Методические указания для преподавателя

Цель курса «Государственная антимонопольная политика» - формирование у студентов понимания сути конкурентных отношений и роли государства в их организации и регулировании, а также привитие будущим специалистам навыков практического использования приобретенных знаний.

Задачи курса состоят в том, чтобы раскрыть:

экономическую сущность и классификацию товарных рынков, закономерности возникновения конкурентных отношений;

роль конкуренции в экономическом развитии;

формы конкурентных отношений и виды монополистической деятельности;

объективную необходимость государственного антимонопольного регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции;

методы контроля и регулирования конкурентных отношений;

способы ограничения и пресечения монополистической деятельности;

развитие деятельности государства по антимонопольному регулированию;

сущность и содержание государственной антимонопольной политики;

систему российского конкурентного права, законов и иных правовых актов, содержащих нормы антимонопольного законодательства;

практику антимонопольных и иных государственных органов по выявлению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, ненадлежащей рекламы.

В результате усвоения дисциплины «Государственная антимонопольная политика» дипломированный специалист должен:

… иметь представление о:

экономической сущности и классификации товарных рынков;

закономерностях возникновения конкурентных отношений;

роли конкуренции в экономическом развитии;

объективной необходимости государственного антимонопольного регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции;

источниках регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации;

целях, задачах и содержании государственной антимонопольной политики.

… знать:

систему российского конкурентного права;

понятие товарного и финансового рынка, его структуру и типологию;

понятие и виды монополистической деятельности;

понятие и формы недобросовестной конкуренции;

методы государственного контроля и регулирования конкурентных отношений;

практику органов государственной власти и местного самоуправления, направленную на развитие конкуренции;

способы государственного контроля экономической концентрации;

методы и практику государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий.

организацию государственного регулирования и контроля, контроля органов местного самоуправления за рекламной деятельностью

формы ответственности за нарушение конкурентного законодательства.

содержание государственной политики по поддержке, развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в Российской Федерации.

… уметь:

анализировать содержание государственной антимонопольной политики и оценивать последствия ее реализации;

анализировать содержание антимонопольного законодательства применительно к конкретным ситуациям;

соотносить конкретные товарные и финансовые рынки с установленной типологией;

использовать признаки монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для оценки конкретной ситуации;

… владеть навыками:

принятия управленческих решений в сфере антимонополистической деятельности;

оценки и выработки мер по развитию конкурентных отношений.

С переходом России к новой экономической модели вопросы демонополизации и развития конкуренции приобрели первостепенное значение. Проблемы создания благоприятных условий для развития конкурентной среды и нормального функционирования рыночных отношений выявили потребность в формирования законодательства, регулирующего конкурентные отношения.

Для конкурентного законодательства основополагающими являются нормы Конституции РФ, гарантирующие поддержку конкуренции, обеспечение реализации прав и свобод граждан в области свободного предпринимательства, создание единого экономического пространства и обеспечение свободного перемещения товаров, работ и услуг.

Принятие в 1991 году Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» послужило началом становления российского конкурентного законодательства. В 1995 году были приняты Закон «О естественных монополиях» и Закон «О рекламе». С вступлением в силу Закона РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» завершился процесс формирования основ российского конкурентного законодательства.

В последующие периоды конкурентное право подвергалось неоднократным изменениям. Вызвано это, в первую очередь, относительной новизной проблемы для государственных органов, особенностями российской экономики и постоянными изменениями, происходящими в ней.

В силу указанных обстоятельств до настоящего времени содержание государственной антимонопольной политики и конкурентного законодательства подвержены частым изменениям.

В результате имеющаяся учебная литература быстро устаревает и неадекватно отражает складывающуюся ситуацию.

В этой связи необходимо ориентировать студентов на изучение, в первую очередь, первоисточников, а именно конкурентного законодательства и подзаконных актов, среди которых наиболее важную роль в настоящее время играют Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты Федеральной антимонопольной службы.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем.

Целью практических занятий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы.

В ходе практических занятий формируются умения студентов анализировать конкретные ситуации, соотносить нормы права с практикой их применения, использовать полученные знания в предстоящей практической управленческой деятельности, строго логически излагать свои мысли и вести дискуссии.

С учетом прикладной направленности курса практические занятия проводятся методом разбора конкретных ситуаций и деловой игры.

При самостоятельной работе студентам прививается практика работы с источниками, законодательством, учебной литературой, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Самостоятельная работа направлена на освоение учебного материала, подготовку студентов к практическим занятиям, разбору конкретных ситуаций.

Заключительный этап изучения курса – зачет, который проводится по бально-рейтиноговой системе с учетом посещаемости занятий, результатов промежуточной аттестации, активности в ходе практических занятий. При выставлении зачета учитывается участие студентов в научно-исследовательской деятельности, в конференциях, наличие публикаций, практического опыта работы в органах государственной власти и местного самоуправления.

Методические указания для студентов

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта специалист в сфере государственного и муниципального управления должен владеть процессами экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемами функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, взаимодействия человека и общества, быть готов к планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.

С учетом указанных положений в результате изучения обязательного минимума содержания курса «Государственная антимонопольная политика», предусмотренного учебным планом, и реализации в процессе обучения требований по обеспечению прикладной направленности дисциплины, а также самостоятельной работы студент должен:

… иметь представление о:

экономической сущности и классификации товарных рынков;

закономерностях возникновения конкурентных отношений;

роли конкуренции в экономическом развитии;

объективной необходимости государственного антимонопольного регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции;

источниках регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации;

целях, задачах и содержании государственной антимонопольной политики.

… знать:

систему российского конкурентного права;

понятие товарного и финансового рынка, его структуру и типологию;

понятие и виды монополистической деятельности;

понятие и формы недобросовестной конкуренции;

методы государственного контроля и регулирования конкурентных отношений;

практику органов государственной власти и местного самоуправления, направленную на развитие конкуренции;

способы государственного контроля экономической концентрации;

методы и практику государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий.

организацию государственного регулирования и контроля, контроля органов местного самоуправления за рекламной деятельностью

формы ответственности за нарушение конкурентного законодательства.

содержание государственной политики по поддержке, развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в Российской Федерации.

… уметь:

анализировать содержание государственной антимонопольной политики и оценивать последствия ее реализации;

анализировать содержание антимонопольного законодательства применительно к конкретным ситуациям;

соотносить конкретные товарные и финансовые рынки с установленной типологией;

использовать признаки монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для оценки конкретной ситуации;

… владеть навыками:

принятия управленческих решений в сфере антимонополистической деятельности;

оценки и выработки мер по развитию конкурентных отношений.

Формирование указанных знаний, умений и навыков осуществляется в результате аудиторных занятий на лекциях, изучается путем рассмотрения конкретных ситуаций на семинарах и практических занятиях, путем проведения групповых и индивидуальных консультаций, а также самостоятельной работы студентов.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем с учетом новаций российского законодательства и практики его применения. Поэтому при освоении курса необходимо учитывать, что содержание учебного материала невозможно восполнить в полном объеме с помощью учебных пособий.

Целью практических занятий является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы.

В ходе практических занятий формируются умения студентов анализировать конкретные ситуации, соотносить нормы права с практикой их применения, использовать полученные знания в предстоящей практической управленческой деятельности, строго логически излагать свои мысли и вести дискуссии.

С учетом прикладной направленности курса практические занятия проводятся методом разбора конкретных ситуаций и деловой игры.

В начале изучения курса студенту необходимо ознакомиться с его программой, усвоить общую логику изложения и освоения материала. Необходимо обратить внимание на усвоение первого раздела (блока) учебного материала, в котором излагаются общетеоретические основы курса, даются основные понятия и общепринятые классификации. В противном случае возникнут сложности при освоении фактического материала, который излагается в последующих разделах курса.

Подготовку к любому виду занятия студент должен начинать с ознакомления с содержанием темы занятия, нормативно-правовыми актами по теме, рекомендованными первоисточниками и учебными пособиями. При подготовке ко всем видам занятий обязательно освоение нормативно-правовых актов с использованием информационно-правовых систем «Гарант» и «Консультант».

При подготовке к семинарам и практическим занятиям по дисциплинестудентам необходимо ориентироваться на рабочую программу курса. В рабочей программе курса содержатся краткие аннотации к каждой из тем, планы семинаров и практических занятий, списки обязательной и дополнительной литературы, содержание заданий для разбора на практических занятиях.

Для подготовки к каждому из практических занятий необходимо ознакомиться с его планом, в котором отражены ключевые вопросы и проблемы в рамках конкретной темы, задания для анализа конкретных ситуаций. Работать с источниками из списка обязательной литературы следует исходя из представленных формулировок вопросов к практическому занятию. При этом особое внимание необходимо уделять определениям ключевых понятий, содержащимся в источниках, теоретическим и методологическим интерпретациям этих понятий, положениям нормативно-правовых актов. Результатом подготовки к семинару (практическому занятию) с использованием обязательной литературы должно быть целостное представление о специфике конкретной темы в рамках курса, знание основных теоретических и практических подходов к решению различных проблем в рамках конкретной темы.

При подготовке к семинарам и практическим занятиям студентам рекомендуется, прежде всего, изучить нормативно – правовые документы по рассматриваемым проблемам и вопросам. Особое внимание следует уделить четкому знанию понятийно – категориального аппарата. Целесообразно составлять словарь терминов и понятий.

В ходе рассмотрения вопросов семинаров и проведения практических занятий обязательна иллюстрация теоретических положений примерами из практики.

Семинары строятся на основе докладов и сообщений студентов по наиболее сложным и актуальным проблемам курса с последующим их обсуждением.

При подготовке докладов необходимо последовательно осуществить ряд процедур: чётко сформулировать тему и проблему, наметить план изложения, определить перечень необходимых теоретических источников, сформулировать цель и задачи. По итогам работы обязательно должны быть чётко сформулированы выводы.

Поощряется использование в ходе выступлений на семинарах и практических занятиях средств мультимедийной, компьютерной техники, выступлений с сообщениями и докладами, сделанными на конференциях.

Общий список обязательной литературы является вполне достаточным для подготовки к докладам на семинарах. При подготовке докладов следует чётко ориентироваться на формулировку вопроса или проблемы и особое внимание уделить последовательно трём позициям: определение ключевых понятий, общая строгая логика изложения, выводы.

При проведении практических занятий использование методов круглого стола, дискуссии, ролевой игры и др. активных форм обучения.

На таких занятиях студенты получают специальные задания, выполнение которых предполагает умение работать «в команде», максимально «вжиться» в моделируемую ситуацию. Преподаватель заранее оговаривает со студентами организационную и техническую стороны игровых практических занятий. Также заранее определяются тематика, направленность деловой игры и соответствующие роли.

Для выполнения специальных заданий преподавателя, а также при подготовке докладов, выполнении практических заданий и подготовке к разбору конкретных ситуаций следует использовать не только обязательную, но и дополнительную литературу. Целесообразность использования дополнительных источников должна определяться спецификой избранной темы или проблемы.

Заключительный этап изучения курса – зачет, проводится по балльно-рейтинговой системе, устанавливаемой преподавателем, и производится с учетом оценок, полученных на семинарах и практических занятиях за выступления, контрольные опросы и т.п., посещаемости занятий, результатов промежуточной аттестации.

В случае промежуточной не аттестации студент перед сдачей итогового зачета обязан отработать пропущенные занятия. Форма отработки устанавливается преподавателем.

Критерии оценки знаний студентов следующие: умение ответить точно на поставленный вопрос; знание первоисточников по вопросу, полнота раскрытия вопроса, логика изложения, владение категориально-понятийным аппаратом, знание основных теоретических подходов, иллюстрация ответа примерами практики.

СТРУКТУРА курса

для очной и заочной формы обучения

специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Виды учебных за­нятий Количество учебных часов  
5 лет, очное 4 года, заочное 3 года, заочное 6 лет, заочное  
Лекции          
Семинары          
Итого аудиторных часов          
Самостоятельная работа          
Итого:          
Форма контроля Зачет Зачет
             

для заочной формы обучения

специальности 080103.65 – Национальная экономика

Виды учебных занятий Количество учебных часов
летнее заочное обучение 3; 6 летнее заочное обучение
Аудиторные занятия (всего), в т.ч.:    
Лекции    
Семинары   -
Самостоятельная работа    
Общая трудоёмкость    
Итоговая аттестация Зачет Зачет

Тематический план курса

для очной формы обучения

специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Наименование Тем Количество часов Самостоят - ельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Тема 1. Товарный и финансовый рынок, его структура и типология.   -    
Тема 2. Общие основы и источники регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации.   -    
Тема 3. Понятие и виды монополистической деятельности.        
Тема 4. Недобросовестная конкуренция. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на ограничение конкуренции        
Тема 5. Государственный контроль экономической концентрации        
Тема 6. Государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий.        
Тема 7. Государственный контроль и контроль органов местного самоуправления за рекламной деятельностью        
Тема 8. Государственная антимонопольная политика        
Тема 9. Государственная политика по поддержке, развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в Российской Федерации.        
Итого:        

для заочной формы обучения

специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Наименование Тем Количество часов Самостоят - ельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Тема 1. Товарный и финансовый рынок, его структура и типология.   -    
Тема 2. Общие основы и источники регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации.   -    
Тема 3. Понятие и виды монополистической деятельности.   -    
Тема 4. Недобросовестная конкуренция. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на ограничение конкуренции   -    
Тема 5. Государственный контроль экономической концентрации   -    
Тема 6. Государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий.   -    
Тема 7. Государственный контроль и контроль органов местного самоуправления за рекламной деятельностью   -    
Тема 8. Государственная антимонопольная политика   -    
Тема 9. Государственная политика по поддержке, развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в Российской Федерации. -      
Итого:        

Для студентов заочной формы обучения (3; 6 лет)

специальности 080103.65 – Национальная экономика

Наименование Тем Количество часов Самостоят - ельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Тема 1. Товарный и финансовый рынок, его структура и типология.   -    
Тема 2. Общие основы и источники регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации.   -    
Тема 3. Понятие и виды монополистической деятельности.   -    
Тема 4. Недобросовестная конкуренция. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на ограничение конкуренции   -    
Тема 5. Государственный контроль экономической концентрации   -    
Тема 6. Государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий.   -    
Тема 7. Государственный контроль и контроль органов местного самоуправления за рекламной деятельностью   -    
Тема 8. Государственная антимонопольная политика   -    
Тема 9. Государственная политика по поддержке, развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в Российской Федерации. - -    
Итого:   -    

Для студентов заочной формы обучения (4 года)

специальности 080103.65 – Национальная экономика

Наименование Тем Количество часов Самостоят - ельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия
Тема 1. Товарный и финансовый рынок, его структура и типология.   -    
Тема 2. Общие основы и источники регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации.   -    
Тема 3. Понятие и виды монополистической деятельности.   -    
Тема 4. Недобросовестная конкуренция. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на ограничение конкуренции - -    
Тема 5. Государственный контроль экономической концентрации   -    
Тема 6. Государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий.   -    
Тема 7. Государственный контроль и контроль органов местного самоуправления за рекламной деятельностью - -    
Тема 8. Государственная антимонопольная политика   -    
Тема 9. Государственная политика по поддержке, развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в Российской Федерации. -      
Итого:        

Содержание лекционного курса

Тема 1. Товарный и финансовый рынок, его структура и типология. Реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

- понятие и типы товарных рынков с точки зрения уровня развития конкуренции (совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монопсония), барьеры входа (выхода) на рынок;

- естественная монополия как состояние товарного рынка;

- субъективный состав товарного рынка, его продуктовые и географические границы;

- оценка конкурентной среды на товарных рынках;

- доминирущее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке: порядок выявления, определения и доказывания;

- реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Виды реестров

- финансовые рынки (рынки банковских, страховых, лизинговых и иных услуг финансового характера;

- особенности определения и доказывания доминирующего положения на финансовом рынке;

- порядок оценки конкурентной среды на товарном и финансовом рынках

Тема 2. Общие основы и источники регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации.

- Конституционные основы развития конкуренции, единства экономического пространства и поддержки предпринимательства;

- Необходимость регулирования рыночной экономики;

- регулирование конкуренции как деятельность государства;

- понятие и цели антимонопольного законодательства;

- история создания и особенности формирования российского антимонопольного законодательства.

- система источников регулирования конкурентных отношений;

- основные понятия, используемые в антимонопольном законодательстве.

- Федеральный антимонопольный орган в системе государственной власти;

- система антимонопольных органов, порядок их формирования, основные задачи и функции;

- полномочия антимонопольных органов;

- процедура рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства антимонопольными органами

- порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.

- разграничение компетенции судов и антимонопольных органов;

- система органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, порядок их формирования, цели и задачи их деятельности;

- полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- виды ответственности на нарушения антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребителей;

- гражданско-правовая ответственность;

- административная ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;

- особенности привлечения к административной ответственности;

- порядок обжалования постановлений о наложении штрафа о нарушении антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребите лей

- уголовная ответственность за нарушения антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребителей

- основания освобождения от ответственности за нарушение антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

- порядок обжалования решений и предписаний и постановлений о наложении штрафа антимонопольного органа.

Тема 3 Понятие и виды монополистической деятельности.

- субъекты конкуренции; аффилированные лица и группа лиц; финансово – промышленные группы, холдинги, объединения (ассоциации, некоммерческие партнерства) хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках.

- понятие монополистической деятельности;

- виды монополистической деятельности;

- монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов на товарном и финансовом рынках;

- виды злоупотреблений доминирующим положением;

- понятие антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов;

- субъекты антиконкурентных соглашений;

- проблемы выявления антиконкурентных соглашений и согласованных действий.

Тема 4. Недобросовестная конкуренция. Деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.

- понятие недобросовестной конкуренции;

- формы недобросовестной конкуренции;

- действия, бездействие органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции;

- проблемы осуществления антимонопольного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере лицензирования, выдачи разрешительных и согласительных документов, государственных и муниципальных закупок;

- антиконкурентные соглашения и согласованные действия органов власти и управления и хозяйствующих субъектов и влияние их на конкуренцию;

- административные барьеры и их виды.

Тема 5. Государственный контроль экономической концентрации.

- значение, виды и основания осуществления государственного контроля экономической концентрации;

- виды экономической концентрации: горизонтальные слияния, вертикальные слияния, конгломератные слияния.

- порядок предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений;

- контроль соглашений антимонопольными органами;

- последствия нарушений требований законодательства по контролю экономической концентрации;

- принудительное разделение (выделение) хозяйствующего субъекта как средство антимонопольного регулирования;

- контроль экономической концентрации на финансовом рынке.

Тема 6. Государственное регулирование и контроль естественных монополий.

- законодательство о естественных монополиях и локальных естественных монополиях;

- необходимость регулирования естественных монополий;

- органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- общие принципы государственного регулирования естественных монополий;

- реформирование естественных монополий и развитие конкуренции в сфере ЖКЖ, Ж\Д, электроэнергетики;

- нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые субъектами естественных монополий;

- особенности и проблемы государственного регулирования тарифов на услуги связи;

- особенности государственного регулирования тарифов на транспортные и другие виды услуг

Тема 7. Государственный контроль и контроль органами местного самоуправления рекламной деятельности

- роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции;

- общие и специальные требования к рекламе;

- контроль за соблюдением рекламного законодательства антимонопольными органами;

- контроль за размещением наружной рекламы органами местного самоуправления;

- практика выявления и пресечения антимонопольными органами недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы.

Тема 8. Государственная антимонопольная политика

- государственная антимонопольная политика: понятие, цели и основные направления;

- нормативные акты, содержащие изложение государственной антимонопольной политики;

- динамика приоритетов государственной антимонопольной политики и их отражение в конкурентном законодательстве.

Тема 9. Государственная политика по поддержке и развитию малого предпринимательства и защите прав потребителей в РФ.

- необходимость государственной поддержки малого предпринимательства;

- реализация государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства;

- состояние малого предпринимательства в России;

- проблемы развития малого бизнеса;

- преодоление административных барьеров;

- организация поддержки предпринимательства и защиты прав потребителей в муниципальном образовании;

- основные направления государственной потребительской политики;

- национальная система защиты прав потребителей;

- организация защиты прав потребителей в муниципальном образовании;

- основные права потребителей и способы их защиты.

Планы и задания практических занятий.

Семинар 1. Понятие и виды монополистической деятельности.

Контрольные вопросы.

1.Что такое монополистическая деятельность и ее виды.

2. Что такое доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном (финансовом) рынке. Является ли такое положение противоправным. Влияние указанных субъектов на конкуренцию на товарном (финансовом) рынке.

3.Порядок определения доминирующего положения на товарном (финансовом) рынке. Последствия установления доминирования.

4. Злоупотребление доминирующим положением на товарном (финансовом) рынке, виды злоупотреблений.

5.Проблемы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Что такое нотификация соглашений и ее порядок.

Семинар 2. Государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий.

1.Какие нарушения антимонопольного законодательства наиболее часто допускают субъекты естественных монополий.

2.Разграничение функций и полномочий антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий.

3.Виды государственного регулирования субъектов естественных монополий и порядок их регулирования.

4.Какие требования антимонопольного законодательства должен соблюдать заказчик при проведении конкурса для размещения государственного и муниципального заказа.

5.Каков порядок проведения конкурса на размещение государственного и муниципального заказа.

6.Каков порядок проведения конкурса для выбора финансовой организации для работы со средствами бюджета.

Семинар 3. Государственный контроль экономической концентрации

Контрольные вопросы

1. В каких случаях антимонопольные органы осуществляют предварительный контроль экономической концентрации, а в каких – последующий.

2.Виды экономической концентрации. Горизонтальные слияния, вертикальные и конгломератные слияния.

3.Порядок предоставления ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган.

Семинар 4. Недобросовестная конкуренция.

Контрольные вопросы

1.Что такое недобросовестная конкуренция, и ее влияние на рынок.

2. Формы недобросовестной конкуренциию

Семинар 5. Государственный контроль и контроль органов местного самоуправления за рекламной деятельностью.

Контрольные вопросы

1.Какой орган осуществляет государственный контроль над соблюдением рекламного законодательства.

2.Порядок рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства антимонопольными органами и порядок привлечения к административной ответственности.

3. Порядок размещения наружной рекламы.

4.Вправе ли орган местного самоуправления осуществлять контроль за содержанием рекламы.

5. Общественные организации, осуществляющие контроль рекламной деятельности, порядок их работы и полномочия.

Семинар 6. Защита прав потребителей. Государственная поддержка малого ипредпринимательства

Контрольные вопросы

1. Национальная система защиты прав потребителей. Порядок организации защиты прав потребителей в муниципальном образовании

2. Какие права и обязанности у органа местного самоуправления и общественных организаций в части защиты прав потребителей.

3.Основные права потребителей. Порядок предъявления претензий продавцу(исполнителю, изготовителю) в случае нарушения прав потребителей.

4.Особенности судебной защиты прав потребителей.

5. Какие Программы по поддержке предпринимательства приняты в Российской Федерации и Челябинской области, цели и задачи программ, основные мероприятия по реализации программ.

6.Организация поддержки предпринимательства в муниципальном образовании.

Задания по разбору практических ситуаций

Задание 1.

Фабула.

Энергоснабжающая организация ОАО «ЭНЕРГО» и МУП ЖКХ, организация осуществляющая передачу электроэнергии хозяйствующим субъектам и гражданам потребителям, состоят в договорных отношениях (договор энергоснабжения на собственные нужды, в котором не определено количество ежемесячной потребляемой энергии, а только примерный годовой объем и договор на передачу электроэнергии хозяйствующим субъектам и гражданам-потребителям). МУП ЖКХ оплачивает электроэнергию по фактическому потреблению согласно показаниям счетчика. За время действия договора у МУП ЖКХ образовалась незначительная задолженность за потребленную на собственные нужды электроэнергию. В середине года ОАО «ЭНЕРГО» МУП ЖКХ выставил требование:

- об оплате счета с повышающим коэффициентом в связи с перебором электроэнергии на собственные нужды, согласно Постановлению Правительства РФ, которым установлено право энергоснабжающей организации применять повышающий коэффициент в случае недобора/ перебора количества согласованной на месяц\квартал электроэнергии;

- о 100 % предоплате энергоресуросов, в связи со сложившейся задолженностью.

Кроме этого, ОАО «ЭНЕРГО» направил МУП ЖКХ сначала несколько предупреждающих писем и телефонограмм о том, что в случае невыполнения указанных требований и неуплате задолженности отключит энергоснабжение, а затем отключил энергоснабжение МУП ЖКХ, которое повлекло за собой отключение всех хозяйствующих субъектов, которые получали энергоресурсы через сети МУП ЖКХ и граждан – потребителей.

Вопрос: Правомерны ли действия энергоснабжающей организации, и какие нарушения антимонопольного законодательства она допустила. Ответ должен быть со ссылкой на нормативно – правовые акты.

Задание 2.

Фабула

Уполномоченным органом государственной власти Челябинской области утвержден среднеотпускной тариф на услуги водоотведения и водоснабжения для МУП «Горводоканал» одного из муниципальных образований Челябинской области. Горводоканал разбил среднеотпускной тариф на три группы потребителей: население, бюджетные организации и прочие, сохранив элементы перекрестного субсидирования (не повысил тарифы для населения и незначительно повысил для бюджетных организаций). При этом Горводоканал выделил два потребителя, относящиеся к категории прочих, которым установил отпуск услуг водоснабжения и водоотведения по среднеотпускному тарифу.

Вопрос: Каков порядок государственного регулирования цен и тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Какие и кем допущены нарушения антимонопольного законодательства. Ответ должен быть со ссылкой на нормативно-правовые акты.

Задание 3.

Фабула

Постановлением Главы муниципального образования утвержден порядок выдачи и приостановления лицензий на розничную реализацию алкогольной продукции, утвержден перечень документов, которые необходимо представить в лицензирующий орган, в том числе заключения различных контролирующих органов. При этом установлено, что лицензия переоформляется: -

- по истечении срока действия заключений контролирующих органов (т.е. каждые 6 месяцев);

- при выполнении условия о реализации 1000 декалитров в год алкогольных напитков местного производителя;

- при оплате дополнительного сбора за торговлю алкогольными напитками в ночное время (с 23.00 до 6.00) в размере 100 руб. за каждый час торговли

- при отсутствии в продаже у лицензиата алкогольной продукции из Башкирии.

Вопрос: Какие и кем допущены нарушения антимонопольного законодательства. Каким образом и с помощью каких органов можно их устранить. Какая ответственность за данное нарушение, кто может быть привлечен к ответственности и порядок привлечения к ответственности.

Задание № 4.

Фабула

В антимонопольное управление обратилась группа граждан, проживающих в одном из муниципальных образований области с заявлением о неправомерных действиях ОАО «Электрические сети», выразившихся в нарушении установленного нормативными актами РФ порядка ценообразования.

Как свидетельствовали приложенные к заявлению документы, ОАО «Электрические сети» применяло при расчетах за электроэнергию с населением, проживающем в муниципальном жилом фонде, тарифы, уровень которых значительно превышает уровень тарифов на электроэнергию для населения, установленных Региональной энергетической комиссией Челябинской области.

Вопрос: Содержатся ли в действиях ОАО «Электрические сети», указанных в заявлении граждан, признаки нарушения Закона РФ «О защите конкуренции»?

Задание № 5.

Фабула.

Предприятие обратилось в антимонопольное управление с жалобой на действия ОАО «Энерго», выразившиеся в прекращении подачи тепловой энергии. При рассмотрении представленных документов установлено, что ОАО «Энерго» без предупреждения прекратило подачу тепловой энергии по причине наличия задолженности у заявителя за последние шесть месяцев. В результате прекращения теплоснабжения, заявитель не имел возможности обеспечить передачу тепловой энергии другим хозяйствующим субъектами своевременно оплачивающим ее, что повлекло ущемление их интересов.

Антимонопольное управление посчитало, что ОАО «Энерго» нарушило ст.5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и приняла решение о выдаче постановления о наложении на руководителя этого юридического лица штрафа в размере 120 минимальных размеров оплаты труда. ОАО «Энерго» обжаловала постановление антимонопольного управления в арбитражный суд.

Вопрос: Каково будет решение арбитражного суда?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: