Авраамов завет (Быт. 17:1-19; также 12:1-3; 13:14-17; 15:4-21; 22:15-18)


1. Реципиенты завета

Авраам и его потомки (Быт. 17:7) через Исаака (17:19, 21; 26:1-4) и Иакова (28:10-15; 35:9-12; 1 Пар. 16:15-18).


2. Обетования завета

Были даны Аврааму посредством ряда откровений (Быт. 12:1-3, 7; 13:14-17; 15:1-7, 13-16; 17:1-21; 18:9-19; 21:12-13; 22:15-18; ср. 24:7).

(1) Обетования, относящиеся к самому Аврааму

1) Благословить Авраама и сделать его благословением (Быт. 12:2; 22:17).

Бог сделал Авраама богатым (Быт. 13:2; 24:35) и могущественным князем в глазах народа ханаанского (23:6).

2) Дать Аврааму знатное, непобедимое, бесчисленное потомство через Сарру (Быт. 12:2; 13:16; 15:5; 17:5-6; 22:17).

Это обетование относится к естественному потомству Авраама (Иоан. 8:37), произведенному Саррой—потомкам Исаака (Быт. 25: 23).

3) Быть Богом Авраама и его потомков (Быт. 17:7).

Относясь к Аврааму и его потомкам—Исааку и Иакову, это обетование касается их особых взаимоотношений с Богом, основанных на этих заветных обетованиях.

4) Благословить благословляющих Авраама и проклясть проклинающих его (Быт. 12:3).

История показала исполнение этого обетования в благословении и проклятии Богом как наций, так и отдельных личностей, соответственно тому, как они относились к потомкам Авраама.

(2) Обетования, относящиеся к Израилю

1) Дать Аврааму и его потомству через Исаака и Иакова землю Ханаанскую и другие земли в вечное владение (Быт. 13:15; 15:18-21).

Протяженность земли, обещанной Богом Аврааму намного превышает пределы земли Ханаанской. Она простирается от реки Нил в Египте до реки Евфрат в Месопотамии (Быт. 15:18). Хотя Авраам никогда не владел этой землей при своей жизни, это обетование было частично исполнено в дни Иисуса Навина (Иис. Нав. 21:43; ср. Быт. 17:8) и Соломона (3 Цар. 4:21). Оно будет полностью исполнено в будущем, когда Господь установит Свое земное правление и восстановит избранный народ Израиля на его земле (Втор. 30:1-5; Иез. 34:11-13; 36:24, 28). Между тем, ГОСПОДЬ обещал Аврааму и другим ветхозаветным людям веры небесный град, где теперь пребывают умершие до момента передачи им земли обетованной в будущем тысячелетнем царстве (Евр. 11:8-10, 13-16).

2) Освободить Израиль из египетского рабства (Быт. 15:13-16)

Спустя века, во исполнение этого обетования, Бог избавил Израиль от Египта в 2513 г. п. с. (Исх. 6:5-8; Деян. 7:17).[97]

(3) Обетования, относящиеся к Иисусу Мессии

1) Дать Аврааму семя (Быт. 15:5; 22:17-18)

В этом обетовании слово “семя” многозначно, и относится оно не только к Исааку и его потомству через Иакова, но также к Иисусу Христу (Гал. 15:6). Те, кто верил в обетование грядущего “Семени” спасались через это (ср. Быт. 15:6). Эта истина была своего рода “Иоанна 3:16” до нашей эры.

2) Принести всеобщее благословение человечеству через семя Авраамово (Быт. 12:3; 18:18; 2:18)

Этим обетованием Бог намекал на Иисуса и то благословение, которое получит человек через Его мессианскую работу. Это всеобщее благословение сегодня предлагается Евангелием, которое говорит об искупительной работе нашего Господа и о том, что божественное спасение предлагается через веру в Него (Гал. 3:8). Это обетование будет переживаться во вселенском масштабе в благословениях земного правления нашего Господа над землей в период Его тысячелетнего царства (Мих. 4:1-5).

Многие из этих обетований были повторены Исааку (Быт. 26:3-4) и Иакову (28:10-15; Лев. 26:42).


3. Обязанности завета

Хотя обетования исполняются божественной благодатью, фактическое осуществление личных обетований требует веры людей в Бога и их послушания Ему (Быт. 17:9-10; 22:16-18; 26:3-5; Евр. 11:8-29). Благодать Божья делает этих людей способными доверять и повиноваться Богу.


