Www.ShiaNet.Ru

Если при прочтении данной брошюры

у Вас возникли вопросы или предложения, просим Вас писать на e-mail:

rabitat@ukr.net

Бог в Исламе

F

اَلْحَمْدُ لِلّهِ الاَْوَّلِ بِلا أَوَّل كانَ قَبْلَهُ، وَالاْخِرِ بِلا آخِر يَكُونُ بَعْدَهُ، الَّذي قَصُرَتْ عَنْ رُؤْيَتِهِ أَبْصارُ النّاظِرينَ، وَعَجَزَتْ عَنْ نَعْتِهِ أَوْهامُ الْواصِفينَ.

اِبْتَدَعَ بِقُدْرَتِهِ الْخَلْقَ ابْتِداعاً، وَاخْتَرعَهُمْ عَلى مَشِيَّتِهِ اخْتِراعاً، ثُمَّ سَلَكَ بِهِمْ طَريقَ إِرادَتِهِ، وَبَعَثَهُمْ في سَبيلِ مَحَبَّتِهِ، لايَمْلِكونَ تَأْخيراً عَمّا قَدَّمَهُمْ إِلَيْهِ، وَلا يَسْتَطيعُونَ تَقَدُّماً إِلى ما أَخَّرَهُمْ عَنْهُ، وَجَعَلَ لِكُلِّ رُوح مِنْهُمْ قُوتاً مَعْلُوماً مَقْسُوماً مِنْ رِزْقِهِ، لا يَنْقُصُ مَنْ زادَهُ ناقِصٌ، ولا يَزيدُ مَنْ نَقَصَ مِنْهُمْ زائِدٌ.

Хвала и благодарность Аллаху, Перед которым ничего и никого не было и после Которого никого и ничего не будет, до и после которого нет никого! Аллаху, которого не в состоянии узреть зрячие глаза и описать глубокие мысли! Своим могуществом Oัн сотворил существа и по Своей воле вдохнул в них жизнь, направил их по пути, который; избрал для них, и наставил на путь Своей! любви!

Когда Он отправляет их вперёд, никто не может вернуть их, а когда Он возвращает их, нет силы, которая могла бы заставить их двинуться вперёд.

Он определил пропитание и богатство каждого живого существа, так что никто не может даже частично сократить богатство того, кому дано много, или немного добавить к имуществу того, кому дано мало.

(Сахифа Саджадия МОЛИТВА ПЕРВАЯ)

Глава 1

Отношения между Богом и человеком.

Аллаh* (* примечание: буква h применена для обозначения звука, который в арабском языке передается харфом ه, произносится как украинская г для правильного произношения имени Бога) – Величайший Создатель всего мира. Он – Создатель людей, существующих в этом мире. Он дает им все, - то есть, от Него они всё получают, что достигают, трудясь и прилагая старания в своей деятельности, все получают от Него. И они нуждаются в Нем.

Аллаh говорит в Священном Коране:

Что означает: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллаhе во всём. Только Аллаh не нуждается ни в чём. Он - Достохвальный и Преславный и заслуживает постоянного восхваления».

(Сура 35 Фатыр, аят 15).

Бог относится к людям с милостью любовью, хотя они нуждаются в Нем. И Он, Который с милостью относится к людям, то есть Он единственный, который так относится к ним. Он жалеет людей больше чем их родители. Все суры Корана (из 114-ти Сур 113-ть) начинаются со слов:

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаhа, Милостивого, Милосердного. Аллах говорит в Священном Коране:

{و رحمتىِ وسعت كل شىءٍ}

Что означает: «… а милость Моя объемлет всякую вещь - всё сущее».

(Сура7 Аль-А’раф, аят 156)

Если бы человек имел эту милость, он бы не использовал её в отношениях с людьми. В Священном Коране сказано:

Что означает: «Скажи (о Мухаммад!) этим многобожникам: "Если бы вы владели всеми сокровищами блага Господа моего, вы бы всё равно скупились из-за боязни обеднеть. Ведь скупость - одна из черт характера человека, а Аллаh - богатый и щедрый. Он даёт по Своему желанию, кому хочет и что хочет, и ниспосылает те знамения, которые Он пожелает, а не как желают люди. Он во всём этом мудр и знающ!»

(Сура 17Аль-исра’, аят 100)

И это говорит о большой любви, щедрости и всепрощении Аллаhа по отношению к человечеству. В результате этой Милости, Аллах послал нам пророков и посланников, чтобы спасти человечество. И последним посланником, которого отправил Аллаh с милистью к людям был пророк Мухаммад (Да благословит Аллаh его и Род его).

Что означает: «Мы послали тебя, о пророк, только как милость для обитателей миров».

(Сура 21 Аль-Анбия, аят 107).

И Аллаh этой милостью позволил людям обращаться к Нему в ду-а (мольбах), где человек обращается к Нему напрямую без посредников.

Что означает: «Я знаю, что делают Мои рабы. Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад!) спрашивают: "Близок ли Аллаh к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?" Скажи им (о Мухаммад!), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого - молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне верой в Меня и послушанием. Может быть, они пойдут праведным путём!»

(Сура 2 Аль-Бакара, аят 186)

С помощью молитвы человек общается с Аллаhом и просит то, что он хочет и что ему нужно. Аллаh открыл дверь молитвы и Ему не было жалко все исполнить. Сказал посланник Аллаха: «Обращайтесь к Богу своими просьбами и обращайтесь со своими проблемами и бедами. И обращайтесь с искренностью и просите и молитесь Ему. Не бывает, чтобы верующий просил у Аллаhа и Он отказывал ему. Либо выполняет эту молитву в этой жизни, либо откладывает на последующую, или прощает его грехи, поскольку он Ему молился». Аллаh приказывал человеку выполнить (соблюдать) молитвы, которые на самом деле не нужны Аллаhу, а наоборот, человечество нуждается в них, чтобы люди жили в мире и в добре. И приказывал им честность и доверительность и запретил им убивать, и заповедал не воровать, воздерживаться от зла и подобное этому, так же Он приказывал им совершать молитву (салят). Сказано в Священном Коране:

Что означает: «Читай (о пророк!) Книгу Аллаhа и не обращай внимания на неверных, и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает того, кто вершит её, от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаhа (шариат) запрещают. Богобоязненность и поминание Аллаhа в смиренной молитве и другие добрые деяния - самое главное, и за это будет большая награда. Поистине, Аллаh знает ваши деяния, и за них Он вам воздаст».

(Сура 29 Аль-Анкабут, аят 45),

Аллаh заповедал соблюдать пост, который напоминает верующему человеку о бедных и голодных, также и другие молитвы, напоминающие об этом.

Эти близкие отношения между Аллаhом и человеком являются основой для создания доброго интернационального общества, в котором распространяется мир и спокойствие. В котором человек может жить счастливо и спокойно.

Глава 2

Видимый мир как доказательство

существования Создателя.

Некоторые говорят: «Бога нет, потому что я Его не могу увидеть». Но ведь каждый день мы сталкиваемся в жизни с массой вещей, которые не можем видеть, но тем не менее мы знаем что они существуют.

Мы не можем видеть ветер, но мы знаем, что он существует, потому что видим, как он раздувает сохнущее на веревке белье и колеблет листья на деревьях.

Мы не можем видеть электричество. Но мы знаем, что оно существует, потому что видим свет, излучаемый электрической лампочкой.

Мы не видим воздух. Но мы знаем, что он существует, потому что не можем прожить без него ни минуты.

Мы не можем видеть любовь, но мы чувствуем ее проявление, когда кто-нибудь заботится о нас.

Мы не можем увидеть Бога. Но мы знаем, что и Он существует, потому что видим прекрасный мир вокруг себя. Он полон прелести и красоты и изумителен по своему устроению, от мельчайших насекомых до бесконечной вселенной.

Ни одна вещь не образуется по воле случая. Как, например, не возникает сама по себе книга: слова не прилетают по воздуху и не приземляются случайно в правильном порядке. Кто-то должен расположить их так, чтобы в сочетании друг с другом они приобрели определенный смысл. Следовательно, у каждой книги должен быть автор – тот кто бы ее написал. Картина должна иметь своего автора: она произведение какого-то художника. Здание не возникает без определенного плана – для его постройки требуется архитектор.

Стоит рассмотреть хотя бы один пример с кислородом присутствующим на Земле. Из всего кислорода, присутствующего на Земле 80% присутствует в морях и океанах, а 20% - в атмосфере. И эта часть в атмосфере составляет 21% от компонентов атмосферы. Если бы эта составляющая кислорода увеличилась на 1%, то все на земле сгорело бы, а если бы эта составляющая уменьшилась на 1%, то никто не смог бы дышать. Это лишний раз подтверждает то, что ничего не возникло случайно само по себе!

И так же с нашим мирозданием. Оно не возникло случайно, само собой.

Кто-то спланировал его и собрал воедино его части. Этого великого Проектировщика, Архитектора, Творца мы называем Бог, или по-арабски – Аллаh.

Говорят, что у старой женщины, прявшей нить, спросили: «Чем ты можешь доказать существование Аллаhа?» Старуха сразу прекратила пряжу, и как только остановилось прядильное колесо, сказала: «Подобно тому как это прядильное колесо не может вращаться само по себе, как же можно утверждать, что этот огромный мир, эта огромная вселенная вращается без своего вращателя и само по себе может продолжать свое вращение!»

Люди, отдалившиеся от своей божественной сути, погрязшие в грехах и чувственных вожделениях, в момент возникновения опасности, например, в момент опасности в самолете или в автомобиле, увидев, что им никак не удастся спастись, взывают к милости и помощи господней, то есть в этот момент в них в самой верной форме пробуждается чувство познания и преклонения перед Господом. Человек в такие моменты приближается к Первоначальному состоянию (фитрат). Сказано в Священном Коране:

Что означает : «Когда вас постигнет беда или подвергнетесь вы опасности на море, вы забываете всех ваших идолов, к которым вы взывали, и вспоминаете только Аллаhа и никого, кроме Него. Когда же Он спасёт вас от бедствия и поможет вам достичь суши, вы отвращаетесь от Него, Единого, и не испытываете признательности, ибо человек, поистине, неблагодарен!»

(Сура 7 Аль-Исра, 67).

Шестой непорочный имам мусульман его светлость имам Джафар ас-Садык (Да будет мир ему) в весьма лаконичной форме касается этого вопроса. Некто попросил его светлость сориентировать его к Богу и Творцу миров (то есть, высказать ему довод к существованию Бога). Его светлость сказал:

-Плыл ли ты на корабле?

-Да.

-Случилось ли с тобой такое событие, чтобы твой корабль потерпел крушение и нс было бы рядом другого корабля, чтобы снасти тебя, и ты бы не умел плавать, чтобы спасти свою жизнь (то есть, так, чтобы ты со всех сторон был бы лишен возможности получить помощь?)

-Да.

-В тот момент, когда ты лишился последней надежды на получение помощи и спасение, не зародилось ли в глубине твоей души сознание о том, что кто может снасти тебя?

-Почему же, в своей душе я чувствовал, что есть сила, способная спасти меня от неминуемой гибели! Его светлость имам Джафар ас-Садык (Да будет мир ему), сказал:

-Та сила, которую ты осознал в тот момент, есть тот самый Бог.

То есть, тот самый, кого в момент страха и беспомощности может волей-неволей заметить человек, в этот момент возвращаясь к первоначальному состоянию, та самая сила, которая движет человека в Его сторону, когда отходит в сторону пелена самовозвеличивания, эгоизма, упование на людей и мирскую жизнь - есть Бог, Творец миров, Устранитель всех потребностей и Спаситель всех попавших в бедствие.

Одним из доказательств существования создателя является порядок и гармония во Вселенной. Взаимозависимость ее составляющих. Можно ли сказать, что вся эта грандиозная система была создана сама по себе?

Может ли человеческий разум позволить себе такое, чтобы солнце, луна, звезды, периоды года, смена дня и ночи, всё и вся не имели своего Творца и были созданы сами по себе? Муфаддал один из учеников шестого имама его светлости Садыка (Да будет мир ему) как-то сказал его светлости: «Когда мы даем пояснения по поводу порядка и строя в мире Творения, материалисты, сомневающиеся в существовании Бога или отрицающие Его существование, говорят, что все это создано природой!»

Его светлость имам Садык (Да будет мир ему) в ответ сказал: «Если они под природой подразумевают то, что имеют ум, силу и волю, то это Бог и они ошибаются в его названии. Если же они под понятием природы подразумевают то, что не имеет мудрости, могущества и воли, то это невозможно, ибо ничего не смыслящая природа не может создать такую удивительно точную и упорядоченную мировую систему. (Пересказ из «Тохид-е мофассал», стр. 55, неджефское издание)

Короче говоря, разум требует, чтобы мир бытия имел бы своего Творца, всезнающего и всесильного, то есть Бога, и совершенно невозможно, чтобы неразумная природа могла бы создать такую четко действующую систему.

Сказано в Священном Коране:

إنَّ فِى خَلْقِ السَّمَوَتِ وَ الْأَرْضِ وَ اخْتِلَفِ الَّيْلِ وَ النَّهَارِ وَ الْفُلْكِ الَّتِى تَجْرِى فِى الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّـاسَ وَ مَآ أَنزَلَ اللهُ مِنَ السَّمَآءِ مِن مَّآءٍ فَأَحْيَــا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَ بَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَ تَصْرِيفِ الرِّيَـــحِ وَ السَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَآءِ وَ الْأرْضِ لَأَيَتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ {١٦٤}

Аллаh послал знамения каждому разумному человеку о Своём существовании и Божественной мощи. Поистине, в устройстве небес, где регулярно движутся планеты и откуда идут тепло и свет для нашего мира, в творении земли, где море и суша, в полезной смене дня и ночи, в кораблях, которые плывут по морям, чтобы перевозить людей и необходимые им грузы, в воде, которую Аллаh низводит с неба и оживляет ею землю, растения и скот, во всем сущем, что Он рассеял по земле, в смене ветров и движении облаков, принуждённых носиться между небом и землёй, - знамения Аллаhа для тех, кто разумеет! Разве это было создано само собой, или это творение Аллаhа Всеведущего и Всемогущего?

(Сура 2 аль-Бакара,164).

Скоро Мы покажем этим неверным, отрицающим, Коран, Наши доводы и знамения - и в небесах, и на земле, и в них самих, - доказывающие, что ты правдив, чтобы им стало ясно, что ты пришёл (к ним) только с непреклонной Истиной - Кораном. Неужели они отрицают Наши явные знамения и доказательства, которые Мы им представили? Разве не достаточно для Твоего Господа, что Он объемлет всякую вещь?

(Сура 41 Фуссылат, аят 53).

Глава 3.

Единство Аллаhа,

Его Вечность и отсутствие подобия.. ленной создано из ничего и это не противоречит здравому смыслу, т. кроме Алла

Сказано в Священном Кор’ане: (Сура «Аль-Ихлас»)

بِسْـــــمِ أللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــيمِ

قُلْ هُوَ اللهُ أَحَد{١} اللهُ الصَّمَدُ{٢} لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يُولَدْ{٣} وَ لَمْ يَكُن لَّهُ كُفــُــوًا أَحَــــدُ{٤}

Что означает: Во имя Аллаhа Милостивого ко всем на этом свете и только для верующих на Том Свете. 1 Скажи: «Он – Аллаh Единый, 2 Аллаh Самодостаточный (не нуждается ни в ком и ни в чем, а все нуждаютсяч в Нем). 3 Он не родил и не был рожден, 4 и нет никого равного (или подобного) Ему».

Рассказывается, что эта сура была ниспослана Пророку Мухаммаду (Да благославит Аллаh его и Род его) в ответ на вопрос группы иудеев: «каков твой Бог, опиши нам Его качества». Аллах Всевышний дал в четырех Аятах данной Суры исчерпывающий ответ. Здесь содержится ответ не только иудеям, но и христианам. Бог – Един, Слово /ахад/ происходит от /вахда/.

Некоторые толкователи полагают, что во многих случаях слова /ахад/ и /вахид/ означают одно и то же. В рассматриваемом аяте слово /ахад/ взаимозаменяемо со словом /вахид/, когда последнее используется в качестве эпитета, характеризующего Аллаhа, поскольку /аль-ахад/ используется только применительно к Аллаhу и означает ‘Единственный’; Уникальный; Тот, Кто всегда один и единственен; Неделимый; Тот, Кто един в Своей Власти, Сущности и атрибутах. Для указания на Единство Бога в данном аяте говорится, что Бог – это Аллаh, то есть Один. Один в смысле Абсолютной Единственности Его Сущностного Бытия, а не с точки зрения количественного подхода, который допускает наличие второго, третьего и так далее. Здесь же речь идет о Единственном, не имеющем себе подобных. Он, Аллаh Вечный, Самодостаточный. Арабское слово الصَّمَدُ (ас-Самад) имеет такой смысл, что Бог ни от кого и ни от чего не происходит, и ни в чем и ни на чем. Он – Создатель и все создал Своей силой. Все имеет конец, а Он не имеет конца. Он знает все о прошлом и будущем.

В исламских преданиях, комментариях и словарях приводится множество значений слова /самад/.

Ракиб в своей работе Муфрадат пишет, что ‘самад значит Господин, тот, к кому обращаются при решении важных вопросов’. Некоторые полагают, что ‘самад’ – это ‘что-то монолитное, не имеющее внутри пустот’.

Это слово означает ‘Господин’ и применительно к Аллаhу, поскольку Ему подвластны все земные дела. ‘Самад’ означает того, кто занимает высочайшее положение, Господина, которому человек подчиняется, к которому обращается за помощью, в содействии которого нуждается. Это слово означает также Того, выше Которого никого нет, или Того, Кто продолжает существовать и после гибели всех Его творений.

Имам Хусейн ибн Али (Да будет мир ему) в одном из преданий привел пять значений слова ‘самад’:

1. Самад – это Господин, обладающий высшей властью.

2. Самад – это Сущность и бытие, пребывающие вечно и не имеющие конца.

3. Самад – это сплошная однородная Реальность.

4. Самад – это Тот, Кто не нуждается в еде и питье.

5. Самад – это Тот, Кто не спит.

В предании от имама Али ибн аль-Хусейна ( Да будет мир ему ) сказано: “Самад – это Тот, у Кого нет сотоварищей, который может все защитить и для которого нет тайн”.

Некоторые толкователи считают, что /самад/ значит ‘не зависящий ни от кого’, то есть Воплощение Совершенства; Тот, к Кому все обращаются за помощью; Тот, Кто вечен в Своем бытии и совершенстве; Тот, Кто не нуждается ни в каких материальных благах; Тот, Кто вызывает удивление и благоговение при попытке понять Его с помощью разума. Для Его всеобъемлющего знания нет тайн ни в чем, даже в людских помыслах. Он бесконечен во всех аспектах своего бытия и в своих атрибутах.

Слово ‘самад’ имеет столько значений, что мы не можем перечислить все из них. К тому же, перевод всех имен или атрибутов, приведенных для пояснения этого понятия, не в состоянии передать их точное значение.

В одном из преданий повествуется о том, как жители Басры послали письмо имаму Хусейну ( Да будет мир ему ) с просьбой пояснить смысл слова /самад/. Имам ( Да будет мир ему ) ответил: “Во имя Аллаhа Милостивого, Милосердного! Не ведите пустых разговоров о Коране и не обсуждайте его, если вы ничего (в нем) не смыслите. Поистине, слышал я от своего деда, Посланника Аллаhа ( Да благославит Аллаh его и Род его ), такие слова: ‘Тот, кто рассуждает о Коране, не зная его, будет гореть в пламени Ада’. Сам Аллаh объяснил, что такое ‘самад’: ‘Он не родил и не был рожден’, ‘И нет никого, равного Ему’. Да, Аллаh есть ‘самад’, Тот, у Кого нет начала, и для Кого чужды телесность и пространственные измерения. Он Творец всего сущего, и все порождено Его Властью. То, что сотворено Им, чтобы умереть, погибнет по Его Воле, а то, что Он сделал бессмертным, останется в Его знании. Таков Аллаh, аль-Самад”.

В Благородном Коране сказано:

Что означает: «Аллаh не простит того, что вы придаёте Ему в сотоварищи другие божества, но простит другие грехи, кому пожелает из Своих рабов. Тот, кто измышляет в сотоварищи Аллаhу другие божества, совершает великий грех и никогда не получит прощения Аллаhа».

(Сура Ан-Ниса, 48)

В другом месте приводится что Али (Да будет мир ему) говорит: «посланник Аллаха к комментарию аята:

{هل جزآءُ الإحسانِ إَِّلا الإحسَانُ}

«Есть ли воздаяние за добро кроме добра» (сура 55 Аят 60) сказал: «Всякий кто придерживался единобожия тому рай обещанный».

Его светлость имам Садык (Да будет мир ему) передает, что его светлость имам Али (Да будет мир ему) говорил в мечети Куфы когда один человек подошёл к нему и сказал: «О повелитель правоверных опиши нам Аллаhа, чтобы наша любовь усилилась по отношению к Нему». Имам Али сказал: «Пусть соберутся люди!» Когда все собрались, и мечеть переполнилась, он после восхваления Аллаhа и Его пророка сказал: «Сущность Всевышнего Аллаhа никогда не может быть представлена человеком в его сознании. Всякое представляемое на самом деле ничто иное как воображение самого человека. Человеческая мысль неполноценна, сознание людей не в силах достичь понимания сущности Всевышнего. Даже незначительные примеры о величии Его не могут быть представлены человеком. И это, потому что Он не может быть ограничен, а сознание в свою очередь незамедлительно несёт ограничение всякой сути. Всякая вещь и суть если имеет подобие себе должна иметь равное себе, как же Он (хвала Ему и велик Он!) может иметь подобие если Ему нет равного?» («Таухид» стр. 52 № 13, «Нахдж аль Балага» проповедь 87)

Что означает: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена».

(Сура Каф, аят 16).

Что означает: «О вы, которые уверовали в Истину Аллаха и поклонились Ему! Повинуйтесь Аллаху своими сердцами и отвечайте на Его Послание, переданное вам Его посланником. Он призывает вас соблюдать назидания Аллаха, которые оживляют ваши тела, души, умы и сердца. Будьте уверены, что Аллах Всевышний знает тайное ваших сердец и направляет их, как желает. Ведь Он стоит между вами и вашими сердцами, когда их охватывают страсти, и спасает вас от дурных порывов, если вы встаёте на прямой путь истины. Все вы к Нему будете собраны в Судный день, и тогда вы получите воздаяние!

(Сура 8 Аль- Анфаль, 24).

Сказал Имам Али (Да будет мир ему): «Первое в религии - познание Аллаhа. Совершенное познание - признание Его. Полное и полноценное признание заключается в единобожии. Совершенное единобожие в искренности пред Ним. Совершенная искренность, отрицание каких-либо атрибутов у Него. Ибо всякий атрибут, свидетельство о чём-то помимо Него, и всякое описываемое (сущее Творца) в свою очередь свидетельство о чём-то помимо атрибутов. Всякий, кто опишет Аллаhа, поистине приблизил Его к чему-либо, всякий, кто приблизит Его к чему-либо, поистине представил два Бога. Всякий, кто представит два сущего для Аллаhа, поистине расчленил Его в своём сознании, в свою очередь, всякий, кто так поступает, не познал Творца. Всякий, кто не познал Своего Бога, поистине указывает на Него (Имеется в виду возможность познания посредством чувств материального характера (зрение, слух, обоняние, представление, основанное на внешнем познании и т.д.)), всякий, кто указывает на Него, причислил Его к числовому значению.

И кто скажет Аллаh в чём? Поистине представил Его в чём-то другом. Кто скажет Аллаh где? Поистине, представил место без Него. В то время как Он был всегда и не является сущим из ничего, и Он есть вместе со всеми творениями, но в то же время нельзя сказать, что Он вместе с творениями. Он отличается от всех и вся и нельзя сказать, что он отдельно от Них. Он действующий, но не в значении движения, или посредством чего-либо. Он видящий даже тогда, когда не было ничего. Он единый и нет того, кто был бы с Ним в дружбе (подобно людям) и от разлуки пришёл бы в печаль и страх (как это бывает среди людей)». (Нахдж аль Баляга)

Глава 4.

Сыфаты (Атрибуты) Аллаhа:

Постижение Бога, то есть познание Его существования, возможно путём изучения и исследования тайн этого созданного мира, что несложно для нас. Познание же божественных атрибутов нуждается во внимании, крайней осторожности и предусмотрительности. Вы, наверное, обязательно спросите: «Почему?». Ответ на Ваш вопрос очень ясен и прост. Это необходимо потому, что Всемогущий Аллаh не имеет аналогии ни с одной вещью, о которой мы когда-либо слышали, или же которую видели. Именно поэтому первое условие познание атрибутов Создателя – это отрицание всех свойств и качеств, относящихся к сотворенным из Его Святой Сущности. То есть, мы не должны сравнивать Всемогущего Аллаhа ни с одним созданием этого ограниченного мира природы. Вот здесь-то как раз и сужается поле деятельности нашего рассудка, так как мы выросли среди этой природы, постоянно соприкасались с ней и привязались к ней, и поэтому мы склонны сравнивать с ней все вещи. Если сказать все это другими словами, то все, что мы видим, это или тела, или же их свойства. То есть, все творения, находящиеся в определённом месте и времени, имеют определенные измерения и препятствия. Именно по этой причине нам невозможно представить себе Создателя. Ведь Он не имеет тела, места и времени, но в то же время осведомлен о каждом времени и месте. Бог не ограничен ни в чем, и поэтому мы нуждаемся в крайнем внимании и предусмотрительности, следуя по этому пути. В то же время, познание этих моментов крайне важно для нас, ибо в противном случае мы никогда не постигнем Сущность Аллаhа. Конечно, здесь необходимо отметить то обстоятельство, что мы никогда не должны ожидать, что в состоянии полностью постичь суть Создателя, ибо это равносильно тому, что мы хотим поместить бескрайний океан в маленький стакан. Или же желать того, чтобы зародыш, находящийся в чреве матери, обладал полнейшей информацией о нашем мире. Разве такое возможно? Именно здесь кроется вероятность того, что одно лишь небольшое потрясение может отбросить человека на огромное расстояние от основного пути познания Бога, сделать его поклоняющимся идолам, или таким же созданиям, как он сам. Будьте всегда очень внимательны, чтобы не попасть в такое затруднительное положение. Вкратце здесь необходимо сказать, что Вы всегда должны знать, атрибуты Бога никогда невозможно измерить и сравнить со свойствами и качествами других созданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: