Этот метод требует игровой инструментовки педагога. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Учащиеся называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:
- Приплыла к тебе Золотая Рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
- У тебя в руках Цветик-Семицветик. Отрывай мысленно лепестки: чего ты попросишь для себя?
- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь там жить всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
«Фантастический выбор» может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.
|
|
Математический обсчет, который производит педагог, ни в коем случае не открывается детям. Да он их и не интересует, они вполне удовлетворены содержанием красивого плаката.
Недописанный тезис
Дописать тезис - это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на этой же карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся дописать завершение тезиса.
- Мне очень хотелось вместе со всеми...
- Наивысшая ценность для человека -...
- Конечно, я могу помочь классу, когда...
- Считаю обязательным, чтобы мы...
- Вовсе не обязательно, но очень хотелось бы...
- Я очень надеюсь, что в моем классе непременно будет...
-Для меня мой класс -...
-Мои надежные друзья в классе...
- Когда я гляжу на некоторых учащихся в классе, меня огорчает...
«Отношение к собственному Я» Методика шкалирования
Воспитаннику предлагается шкала с обозначенными качествами с разной степенью их развития. Шкала имеет ось, по верхней стороне которой обозначаются позитивные качества личности, по нижней — негативные.
Ребенку предлагается отметить степень развития предложенных качеств личности, а затем выстроить «кривую» самооценки.
активный сильный добрый