4. Характер завета

Это благодатный завет. Тогда как исполнение обетований, относящихся к личной жизни патриархов, было обусловлено их послушанием Богу, то обетования, относящиеся ко Христу и национальному Израилю, безусловны, в той мере, насколько они касаются этого завета. Исполнив Свои личные обетования Аврааму, Исааку и Иакову, освободив Израиля из Египта, и послав Мессию-Искупителя, Бог исполнит оставшиеся обетования в Свое время, как указывают пророческие Писания.


5. Длительность завета

Он вечен (Быт. 17:7; Пс. 104:8-10).


6. Знамение или свидетельство завета

Завет Бога с Авраамом был отмечен ритуалом, который Он исполнил и Авраама обязал исполнять. Это было прохождение Бога между приносимыми жертвами (Быт. 15:9-10, 17), что было традиционным способом утверждения договоров (Иер. 34:18-19). “Дым как бы из печи и пламя огня” указывали на присутствие Бога (Быт. 15:17). Завет был также отмечен подчинением реципиента обрезанию (17:9-14). Этим обрядом реципиент отождествлял себя с заветом, и с этого момента обрезание было постоянным напоминанием о нем. Принятие знамения завета на свое тело не спасало его духовно, но предотвращало устранение его от временных духовных и материальных благословений, которыми наслаждалось сообщество завета (ст. 14).

В послании к Римлянам 4:9-12, Павел доказывает, что определяющим фактором праведности Авраама пред Богом было не его обрезание, но вера в оправдывающее обетование Бога (Быт. 15:6) еще до того, как он был обрезан (17:26). Его обрезание было печатью, удостоверяющей и подтверждающей подлинность статуса праведности, принятого им по благодати Божьей через веру. Его обрезание не создавало и не повышало этого статуса праведности, как ошибочно верили иудеи во дни Иисуса (Иоан. 8:33-34; Рим. 4:9), и как позднее верили некоторые христиане из иудеев (Деян. 15:1). Знаком этого статуса обрезание являлось только для тех, кто поистине обладал божественным даром праведности по вере.

На мой взгляд, нет никакого библейского основания для заветного понятия о том, что водное крещение заменило обрезание как знак и печать Завета Благодати. Сторонники этого взгляда крестят младенцев для того, как они ошибочно полагают, чтобы сделать их членами сообщества завета, подобно тому, как это делало обрезание среди потомков Авраама до нашей эры. Напротив, мы становимся членами новозаветного сообщества в момент спасения посредством крещения Духом Святым, который помещает нас в Иисуса Христа (Гал 3:26-28) и в Церковь, тело Господне (1 Кор. 12:13, 27; Еф. 1:22-23).


7. Важность завета

Наряду с обетованием о грядущем Семени [Мессии-Господе Иисусе], завет был основой для спасительной веры Авраама и его потомства, включая тех, кто жил под Моисеевым законом. Указывая на грядущего Спасителя и его мессианскую работу (Гал. 3:8, 13-16), заветные обетования книги Бытие 12:3 и 15:5 дают этим людям нечто, во что верить. Эти обетования были своего рода ветхозаветным “Иоанна 3:16” (ср. Лук. 1:68-75; учтите замечания Павла в Гал. 3:8, 14, 16). Люди, жившие вне досягаемости этого откровения, данного Израилю, все равно имели какую-то истину о грядущем Победителе-Спасителе, который существовал в их традициях и свидетельстве созвездий небесных (Пс. 18:5; Рим. 10:18; см. ссылку 42). С течением времени, однако, эти древние традиции искажались все больше, а весть от созвездий становилась все менее ясной. Безусловно, к первому веку мир был готов к повсеместному провозглашению Евангелия.

Этот завет являлся основой для милостивого обращения Бога с непослушным Израилем в прошлом (Исх. 2:24-25; 6:1-8; Втор. 30:20; 4 Цар. 13:23); ту же самую роль он будет играть в отношении раскаивающегося избранного Израиля, когда Господь возвратится на землю (Лев. 26:40-45; Иер. 30:3; Иез. 36:28; Мих. 7:18-20). Нынешняя оккупация Палестины Израилем не является исполнением этого завета, равно как и никакая агрессия со стороны израильтян никогда не будет оправдана таковым. Господь Иисус восстановит избранных на их земле, как обещано данным заветом, когда Он придет на землю вновь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: