых авиационных маршрутах, в данном регионе действует несколько нефтяных компаний, в некоем поселке работают два продовольственных магазина.
Олигополисты, также как и монополисты и монопольно-конкурентные фирмы, обладают рыночной властью и являются ценоискателями. Это означает, что фирма не приспосабливается к рыночной цене как к заданной, но способна воздействовать на нее, а значит и на положение других фирм. Отсюда вытекает стратегическое поведение олигополий, когда решения принимаются в расчете на ту или иную реакцию конкурентов.
|
|
Олигополия сохраняется благодаря существованию барьеров, закрывающих или затрудняющих вход новых фирм на рынок. Эти барьеры могут быть следующими:
- Барьеры инстуционально-правового характера. Связаны с государственной политикой, предоставляющей ограниченному числу фирм исключительные права на деятельность в данной отрасли, таможенными ограничениями и т.д. В России в условиях усиления государственного присутствия в экономике движущей силой, поддерживающей существование монополий и олигополий, выступает неофициальное использование т.н. «административного ресурса». Федеральные или местные власти опекают связанные с ними фирмы, одновременно препятствуя деятельности других;
- Собственность на какой-либо ресурс. Бывает так, что только несколько фирм обладают необходимым для производства данной продукции ресурсом;
- Возрастающая отдача от масштаба, ведущая к сокращению затрат на единицу выпускаемой продукции по мере увеличения объема производства. В теме 11, п. 1 говорилось, что это может привести к возникновению естественной монополии. Но бывает и так, что минимальные затраты на единицу выпуска достигаются в том случае, когда на рынке остается не одна, а несколько фирм. Мы имеем в результате естественную олигополию;
- Абсолютные преимущества в затратах. Это означает, что уже укоренившиеся в отрасли фирмы имеют преимущества в затратах перед новичками при любых объемах выпуска. Последнее может быть следствием накопления действующими фирмами производственного и коммерческого опыта (т.н. «эффект обучения») либо успешно налаженной ими вертикальной интеграции, позволяющей получать необходимые ресурсы по пониженным тарифам;
- Дифференциация продукта. Бывает так, что для успеха на рынке необходимо предлагать потребителям всю гамму однородных товаров. Новичкам это может быть сложно, а кроме того старожилы отрасли пользуются, как правило, определенным кредитом доверия у покупателей.
Сложность изучения олигополии заключается в отсутствии единой, приемлемой для всех ситуаций модели олигополистического поведения, поскольку в каждом конкретном случае олигополист ведет себя так, как позволяют его собственные возможности и ожидаемая реакция конкурентов.
При этом существуют следующие основные формы олигополистического соперничества:
- конкуренция посредством изменения объема выпуска;
- конкуренция посредством изменения цены;
- конкуренция посредством дифференциации продукта.
Возможно, олигополисты вообще откажутся от соперничества, предпочтя ему сговор и формирование картеля.