Слушать людей

Эмоциональный интеллект напрямую связан со способностью чувствовать эмоции собеседника. Слу­шать и понимать людей – это единственный путь к влиянию в этом мире (папка – обучающая литература).

В рамках исследования эмоционального интел­лек­та ученые Селавей и Мейер замерили EQ и лич­ные качества 503 взрослых и 229 подростков. Имен­но умение слушать оказалось напрямую связан­ным с уровнем эмоционального интеллекта (другие ­факторы и показатели, согласно исследованию, не влияют на конечный результат). Только открытость и сопереживание заметно сказываются на полученных результатах. Наш уровень эмоционального интеллекта однозначно указывает на навык слушать. Умение слушать людей – ключевое в эмоциональ­ном интеллекте.

Джек Уэлч (легендарный генеральный директор GE) ввел понятие «множества свитеров менеджеров» – на руководителях в компании надето столько «предохраняющей одежды», что они оказываются совершенно бесчувственными к изменениям на рын­ке и находятся в заблуждении относительно реаль­ной ситуации в собственном отделе или филиале. Уэлч в момент перестройки сократил иерархию в компании с 29 до 6 уровней, а также ввел практику широкого использования анонимных опросов, чтобы быть в курсе истинного состояния дел и настроения людей. Как результат – при введении той или иной инновации он мог анонимно «выслушивать» своих сотрудников. Многие ли из великих организаций осознают, что их сотрудники лишены реального права голоса? Вы покупаете их руки, но не находите применения их сердцам, если вы не научились слушать людей.

Такому стилю поведения можно научиться при условии, что, как говорил Гоулман (1998), будущие лидеры получат соответствующую подготовку и поддержку. Реалии повседневного лидерства представляют явное противоречие тому, что мы представляем под лидерством вообще. Нам кажется, что настоящие лидеры совсем по-другому устроены.

Конечно, настоящие лидеры действуют согласно детально разработанного плана игры, который известен только им одним и который предусматривает все детали поведения в трудных ситуациях. (Тайм-менеджмент)

Весь секрет, на самом деле, в том, что за огромным количеством короткого и разнообразного общения действительно скрывается определенный план намерений, которого и придерживается лидер. Но это не всеохватывающий детальный план действий, в котором во всех мелочах предусмотрены и предсказаны всякого рода случайности. Скорее это представляет собой некое суммирование того, что (а в некоторых случаях и кто) может быть полезным в кратко-, средне- и долгосрочном планах. Этот план достаточно подвижен, он постоянно пересматривается и модернизируется и служит ментальным шаблоном, к которому можно приложить для сравнения определенную ситуацию. Это, если хотите, — компас и карта территории, а не детально разработанный план маршрута.

Настоящий действенный лидер всегда продумывает, кем, где, когда и с чем ему надо работать и как лучше это сделать. И только в соответствии с этим шаблоном проходят короткие и разнообразные встречи и беседы. Здесь как раз очень многое зависит от подготовки. Большое внимание должно уделяться аргументам, которые использует лидер для того, чтобы воспользоваться своим благоприятным положением и влиянием (папка – обучающая литература).

В своей ставшей уже известной классической книге по вопросам обучения и тренировки Уитмор (Whitmore, 1996) страстно рассуждает о необходимости помочь людям найти то, что он описывает как «их собственную внутреннюю игру». В качестве примера он приводит прогресс в спортивном тренерском деле, где отошли от принципов постоянного совершенствования техники мастерства (что имеет конечные пределы) и пришли к совершенствованию полного самосознания — сознания тела и духа. Человек учится находить полную взаимосвязь своего собственного природного ритма со своей целью, и это приводит к тому, что наилучшая личная методика поведения вырабатывается в самом человеке. И когда человек, наконец, овладевает личной методикой поведения, тогда можно освоить уже и другие, сторонние методики, однако при условии, что они полностью соответствуют сформировавшейся основной внутренней гармонии.

Он считает, что подготовка и обучение осуществляются эффективно в пределах основного набора принципов:

  • вера в то, что люди имеют врожденные способности, но у большинства людей их способности раскрыты не до конца; (Теория Мак-Грегора: папка - мотивация)
  • подготовка и обучение должны развивать чувство высокого самосознания и быть направленными на деятельность человека;
  • если людям должным образом предлагают подготовку и обучение и если человек сам сознает необходимость этой подготовки, тогда присутствует существенная возможность добиться больших позитивных перемен.

Подготовка, направленная на развитие лидерских способностей, начинается с того, что определяются ключевые действия/задачи, которые крайне необходимы лидеру для достижения успеха. Затем необходимо установить круг людей, которые обеспечат выполнение этих задач, и разработать способы, которые позволят лидеру убедить этих людей или каким-либо иным способом подвести к выполнению этих задач. Проанализировать прошлые, настоящие и будущие возможности, большие и малые, которые могут поддержать, развить или изменить планы самого лидера. Это может включать в себя анализ других видов деятельности, которые могут иметь отношение к плану, ценность проведенных бесед. Затем для разработки дальнейших действий планируются дискуссии. Для того, чтобы достичь максимальных результатов, необходимо использовать все формы обратной связи, направленной на развитие поведенческого управления лидера. Во время процесса подготовки и обучения подобные обзоры должны проходить достаточно часто до тех пор, пока обучаемый сознательно и подсознательно не овладеет необходимыми навыками.

Формирование способностей к лидерству, которые на постоянной основе проявляются в поведении и в деятельности, является своего рода искусством в миниатюре и миниатюры. Большое внимание здесь сосредоточено на настойчивости и деталях, гибкости и содействия. Следует признать, что лидерство — это соединение запланированных и гибких действий и стилей поведения.

Способности, необходимые лидеру:

  • глубокое понимание отличий управления и лидерства; осознание ожиданий подчиненных от руководителя (основные из которых сводятся к лидерству); понимание, из каких действий состоит лидерство.
  • умения использовать различные виды авторитета при взаимодействии с различными категориями сотрудников и понимание способов укрепления собственного авторитета.
  • умения формировать и поддерживать высокий уровень приверженности команды поставленным целям для их достижения.
  • умения анализировать уровень и факторы мотивации (satisfiers, incentives, fulfillers) каждого сотрудника и наработка конкретных методов мотивации сотрудников с целью обеспечения необходимого уровня воодушевления команды для достижения поставленных целей;
  • умение определять резервы эффективности сотрудников и умение их задействовать.
  • умение использовать в своей работе эффективные способы предоставления обратной связи для развития сотрудников и поддержания их мотивации на необходимом уровне.
  • навыки делегирования для развития и мотивации сотрудников.
  • навыки управления эффективностью персонала (делегирования, контроля и оценивания); усиление гибкости и адаптивности стиля руководства.
  • навыки планирования и анализа

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: