О необходимости воплощения принципов государственной политики в области образования в принципы построения учебного процесса

(О необходимости неотложной замены здоровье разрушительных принципов построения учебного процесса на здоровье развивающие)

Проблемы:

· Область образования, к сожалению, не является сегодня приоритетной в государственной политике РФ (несмотря на положения Конституции РФ и ст. 1 Закона «Об образовании», провозглашающей область образования в Российской Федерации приоритетной). Об этом свидетельствуют низкие результаты по ее реализации в образовательных учреждениях.

Так еще в 1999 году Министерство образования РФ в Письме от 22.02.99 г. № 220/11-12 официально признало отрицательное влияние школы (а точнее существующей системы построения учебного процесса) на здоровье детей. На тот момент (1999 год!) только 5% детей были здоровы, при этом 79% детей имели пограничные нарушения психического здоровья.

В настоящее время проблема угасания здоровья детей в образовательных учреждениях (ОУ) еще более обострилась.

· Принципы и Цели государственной политики в интересах ребенка в области образования у нас провозглашены, однако механизм их реализации в учебном процессе конкретным образовательным учреждением или педагогом отсутствует.

Принципы государственной политики в интересах ребенка:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

-«ответственность должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда» (статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ») и т.д.

Цели государственной политики в интересах ребенка:

«…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».

Таким образом, государственная политика, основанная на указанных выше принципах, должна была завершиться построением учебного процесса, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья обучающихся, в частности, «организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся…» (статья 41 Закона «Об образовании»).

На практике оказалось иначе: принципы государственной политики в основу построения учебного процесса не легли и не воплотились в конкретные обязанности должностных лиц по охране и укреплению здоровья обучающихся (с обязанностью конкретных должностных лицпо замене здоровье разрушительных принципов построения учебного процесса на здоровье развивающие).

Нелицеприятная оценка результатов работы Минобразования РФ и Минздравсоцразвития РФ по реализации принципов государственной политики по охране и укреплению здоровья обучающихся содержится и в докладе СФ ФС РФ: «По итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года ухудшение здоровья наблюдается у детей всех возрастов»! (Из доклада СФ ФС РФ «Положение детей в Российской Федерации (Национальный приоритет – охрана здоровья)». Москва 2008 год.

О персональной ответственности должностных лиц системы образования и здравоохранения за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по реализации Принципов и Целей государственной политики в интересах охраны и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях (ОУ) РФ.

«Чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем, и ответственность они несут перед всем российским народом, перед российским гражданином» (Из Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию»).

Законодательные акты, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях:

«Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», статья 4: «…оказывать содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».

1) «Об образовании», статья 41, требующей от руководителей образовательных учреждений «организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся…»;

2) что бы образовательное учреждение создало условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровье обучающихся, воспитанников.

3) «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», статья 28:

«а) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

б) программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».

3) «Об охране здоровья граждан», статья 8:

«а) защита прав и свобод человека и граждан в области охраны здоровья.

б) … выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведения мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно – гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер.

в) координация и контроль деятельность предприятий, учреждений и организаций…».

Парадокс сложившейся в России ситуации с массовым, практически всеобщим, нездоровьем детей и подростков состоит в том, что после «успешного» выполнения каждой очередной Федеральной программы, направленной на оздоровление народа, здоровье детей и подростков становится ещё более трагичным. На это указывают заявления ведущих специалистов России, данные Счётной Палаты РФ, в том числе и заявления официальных чиновников из Министерства здравоохранения РФ.

В качестве примера приведём итоги реализации последних знаковых программ. Известно, что подпрограмма «Здоровый ребёнок» была утверждена постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года за № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 – 2006 годы».

Итоги реализации данной программы подвела Счётная палата РФ.

Из «Отчёта» Счётной палаты (Бюллетень № 2, 122): «…Вместо ежегодного снижения темпа роста общей заболеваемости среди детей произошёл рост по сравнению с 2002 годом общей заболеваемости детей… Сохраняется рост числа хронических заболеваний, приводящих к инвалидности».

Нетрудно догадаться, что такое положение могло сложиться при следующих условиях:

1) планируемые федеральными целевыми программами мероприятия не затрагивают истоки и механизмы, порождающие массовую патологию у детей в учебном процессе;

2) должностными лицами системы образования и здравоохранения не надлежаще исполняются важнейшие пункты постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 910 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического здоровья детей», требующего:

а) выявление причинно – следственных связей между здоровьем детей, подростков и молодёжи и воздействием на него факторов среды обитания;

б) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье;

3) массовое применение в образовательных учреждениях не утверждённых Роспотребнадзором РФ и не прошедших экспертизу Министерства здравоохранения и науки РФ многочисленных «инновационных» методов и режимов обучения, в т. ч. бескконечных авторитарных реформ министерства образования и науки РФ.

Речь идёт о фактическом игнорировании системой образования статьи 28 Федерального закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», требующей, чтобы все режимы, методы, технология обучения, в том числе учебники, мебель имели санитарно – эпидемиологические заключения. В настоящее время система образования работает без таковых заключений.

Ясно, что «установление факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье» детей возможно только при тщательном динамическом наблюдении за качеством развития и здоровья каждого ребёнка, а также при анализе данных относительно тех условий, методов и режимов обучения, в которых он пребывает основную часть своей жизни. Речь идёт об эффективности и качестве проводимых профилактических осмотров.

Отрадно, что совместным приказом Министерства здравоохранения и образования РФ (№ 186/272-4305 от 30.06.1992 г., а также № 60 от 14.03.1995 г.) определены следующие возрастные периоды для проведения углублённых осмотров в процессе развития, в том числе и обучения детей:

1) перед поступлением в дошкольное учреждение;

2) за год до поступления в школу;

3) перед поступлением в школу;

4) после первого года обучения в школе;

5) после окончания начальной школы;

6) в пубертатном периоде (14-15 лет);

7) перед окончанием школы.

Естественно, при качественной организации и проведении обозначенных в приказах осмотрах детей и школьников, а также при должном анализе динамики развития и здоровья детей не трудно выявить главных «похитителей» их здоровья.

Однако (не смотря на постановление Правительства РФ № 910) ни органы здравоохранения, ни органы образования должным образом этим не занимаются. На это обстоятельство указано в совместном приказе Министерства здравоохранения и образования РФ (№ 186/272-4305):

«Анализ результатов проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9-6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившиеся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».

Ясно, что при таком мониторинге не может быть никакой речи о реализации важнейших положений постановления Правительства РФ – о необходимости выявления причин массового нездоровья учащихся.

В этих условиях совершенно не случайно то, что непрекращающиеся школьные реформы и педагогические «инновации» оказались выведенными из под медицинского сопровождения и анализа последствий их внедрения на здоровье детей. До сих пор применяемые в образовательных учреждениях режимы, методы и технологии обучения (в том числе, мебель и учебники) не имеют государственных санитарно – эпидемиологических заключений.

Всё это указывает на серьезные нарушения законодательства в системе образования. Речь идёт о прямой ответственности руководителей системами образования и здравоохранения за непринятие эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся ОУ. На это неоднократно указывала и Генеральная прокуратура РФ (Смотри журнал «Профессионал», № 5-2006 год).

И совершенно закономерна реакция Президента РФ Медведева Д.А., которого ознакомили с существующим ЕГЕ по истории. Он только и смог воскликнуть: «Чудовищно!»

А разве не «чудовищно», что специальные исследования головных НИИ РАМН и РАО прямо указывает на то, что главным разрушителем здоровья детей оказалась современная методика и режимы организации и проведения учебного процесса. Например, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (директор. проф. В.Р. Кучма) 80% учащихся пребывают в учебном процессе в состоянии истощающего жизненные силы хронического стресса.

А чего стоят следующие официальные данные Министерства образования РФ (письмо № 220/11-12 от 22.02.1999 г.): спустя только первый учебный год у 60-70 % малышей выявляются пограничные психические нарушения!?

Отсутствие эффективного мониторинга, в том числе изучения причин трагедии детей в школах как раз и привели к тому, что за годы реализации федеральной целевой программы «Дети России» «прослеживается почти двукратное увеличение распространённости хронической патологии за период пребывания детей в образовательных учреждениях Москвы» (из заявления директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научно центра здоровья детей РАМН проф. Кучмы В.Р.).

В конце – концов, такая практика работы систем здравоохранения и образования, работы по алгоритму «лебедь, рак да щука» и привела к тому, о чём заявил на объединённой Сессии 6 российских академий Президент РАМН академик М.М. Давыдов (2006 г.): «У нас больше нет здоровых выпускников школ».

Отрадно, что в «Послании Президента РФ Федеральному собранию» первостепенное внимание уделено «ответственности врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы», указав, что будущая система здравоохранения должна начинаться не с поликлиник и больниц, а с образовательных учреждений: «Уверен, - заявил Президент РФ, - если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системой здравоохранения в целом».

Всё отмеченное выше на первое место выдвигает персональную ответственность руководителей здравоохранения и образования, в том числе глав региональных и муниципальных образований:

а) за качество и эффективность проведения мониторинга здоровья учащихся ОУ;

б) за качество и эффективность совместной работы должностных лиц системы образования и здравоохранения по выявлению и устранению из учебного процесса комплекса факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей.

Наконец, в 2011 году учреждения, работающие по программе проф. В.Ф.Базарного посетил Президент РФ В. В. Путин. Одним из итогов данного посещения явился Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в котором указано: «Отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг…».

В связи с этим исполнительной власти Указ поручает:

· «Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения…

· Максимальная реализация потенциала каждого ребенка…

· Сбережение здоровья каждого ребенка…

· Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…».

М асштабы массовой деградации здоровья детей в учебном процессе выдвигают на первый план неотложную мобилизацию широкой родительской общественности с целью требований от чиновников реализацию Указа Президента №761, а так же вмешательства Генеральной прокуратуры РФ в процесс, при котором система образования грубо нарушает права детей на их здоровее развитие в учебном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: